Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации с помощью нестандартных задач на уроках математики 6
1.1 Понятие и роль мотивации 6
1.2 Понятие и сущность нестандартных задач 8
1.3 Классификация нестандартных задач 13
1.4 Анализ школьных учебников на наличие нестандартных задач 16
Глава 2. Использование нестандартных задач на уроках математики 5-6
классов 20
2.1 Диагностика мотивации учащихся 5 классов к изучению математики . 20
2.2 Использование нестандартных задач в процессе обучения 24
2.3 Исследования уровня мотивации обучающихся после использования
нестандартных задач в процессе обучения 41
Заключение 44
Список литературы 45
Приложение 1
Приложение 2
Школа - это место обогащения знаниями, получения необходимых умений и навыков, которые мы используем на протяжении всей жизни. Каждый этап обучения в школе играет особую роль в развитии детей. Именно поэтому, главное требование, предъявляемое к системе образования, связанно с повышением качества обучения. По сей день, уровень образованности обучающихся является насущной проблемой. И как не странно, все чаще мы наблюдаем, что низкий уровень образованности учеников не всегда связан с интеллектуальным потенциалом и возможностями, а чаще с отсутствием интереса к процессу обучения, с низкой учебной мотивацией.
Решающий момент в выработке мотивации к учебно - познавательной деятельности - ее формирование в младшем подростковом возрасте (5-6 класс). В этом возрасте обучающиеся сталкиваются с новыми требованиями и сложностями, связанными с переходом в основную школу. Они ощущают необходимость приспособиться к новой учебной среде, а также развить навыки самостоятельного мышления и работы.
Мотивация играет одну из главных ролей в успешном усвоении знаний и достижении высоких результатов в обучении. Однако на практике часто возникает проблема отсутствия мотивации к процессу обучения и интереса учеников к предметам школьного курса. Частично это объясняется тем, что учителя редко применяют эффективные методики работы со школьниками, которые бы способствовали активизации их познавательной деятельности, в силу разных обстоятельств: высокий уровень загруженности преподавателей,
переполненность классов, отсутствие личной мотивации педагога. Поэтому так важно уделять внимание повышению мотивации познавательной деятельности учеников 5-6 классов для эффективного образовательного процесса...
В ходе проделанной работы нам удалось установить, что проблема мотивации к познавательной деятельности на уроках математики учеников 5-6 классов является наиболее актуальной.
У большинства школьников преобладает внешняя мотивация, что затормаживает процесс развития интереса к изучаемому предмету, не дает в полной мере раскрыть потенциал каждого учащегося, приобрести знания, умения и навыки, необходимые при решении проблем, возникающих за приделами образовательного процесса.
Нестандартные задачи проливают свет на способность учеников к интеграции широкого спектра математических понятий и методов, обеспечивая тем самым более глубокое понимание предмета. Они не только поддерживают развитие критического мышления и аналитических способностей, но и способствуют успешной подготовке к итоговой аттестации, действуя как эффективный инструмент для оценки знаний учащихся на практике.
Использование нестандартных задач на уроках математики значительно улучшило их математические навыки. Повысился уровень интереса к данному предмету.
Составленный нами сборник может быть использован учителями в профессиональной деятельности.
1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. М. : "Педагогика", 1972. 352 с.
2. Егорченко И. В. Математические абстракции и методическая реальность в обучении математике учащихся средней школы: Дис. докт. пед. наук. Саранск, 2003 . 421 с.
3. Кордемский Б.А. Очерки о математических задачах на смекалку: пособие для учителей. М. : Учпедгиз, 1958. 116 с.
4. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. 3-е изд., превед. С англ. СПб. : Евразия, 1999. 478 с.
5. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Я.Виленкин, [и др]. Москва : Мнемозина, 2013. 280 с.
6. Математика. 5 класс: учеб. учащихся общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, [и др]. Москва : Вентана-Граф, 2014. 304 с.
7. Овечкина С.Д., Колчанов А.В. Диагностика мотивации учащихся основной школы к изучению математики : методические рекомендации. Краснодар : КубГУ, 2017. 42 с.
8. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя М. : Просвещение, 1991. 288 с.
9. Шарапова Ф. Г. Математическое образование в жизни человека : Ежеквартальный информационно-методический журнал «Образование Ямала». Салехард : «НП-принт», 2015. 6 с.
10. Шумейко О.Н. Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. 25с.