ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие социальной перцепции, ее функции и механизмы развития 5
1.2. Особенности развития социальной перцепции у детей дошкольного
возраста 8
1.3. Психолого-педагогические средства развития социальной перцепции
детей дошкольного возраста. Понятие о социально-психологическом тренинге 13
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА) 22
2.1. Предпроектное исследование 22
2.2. Паспорт проекта 26
2.3. Программа социально-коммуникативного тренинга, направленного на
развитие социальной перцепции детей старшего дошкольного возраста 30
2.4. Развитие социальной перцепции детей старшего дошкольного возраста
(дистанционный формат проекта) 41
Выводы по Главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Важно то, как будут складываться взаимоотношения ребенка в группе детского сада. От этого зависит последующий путь его личностного и социального развития, потому что первый опыт межличностных отношений задает вектор формирования личности.
На протяжении всей жизни человек вступает в контакт с окружающими людьми и формирует с ними определенные отношения. Значимой личностной характеристикой человека, определяющей эффективность его отношений и взаимодействий с социумом, является социальная перцепция.
Обновление системы дошкольного образования, обусловленное внедрением идеологии, целей и задач Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обеспечивается сегодня созданием в дошкольных учреждениях психолого -педагогических, кадровых, предметно-пространственных и других условий, способствующих формированию у ребенка установки «положительного отношения к миру, другим людям и самому себе», умению «активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми». Согласно содержанию целевых ориентиров образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок обладает такой характеристикой как: «способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства...» [11; 17].
Таким образом, мы можем говорить о необходимости формирования у дошкольников элементарных навыков социальной перцепции, без которых невозможно решение вышеперечисленных задач.
Актуальность работы также заключается в разработке комплекса мероприятий, направленных на развитие социальной перцепции посредством такого психологического воздействия как социально-коммуникативный 2
тренинг. Предполагается, что тренинг как средство способствует развитию личностных качеств детей, включению каждого ребёнка в деятельность, проработке и проживанию проблемных ситуаций. Такой опыт поможет детям узнать о наиболее эффективных стратегиях взаимодействия.
Объект: социальная перцепция детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: социально-коммуникативный тренинг как средство развития социальной перцепции у детей старшего дошкольного возраста (проектная разработка).
Цель: разработать проект, основанный на использовании ресурсов социально-коммуникативного тренинга для развития навыков социальной перцепции детей старшего дошкольного возраста.
Проектная идея выстраивалась на основе следующих теоретических данных.
Социальная перцепция имеет свои особенности в зависимости от возрастного этапа. В старшем дошкольном возрасте активно формируется восприятие человека, меняется характер эмоций, испытываемых детьми по отношению друг к другу, приобретаются новые формы общения и взаимодействия. Дети 6-7 лет особенно чувствительны к социальным взаимоотношениям, что является основой формирования самооценки, уверенности в себе и во многом определяет способ социальных отношений в будущем.
Предполагается, что развитие элементарных навыков социальной перцепции детей старшего дошкольного возраста возможно посредством социально-коммуникативного тренинга, содержащего в себе игры и групповую деятельность, направленные на развитие коммуникативной компетентности и эмпатии.
Исследование проводилось на базе ЧДОУ №198 в городе Красноярске.
В исследовании приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать научные подходы к проблеме социальной перцепции дошкольников, обосновать целесообразность и необходимость развития социальной перцепции детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить и охарактеризовать особенности социальной перцепции детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать использование социально-коммуникативного тренинга как средства развития социальной перцепции дошкольников.
4. Выявить уровень коммуникативной компетентности и тип эмпатии как показателей развития социальной перцепции детей старшего дошкольного возраста через диагностические методики.
5. Разработать проект, состоящий из тренинговых упражнений, направленный на развитие коммуникативной компетентности и эмпатии старших дошкольников.
6. Составить рекомендации для педагогов по развитию социальной перцепции детей старшего дошкольного возраста, в том числе разработать вариант проекта по развитию социальной перцепции в дистанционном формате.
В процессе решения поставленных задач использованы следующие методы:
— Теоретический (анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования);
— Эмпирические методы (наблюдение, опросник, тест);
— Методы качественного и количественного анализа эмпирических данных.
Таким образом, понятие социальной перцепции рассматривалось множеством отечественных ученых, такими как Г.М. Андреева, М.Р. Битянова, А.А. Бодалев, В.Г. Крысько, Я.Л. Коломинский, Л.С. Выготский, Л.А. Петровская и др. В основном под социальной перцепцией понимается восприятие, познание и понимание человеком человека, а также взаимодействие с ним. Социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков. Выделяют следующие механизмы социальной перцепции: эмпатия, децентрация, социальная рефлексия, аттракция, механизм каузальной атрибуции.
Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком. В зависимости от возрастного этапа социальная перцепция имеет свои специфические особенности. Так, средний и старший дошкольный возраст — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Для того, чтобы развивать социальную перцепцию детей старшего дошкольного возраста необходимо организовать проект в форме социально - коммуникативного тренинга, включающего в себя игры, упражнения и групповую деятельность, направленные на развитие эмпатии и коммуникативной компетентности детей.
В ходе предпроектной деятельности было выявлено, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень коммуникативной компетентности и эгоцентрический тип эмпатических реакций и поведения. Такие результаты дают основание для реализации проекта, направленного на повышение уровня коммуникативной компетентности и эмпатии.
В процессе реализации социально-коммуникативного тренинга были достигнуты поставленные цели и задачи, что позволяет говорить о том, что данная проектная разработка, основанная на использовании ресурсов социально-коммуникативного тренинга, способствует развитию социальной перцепции детей старшего дошкольного возраста.
Также разработанные рекомендации педагогам по развитию социальной перцепции старших дошкольников могут быть полезны в практическом применении в ДОУ, в том числе при организации дистанционной работы с детьми.
1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: учеб. пособие / под ред. Марцинковской Т.Д. М.: Академия, 2011. 366 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. 376 с.
3. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и школе. Минск: Современное слово, 2003. 280 с.
4. Битянова M.T. Социальная психология: учебное пособие. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 106 с.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 93 с.
7. Бодалев А.А. Познание человека человеком / Под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. СПб.: Речь, 2005. 324 с.
8. Бодалев А.А., Шорохова Е.В. Психологические проблемы формирования нового человека // Психологический журнал. 1983. Т.4. № 6. С. 18—29.
9. Быкова Н.А., Коновалова О.В. Особенности социальной перцепции как компонента общения в юношеском возрасте // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 2496—2500.
10. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в
театрализованной деятельности: методическое пособие. М.: Центр
педагогического образования, 2007. 143 с.
11. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.: Школьная Пресса, 2010. 64 с.
12. Комкова Е.И., Кондратенко Ю.С. Социальная перцепция межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогии и психологии. 2013. № 30. С. 146—152.
13. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. 3-е изд. М.: Омега-Л, 2006. 352 с.
14. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры: Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М.: ГНОМ и Д, 2005. 160 с.
15. Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг. М.: Смысл, 2007. 134 с....24