Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение познавательной сферы подростков в инновационной образовательной среде

Работа №157820

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения познавательной сферы подростков в инновационной образовательной среде 7
1.1. Особенности познавательных процессов в подростковом
возрасте 7
1.2. Методы развития познавательных процессов у подростков 16
1.3. Сущность инновационной образовательной среды 31
1.4 Инновационная деятельность в образовании 37
Глава 2. Эмпирическое исследование познавательной сферы подростков в инновационной образовательной среде 40
2.1. Описание процедуры и методов исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 44
Выводы 56
Заключение 58
Список используемых источников 60
Приложение 1 64

Все чаще в современной педагогике упоминается словосочетание «гуманизация школьного образования», что предполагает развитие личности обучающегося, обеспечение необходимыми и создание благоприятных условий для раскрытия способностей в процессе обучения, направленность на формирование личности ребенка. Следовательно, главной комплексной психолого-педагогической задачей процесса обучения младших школьников, подростков и молодых людей является обеспечение усвоения комплекса знаний по программным школьным предметам, а также развитие когнитивно-познавательной сферы (мышление, внимание, памяти и т.д.). Такие навыки помогут обеспечить лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания изучаемых дисциплин. Так формируется механизм умственного развития. Именно этот механизм составляет психологическую основу обучения для эффективного самостоятельного приобретения обучающимся знаний и навыков. В таком случае уместно будет упомянуть обогащающую среду развития школьного процесса - инновационную среду обучения.
Изучением эффекта влияния инновационной среды обучения на участников образовательного процесса занимались отечественные ученые такие как Алисов Е. А., Подымова Л. С. и др. Авторы, говоря о современной инновационной образовательной среде, подразумевают «комплекс основополагающих факторов формирования личности, включающий воспитание, среду жизнедеятельности, самообразование и самовоспитание, которые направленны на реализацию творческого потенциала учащегося. Данная образовательная среда представляет собой комплексную форму реализации и функционирования основных принципов инновационной педагогики и является единым образовательным пространством учебного заведения, позволяющим совмещать усилия всех заинтересованных субъектов и объектов в качественной подготовке будущих специалистов» [1, С. 73-74]. Инновационная среда обучения особенно сильно влияет на познавательные процессы детей подросткового возраста, а создание инновационной образовательной среды, в свою очередь, связано с включением интерактивных средств в учебный процесс, обеспечение информационными технологиями и ресурсами.
Поэтому было принято решение посмотреть в магистерском исследовании, как может влиять инновационная среда обучения на развитие познавательных способностей у подростков.
Объект: когнитивно-познавательная сфера подростков.
Предмет: познавательные процессы детей подросткового возраста в инновационной образовательной среде.
Цель: изучение познавательной сферы подростков в инновационной образовательной среде для использования результатов исследования в работе педагога-психолога.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по вопросам развития познавательной процессов у детей подросткового возраста в инновационной среде обучения.
2. Провести первичную и повторную диагностику показателей развития познавательных процессов в начале эксперимента.
3. Проанализировать и интерпретировать данные, полученные в ходе диагностического исследования.
Гипотеза: инновационная образовательная среда благоприятно влияет на развитие познавательных процессов у подростков, а именно:
• развития процессов мышления (развитие операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
• развития свойств внимания: устойчивости, концентрации, переключения, расширение объема внимания;
• развития смысловой памяти.
Из гипотезы можно выделить следующие положения:
1. Инновационная образовательная среда способствует развитию процессов мышления, свойств внимания и памяти у детей подросткового возраста.
2. Применение инновационных методов и приемов в обучении позволит повысить успеваемость в 7-х классах МБОУ СОШ №64 г. Пензы.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
• Методика «КОТ - краткий отборочный тест» (тест оценки общих умственных способностей, адаптация Н.В. Бузина);
• Методика «Оперативная память» для подростков;
• методика «Таблицы Шульте» для подростков.
• Полученные результаты были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Эмпирическое исследование состояло из нескольких этапов.
1. Первый этап заключался в подборе соответствующих методик.
2. На втором этапе была проведена первичная диагностика показателей развития познавательных процессов в начале эксперимента.
3. Третий этап заключался в проведении повторной диагностики.
4. На четвертом этапе был проведен анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что инновационная среда обучения не смотря на популярность, применяется далеко не всеми педагогами. Исследование подтверждает ее положительное влияние на развитие подростков.
Научная новизна заключается в исследовании на сколько благоприятно влияет инновационная среда обучения на познавательные процессы детей подросткового возраста.
База исследования - эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 64 г. Пензы. В исследовании приняли участие 40 человек, обучающихся в 7 «А» и «Б» классах. Возраст обучающихся 12-13 лет.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы были представлены на всероссийской научно-практической конференции «Актуализация персональных ресурсов личности» 30 апреля 2021 года. А также отражены в следующих публикациях: «Психолого-педагогические условия развития познавательных способностей подростков», «Связь мотивации учебной деятельности и достижений старших школьников».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью представленной выпускной квалификационной работы являлось изучение динамики в показателях развития познавательных процессов у подростков обучающихся в инновационной среде обучения. Все чаще в современной педагогике упоминается словосочетание «гуманизация школьного образования», что предполагает развитие личности обучающегося, обеспечение необходимыми и создание благоприятных условий для раскрытия способностей в процессе обучения, направленность на формирование личности ребенка. Следовательно, главной комплексной психолого-педагогической задачей процесса обучения младших школьников, подростков и молодых людей является обеспечение усвоения комплекса знаний по программным школьным предметам, а также развитие когнитивно-познавательной сферы (мышление, внимание, памяти и т.д.).
В теоретической части работы были рассмотрены особенности познавательных процессов в подростковом возрасте, методы развития познавательных процессов у подростков, сущность инновационной образовательной среды. Создание инновационной образовательной среды связано с включением интерактивных средств в учебный процесс, обеспечение информационными технологиями и ресурсами.
Данные экспериментального исследования свидетельствуют о том, что заявленная гипотеза является достоверной. Инновационная среда обучения благоприятно влияет на развитие познавательных процессов у подростков, а именно:
• развития процессов мышления (развитие операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
• развития свойств внимания: устойчивости, концентрации, переключения, расширение объема внимания;
• развития смысловой памяти.
Таким образом, можно сказать, что инновационная среда обучения благоприятно влияет на познавательные процессы детей подросткового возраста.
Положения, выносимые для защиты, полностью подтвердились:
• Инновационная среда обучения способствует развитию процессов мышления, развития свойств внимания и памяти у детей подросткового возраста.
• Применение инновационных методов и приемов в обучении позволит повысить успеваемость в 7-х классах МБОУ СОШ №64 г. Пензы.
Инновационная среда обучения не смотря на популярность, применяется далеко не всеми педагогами. Исследование подтверждает ее положительное влияние на развитие подростков.
Теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы были представлены на всероссийской научно-практической конференции «Актуализация персональных ресурсов личности» 30 апреля 2021 года. А также отражены в следующих публикациях: «Психолого-педагогические условия развития познавательных способностей подростков», «Связь мотивации учебной деятельности и достижений старших школьников».



1. Алисов Е.А., Подымова Л.С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности // СПО. - 2001. - № 1. - С. 61-63.
2. Андреева О.С. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка посредством эффективной мотивации обучающихся как условие достижения стратегических целей ФГОС основного общего образования // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку : сб. материалов Межрегиональной конференции, 15-17 декабря 2014 г. / Науч. ред. д-р пед. наук, проф. О.А. Скрябина; РГУ имени С.А. Есенина. - Рязань, 2014. - 309 с.
3. Андронова Т.А. Круглый стол «Актуальные проблемы российского предпринимательского права» // Предпринимательское право. - 2007. - № 1. - С. 21.
4. Антонова Е.С., Боброва С.В. Методика преподавания русского языка: (начальные классы) : учебник. - М.: Академия, 2010. - 447 с.
5. Арсалиев Ш.М.-Х. О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики : сб. науч. трудов по итогам международной науч.- практич. конференции. - Красноярск, 2015. - №2. - 153 с.
6. Арсланьян В.П., Стюхина Г.А. Материалы курса ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект). - М., 2013. - 89 с.
7. Архипова Е.В. Работа над значением слова в начальной школе. - Рязань, 2011. - 170 с.
8. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе // От действия к мысли. - М., 2008. - 151 с.
9. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе // От действия к мысли. Система заданий. - М, 2011. - 159 с.
10. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка // Русская словесность. - 2010. - №3. - С. 36-40.
11. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебное пособие / Под ред. М.Т. Баранова. - М, 2011. - 364 с.
12. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с.
13. Берберян А.С., Дорошин Б.А., Дорошина И.Г. Проблемы современного образования // Материалы международной науч.-практич. конференции, 10-11 сентября 2014 года. - Пенза-Ереван; Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. - 248 с.
14. Башмаков М. И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. - Сиб.: Свет, 1997. - 400 с.
15. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. Реан, С. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 432 с.
16. Виды универсальных учебных действий. Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - 338 с.
17. Винокурова И.А., Наумова С.С. Увлекательные диктанты по русскому языку: для начальной школы. - 3-е изд. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2015. - 175 с.
18. Волков А.Е. [и др.] Модель «Российское образование - 2020» // Вопросы образования. - 2008. - №1. - С. 32-64.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учеб. пособие. - М.: Педагогика, 2010. - 480 с.
20. Гутник И.Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте. - СПб.: Книжный Дом, 2008. - 248 с.
21. Дружилов С.А. Основы практической психологии и педагогики: учеб. пособие. - М.: Флинта, 2013. - 240 с.
22. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Гуткина И.И. [и др.]. Практическая психология образования: учебное пособие для вузов. - М., Просвещение, 2003.
23. Ефимов П.П., Костин В.Н. Сущность инновационной образовательной среды вуза // Молодой ученый. - 2014. - №7 (66). - С. 502-506.
24. Козырев В.А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: науч.-метод. пособие для пед. работников вузов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 429 с.
25. Крайг Г. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005.
26. Мазур М.И. Образовательная среда школы как средство реализации интеллектуального потенциала учащихся: дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2006. - 201 с.
27. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
28. Матюхина М.В. Мотивация учения. - Волгоград, 1976.
29. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. - М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004. - 512 с.
30. Мечинская Н.А. Психологические проблемы неуспевающих школьников. - М., 1971. - 272 с.
31. Михайлова Ю.Н. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство повышения уровня адаптивности студентов к профессиональной деятельности // Вопросы современной науки и практики. - 2010. - № 7-9(30). - C. 131-137.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ «Академия», 2006. - 608 с.
33. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 141с.
34. Практическая психология для педагогов и родителей / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. - СПб.: Дидактика Плюс, 2002. - 361 с.
35. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
36. Синергетике - 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. - 2000. - № 3. - С. 53-61.
37. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. 2004. - № 2-3. - 72 с.
38. Шмелева, Е.А. Инновационная образовательная среда вуза: пространство развития // Научный поиск. - 2012. - № 1(3). - С. 14-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ