Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О РОДНОМ ГОРОДЕ И КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОСТИ

Работа №157816

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О РОДНОМ ГОРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОСТИ 7
1.1.Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом и краем как педагогическая задача 7
1.2. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с
родным городом и краем в ДОО 12
1.3. Теоретическое обоснование развития представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе и крае посредством наглядности.. .21
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О РОДНОМ ГОРОДЕ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОСТИ 36
2.1. Организация эмпирического исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эмпирического исследования 38
2.3. Практическая работа по развитию представлений детей старшего
дошкольного возраста о родном городе и крае посредством наглядности 45
2.4. Анализ и интерпретация контрольного этапа эмпирического
исследования 51
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 68

Актуальность темы исследования заключается в том, что неотъемлемая часть системы дошкольного образования сегодня - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Целью Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально­культурных традиций. Согласно ФОП ДО, целевыми ориентирами в этом возрасте является воспитание человека, любящего свою малую родину и имеющего представление о своей стране - России, испытывающего чувство привязанности к родному дому, семье. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту и традиции.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно­патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно реализовано без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Анализ педагогической теории и практики позволил выделить противоречие между потребностью общества, а также требованиями нормативных документов, касающихся формирования у детей дошкольного возраста представлений о родном крае, традициях народов нашей страны и реальными фактами из жизни российского общества. Это противоречие подчеркивает необходимость актуализации педагогических ресурсов общества и образовательных организаций для повышения эффективности образовательной работы с детьми и позволяет сформулировать проблему исследования: является ли наглядность эффективным средством развития представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе и крае.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирическим путем проверить результативность средств наглядности в развитии представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе и крае.
Объект исследования: представления детей старшего дошкольного возраста о родном городе и крае.
Предмет исследования: развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе и крае посредством наглядности.
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование средств наглядности для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста будет результативным если:
- в образовательном процессе детского сада будут применяться, как традиционные средства наглядности, хорошо зарекомендовавшие себя на притяжении многих лет использования (картины, открытки, фотографии и др.), так и современные (виртуальные экскурсии, интерактивные плакаты и др.);
• обучающиеся будут активными субъектами образовательного процесса посредством выполнения рисунков и аппликаций любимых мест города детей, использования интерактивных плакатов и др.
Цель исследования определила ключевые задачи, которые необходимо решить в работе:
1. Проанализировать теоретические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом и краем.
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня сформированности представлений детей о родном городе и крае.
3. Спроектировать и провести образовательную работу по развитию представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе и крае.
4. Изучить и проанализировать результаты развивающей работы с детьми.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: Алешина Н.В., Брагунца Е.И., Буткевич В.В., Дедюкина М.И., Емелина А.М., Николаева Л., Никонова Л.Е., Просвирина А.Д., Тавстуха О.Г., Тимофеева А.Д., Савченко В.И., Фабрикантова Е.В., Флерина Е.А., Шавшаева Л.Ю., Ширяева Ю.Г. и др.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение;
• эмпирические методы: тестирование;
• метод математической обработки данных при оценке результатов проведенных исследований.
В эмпирическом исследовании была использована методика Е. К. Ривиной «Знакомство с ближайшим окружением и родным городом».
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХХ» г. Красноярска.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами для подготовки докладов, рефератов, прохождения педагогической практики.
Структура работы: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы с подразделами, заключение, список использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе написания работы была достигнута цель исследования, которая заключалась в том, чтобы обосновать и практическим путем проверить результативность средств наглядности в развитии представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе и крае на примере Красноярского края и города Красноярска.
В результате были решены все поставленные задачи и сформулированы краткие выводы по ним:
Проведя теоретический анализ по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом и краем, важно отметить, что при организации воспитательно-образовательного процесса необходимо учитывать возрастные особенностей детей дошкольного возраста, которые, в свою очередь, требуют широкого применения наглядности для увеличения познавательной активности детей и стремления детей познать историю родного края.
Формирование определенного отношения к патриотизму и уважению к родине можно и нужно прививать, и воспитывать в детях с малых лет, именно на это и было нацелено эмпирическое исследование по выявлению уровня сформированности представлений детей о родном городе и крае.
Анализ сформированности представлений детей о родном городе и крае, проведенный по методике Е.К. Ривиной «Знакомство с ближайшим окружением и родным городом», был проведен на базе Красноярского детского сада, в группе детей старшего дошкольного возраста.
По итогам констатирующего этапа эмпирического исследования по методике Ривиной Е.К. был выявлен средний и низкий уровень представлений старших дошкольников о городе и положительного отношения к нему.
На следующем этапе ОЭР с детьми был проведен цикл занятий «Мой родной город - что я о тебе знаю», который включил в себя пять занятий с различными темами, направленными на углубление представлении детей о родном крае и городе Красноярске: «Мой город», «Достопримечательности нашего города и края», «История нашего города», «Люди, которыми мы гордимся», «Наша родная природа». Занятия проводились с опорой на принцип активности и сознательности детей в образовательном процессе, в ходе занятий широко применялась наглядность:
• картины, изображающие природу края (В.А. Сергин «Город на Енисее», Т.В. Раннель «Горные кедры», В.И. Суриков «Енисей у Красноярска»);
• картины известного красноярского художника А. Г. Поздеева «Последний снег», «Весенний мотив», «Маки»;
• слайды с картинами И.В. Сурикова «Взятие снежного городка», «Сибирская красавица», «Портрет хакаски»;
• фотографии достопримечательностей города (Красноярский краевой краеведческий музей, Музей-усадьба В.И. Сурикова, Коммунальный мост, Храм Преображения Господня, Театральная площадь, Литературный музей имени В. П. Астафьева, Памятник «Царь-рыба» и др.);
• фотографии известных людей края (И. С. Ярыгин, Е. Р. Устюгов, Д. А. Хворостовский, А. Г. Поздеев, В.П. Астафьев и др.);
• виртуальная экскурсия «Достопримечательности города»;
• план местности (названия улиц, расположение детского сада, магазины, парки и т.д.).
После проведения повторной диагностики на контрольном этапе эмпирического исследования, также основанной на методике Ривиной Е.К., удалось подтвердить результативность применения изобразительной наглядности в образовательном процессе детского сада.
Познания в области родного края и города стали значительно выше, что подтвердило выдвинутую нами гипотезу и доказало цель исследования.


1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005. 256 с.
2. Алисеев В. Г. Возрастная психология: учебное пособие. Иркутск. 2019. С. 270.
3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд-во: Институт практической психологии. 2019. С. 504.
4. Божович Л. И. Этапы формирования личности. Воронеж. 2021. С. 164.
5. Бородина Г. В. Еще раз о готовности к школе / Начальная школа: плюс до и после. М. 2020. С. 125.
http://school2100.eom/upload/iblock/d78/d78a0dbc60c36a24a9a0b30a18712e47.p df
6. Брагуца Е.И. Воспитание любви к малой родине у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой // Актуальные вопросы современной науки и образования: материалы международной науч.-практич. конференции. Московский финансово-юридический университет МФЮА, Кировский филиал. 2016. С. 474-477.
7. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Педагог и дети: учебник для студентов
вузов, 2-е изд. Москва: Ювента, 2018. 268 с.
8. Буткевич В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: учебн. пособие для педагогов. Минск: НИО,2007. 280 с.
9. Везничева А.А., Фурман Я.В. Использование педагогического рисунка при обучении географии в школе на современном уроке // Научно­практический электронный журнал Оригинальные исследования (ОРИС), ISSN 2222-0402 www.ores.su(https://ores.su/media/filer public/29/8b/298bfe3c- 1662-46158632
ccafc68c1522/21_ispolzovanie_pedagogicheskogo_risunka_pri_obuchenii_geograf ii_v_shkole_na_sovremennom_uroke.pdf дата обращения 15.04.2024)
10. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Н.Ф. Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам: учебн. пособ. М.: Кнорус, 2017. 390 с.
11. Гольдерова А.С., Николаева Л.В. Этнокарты как средство
ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 4-1. С. 55-58.
EDN XELURO.
12. Господинов В.Д. Фотография и визуализация в условиях
дистанционного образования - возможности и ограничения https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/fotografiya-i-vizualizatsiya-v-usloviyah- distantsionnogo-obrazovaniya-vozmozhnosti-i-ogranicheniya/viewer дата
обращения 15.04.2024.
13. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. М.: Педагогическое общество России, 2004.192 с.
14. Дедюкина М. И., Тимофеева А.Д. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64­1. С. 77-80. EDN BUGIDK.
15. Денисова М.О, Бараковских К.Н. Значение принципа наглядности в обучении. М., 2019. стр.32-33....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ