Введение 3
Глава 1. Проблемы изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Анализ особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми с
ограниченными возможностями здоровья 8
1.2. Психологическая помощь семьям с детьми с ограниченными
возможностями здоровья как проблема в современной психологии 17
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 24
2.1. Описание выборки и организации исследования 24
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 32
Выводы по 2 главе 49
Глава 3. Реализация психологической программы коррекции детско-
родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 50
3.1. Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 50
3.2. Содержание программы коррекции детско-родительских отношений в
семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 53
3.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 60
Выводы по 3 главе 68
Заключение 69
Список литературы 72
Приложение 79
Актуальность исследования. В настоящее время проблема детско- родительских отношений не утрачивается и на сегодняшнем этапе развития науки, когда в научно-методической литературе достаточное количество работ, посвященных ее изучению.
Как мы знаем, семьи разнятся по составу, по количеству детей и в зависимости от отношений между родителями и детьми. Ученые установили, что эти особенности влияют как на личность самого ребенка, так и на особенности детско-родительских отношений. Именно семья, по мнению абсолютного большинства теоретиков и практиков, считается по праву первым социальным институтом, где происходит социализация ребенка, формирование личности ребенка, что определенно способствует поддержанию интереса к данной проблематике.
Стоит отметить, что последнее десятилетие характеризуется возрастанием числа работ в социальных и психологических науках, посвященных изучению различных аспектов проблематики семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что связано с тенденцией роста численности таких детей в социуме.
Анализ последних научных исследований дает возможность утверждать, что учеными и исследователями уделяется внимание не только методическим вопросам формирования у таких детей знаний, умений и навыков, но и семьям, в которых происходит воспитание. Исследования направлены на поиск решений вопроса совершенствования методов обучения родителей во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ, а также в целом на разработку таких программ, которые способствовали бы включению семьи в поле коррекционного воздействия. Так как именно семья является тем доминирующим фактором в социальной адаптации и дальнейшем развитии личности ребенка, который важно учитывать при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Так, тенденция к росту численности детей с ОВЗ, наличие проблем в семейном воспитании с такими детьми, которые в будущем приводят к нарушению личностного развития ребенка способствовала выбору в качестве темы исследовательской работы «Психологическая коррекция детско - родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ», которая, к сожалению, в последние десятилетия становится все актуальней в силу роста численности детей с ОВЗ.
Таким образом, актуальность выбранной проблематики очевидна и обуславливается в равной мере степенью разработанности вопроса организации психокоррекционной помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, а также влиянием отклонений на личность ребенка и его социально-психологическую адаптацию, которое характеризуется как дезадаптирующее.
Стоит отметить, что вопрос детско-родительских отношений является достаточно разработанным в психологической науке. Данной проблематике посвящены работы зарубежных классиков З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Хорни, К. Роджерса, а также отечественных исследователей и ученых, среди которых следует отметить труды Л.С. Выготского, Б.Д. Эльконина, В.И. Слободчикова, М.И. Лисиной, А.Я. Варги, Е.Т. Соколовой и других.
Вопросы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, разрабатывались в трудах Т.Г. Богдановой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой, Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош, Г.А.Мишиной, О.Г. Приходько, Н.В. Мазуровой, В.В. Ткачевой, М.П. Краузе.
Теоретико-методологической основой нашей работы стали концепции и теории таких ученых как П.Я. Трошина, Л.С. Выготского, С.Я. Рубинштейна, И.И. Мамайчук, В.В. Ткачевой, А.Я. Варги, О.Н. Усановой, В.В. Столина, И.Ю. Левченко, С.Н. Ворониной и других.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских
отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и предложить программу коррекции детско-родительских отношений у исследуемого контингента.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей ОВЗ.
Предмет исследования: психологическая коррекция детско -
родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования: Семьи, имеющие детей с ОВЗ имеют проблемы в детско-родительских отношениях. Использование разработанной нами программы психологической коррекции детско-родительских отношений окажет положительное влияние на их оптимизацию у данной категории испытуемых.
Для достижения цели и подтверждения выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
3. Разработать и апробировать программу коррекции детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, проверить ее эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования:
• теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация, синтез информации по проблеме исследования);
• эмпирические методы исследования: методики, тесты и опросники, беседа с родителями.
В качестве психодиагностического инструментария нами были подобраны следующие методики:
1. Тест-опросник «Методика диагностики родительского отношения) А.Я. Варга, В.В. Столина;
2. Тест «Кинетический рисунок семьи» (С.Бернса и С.Кауфмана);
4. Методика «Фильм-тест» Р. Жиля (фрагменты);
5. Методика «Лики родительской любви» Е.С. Шефера и Р.К. Белла.
База исследования: Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья. Исследование детско-родительских отношений проводилось с участием 20 семей.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке общего подхода и конкретных рекомендаций по диагностике и психологической коррекции детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей с ОВЗ (на примере детей с нарушением слуха, зрения, а также детей с умственной отсталостью), а также введении в научный оборот новых экспериментальных данных, раскрывающих особенности дисгармоничных детско-родительских отношений в семьях детей с ОВЗ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации специальной психокоррекционной программы по развитию положительного микроклимата в семьях с детьми с ОВЗ, способствующей выявлению и минимизации неблагоприятных факторов семейного воспитания, что в результате приводит к гармонизации детско-родительских отношений. Данные, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы психологическими, социальными службами дошкольных учебных заведений, центрами психолого-медико-социального сопровождения, а также в образовательном процессе и системе подготовки, повышения квалификации специалистов-психологов, при создании методических разработок и программ для профессиональной подготовки слушателей.
Этапы работы: Исследовательская работа проводилось в три этапа:
1. Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2020 - октябрь 2021 гг.). Данный этап заключался в подборе научной литературы, проведении теоретического анализа научных источников с последующей систематизацией, синтезом и обобщением информации. В результате этого этапа 5
исследовательской работы была установлена актуальность выбранной темы и насущность дальнейшего ее изучения.
На основании теоретического анализа научной литературы нами была сформулирована гипотеза исследования, определена цель и задачи работы в целом.
2. Второй этап - проведение констатирующего этапа психологопедагогического эксперимента (ноябрь 2021 - декабрь 2021 гг.). На этом этапе осуществлялся подбор психодиагностического инструментария, осуществлялось эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей с ОВЗ с последующим оформлением результатов в виде таблиц и рисунков, а также их интерпретацией.
3. Третий этап - разработка и апробация разработанной психокоррекционной программы по улучшению детско -родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ (январь 2021 - ноябрь 2021 гг.). На этом этапе осуществлялся качественный и количественный анализ полученных результатов, оценка эффективности, предложенной психокоррекционной программы и проведение статистической обработки данных с последующей их интерпретацией, формулированием выводов и оформлением текста диссертации.
Структура работы: данная выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем магистерской диссертации без учета приложений составляет 74 страниц.
На основе проведенного теоретического анализа научно -методической литературы и психолого-педагогического эксперимента можем отметить следующее.
1. В психологической науке отсутствует общепринятое определение дефиниции «детско-родительские отношения». Однако на основании проведенного анализа теоретической литературы можно отметить, что под детско-родительскими отношениями рассматриваются системы разнообразных чувств относительно ребёнка, поведенческих стереотипов, которые имеют место в процессе общения с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Особенностями детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ являются или инвалидизация ребенка посредством ограничения его в обретении свободы и независимости, или же желание развития ребенка с целью преодоления социальных последствий дефекта.
2. Основными стилями и типами детско-родительских отношений считаются: опекающие отношения, когда ребенок ставится в центре семьи и все члены семьи пытаются удовлетворять его потребности полностью, ограждая его от забот; авторитарные отношения - мнение ребенка не учитывается, за ребенка все решают родители; безучастные отношения - дети в таких семьях и их успехи, неудачи родителям безразличны; авторитетные отношения - идеальный тип отношений, построенный на взаимном уважении, принятии и учете мнений.
3. На основании проведенной диагностики детско -родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ к особенностям детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих таких детей, можно отнести:
- Родители детей с ОВЗ их чаще отвергают, не принимают их полностью, интерес к ребенку и его увлечениям не наблюдается, а его мнение считается неважным, детским. Помимо этого, установлено, что в таких семьях родители склонны считать ребенка маленьким неудачником, могут игнорировать интересы и увлечения ребенка, считать мысли и его чувства несерьезными. Однако основные разумные потребности ребенка удовлетворяются сразу же, родители заботиться о нем, придерживаясь при этом оптимальной дистанции с ребенком.
• В семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, дети чувствуют тревожность, отмечается конфликтность в семье, враждебность. Также прослеживается наличие чувства неполноценности в семейной ситуации.
• Для родителей же детей с ОВЗ чрезвычайно важно управлять порядком, достигать организованности и ясности в семейных делах. Менее значимым для них является стремление способствовать открытому выражению чувств, формированию независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений. Активности в отдыхе и саморазвитии не обнаружено.
• Дети с ОВЗ находятся в более тесных отношениях с матерью, стараются избегать отношений с отцом и братьями (сестрами).
• Среди отцов преобладает истинно мужской стиль воспитания, а среди матерей - истинно женский, исполненный опеки, любви и заботы, который влечет за собой формирования чувства зависимости от родителя, беспомощности.
4. Нами на основании результатов констатирующего эксперимента было разработано коррекционную программу по развитию положительного микроклимата в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, включающую ряд упражнений, направленных на различные сферы отношений родителя и ребенка.
5. Апробация разработанной программы дает возможность утверждать о ее эффективности.
Так изменились показатели стилей воспитания среди матерей детей с ОВЗ (они стали меньше опекать ребенка, руководствоваться в воспитании своим настроением, больше уделять времени умственному, эмоциональному и физическому развитию ребенка);
Среди детей отмечается изменение отношения к матери, отцу и к матери и отцу как чете, то есть дети значительно раскрылись по отношению к отцу, стали больше доверять ему, проводить с ним больше времени. С матерью отношения перестали носить настолько тесный характер, однако близость все же сохранилась в силу того, что мать не перестала меньше проводить времени с ребенком.
Г оворя об эффективности разработанной программы, отметим, что семьи, воспитывающие детей с ОВЗ стали более сплоченными, ориентированными на достижения. Помимо этого, отмечается стабилизация и становление благоприятной ситуации в семье, снижение уровня тревожности, чувства неполноценности в семье и враждебности, повышение уровня выраженности конфликта, что ведет к разрешению ситуации, а не его подавление. В семьях после повторного исследования наблюдается разрешение на личностный рост, независимость в проявлении своего мнения, решении проблем.
В родительских отношениях к детям наблюдается также ряд изменений: среди родителей наблюдается искренняя заинтересованность ребенком, его интересами и увлечениями, помимо этого родители более серьезно относятся к мнению и мыслям ребенка, стараются удовлетворять все его разумные потребности и соблюдать адекватную психологическую дистанцию, не впадая в крайности.
В рамках нашей научной работы гипотеза подтвердилась. Однако, отметим, что наша работа не исчерпывает всех аспектов выбранной тематики, что оставляет поле для дальнейшей исследовательской углубленной работы.
1. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с
нарушениями развития. Челябинск, 1999. 357 с.
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. 304 с.
3. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений. Учеб. пособ. 4 изд. М.: «Академия», 2006. 192 с.
4. Асламазова Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. Санкт-Петербург, 2012. 243 с.
5. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. Красноярск, 2000. 175 с.
6. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Методология и методы научного исследования: учебное пособие. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. 283 с.
7. Бикметов Е.Ю., Сизоненко З.Л., Юлдашева О.Н. Социализация в семье детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы. Уфа, 2012. 171 с.
8. Блохина С.И., Козлова В.П., Старшинова А.В. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России//Российский журнал социальной работы. 2011. №1. С. 15-18.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Издательство " Питер", 2000. 304 с.
10. Борисова Ю.Н. Социализация семей, воспитывающих детей с нарушениями развития, в условиях лекотеки // Особый ребенок: формирование адекватной жизненной перспективы: материалы II межрегиональной научно - практической конференции (6-10 декабря 2012) / Под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. М.: 2012.
11. Бразгун Т.Н. Межличностные отношения в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. Москва, 2021. 177 с.
12. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: // МГУ, М., 1986. 206 с.
13. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988.
14. Венза Т. В. Развитие личности ребенка в контексте детскородительских отношений // Вестник ЧГПУ. 2015. С. 39 - 47.
15. Волкова В.М., Хлыстова Е.В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и проявлений тревожности у детей подросткового возраста с нарушением слуха // Специальное образование. 2013. № 1. С. 33-39....22