Психологическая коррекция детско - родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
|
Введение 3
Глава 1. Проблемы изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Анализ особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми с
ограниченными возможностями здоровья 8
1.2. Психологическая помощь семьям с детьми с ограниченными
возможностями здоровья как проблема в современной психологии 17
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 24
2.1. Описание выборки и организации исследования 24
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 32
Выводы по 2 главе 49
Глава 3. Реализация психологической программы коррекции детско-
родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 50
3.1. Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 50
3.2. Содержание программы коррекции детско-родительских отношений в
семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 53
3.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 60
Выводы по 3 главе 68
Заключение 69
Список литературы 72
Приложение 79
Глава 1. Проблемы изучения детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Анализ особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми с
ограниченными возможностями здоровья 8
1.2. Психологическая помощь семьям с детьми с ограниченными
возможностями здоровья как проблема в современной психологии 17
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Исследование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 24
2.1. Описание выборки и организации исследования 24
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 32
Выводы по 2 главе 49
Глава 3. Реализация психологической программы коррекции детско-
родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 50
3.1. Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 50
3.2. Содержание программы коррекции детско-родительских отношений в
семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья 53
3.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 60
Выводы по 3 главе 68
Заключение 69
Список литературы 72
Приложение 79
Актуальность исследования. В настоящее время проблема детско- родительских отношений не утрачивается и на сегодняшнем этапе развития науки, когда в научно-методической литературе достаточное количество работ, посвященных ее изучению.
Как мы знаем, семьи разнятся по составу, по количеству детей и в зависимости от отношений между родителями и детьми. Ученые установили, что эти особенности влияют как на личность самого ребенка, так и на особенности детско-родительских отношений. Именно семья, по мнению абсолютного большинства теоретиков и практиков, считается по праву первым социальным институтом, где происходит социализация ребенка, формирование личности ребенка, что определенно способствует поддержанию интереса к данной проблематике.
Стоит отметить, что последнее десятилетие характеризуется возрастанием числа работ в социальных и психологических науках, посвященных изучению различных аспектов проблематики семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что связано с тенденцией роста численности таких детей в социуме.
Анализ последних научных исследований дает возможность утверждать, что учеными и исследователями уделяется внимание не только методическим вопросам формирования у таких детей знаний, умений и навыков, но и семьям, в которых происходит воспитание. Исследования направлены на поиск решений вопроса совершенствования методов обучения родителей во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ, а также в целом на разработку таких программ, которые способствовали бы включению семьи в поле коррекционного воздействия. Так как именно семья является тем доминирующим фактором в социальной адаптации и дальнейшем развитии личности ребенка, который важно учитывать при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Так, тенденция к росту численности детей с ОВЗ, наличие проблем в семейном воспитании с такими детьми, которые в будущем приводят к нарушению личностного развития ребенка способствовала выбору в качестве темы исследовательской работы «Психологическая коррекция детско - родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ», которая, к сожалению, в последние десятилетия становится все актуальней в силу роста численности детей с ОВЗ.
Таким образом, актуальность выбранной проблематики очевидна и обуславливается в равной мере степенью разработанности вопроса организации психокоррекционной помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, а также влиянием отклонений на личность ребенка и его социально-психологическую адаптацию, которое характеризуется как дезадаптирующее.
Стоит отметить, что вопрос детско-родительских отношений является достаточно разработанным в психологической науке. Данной проблематике посвящены работы зарубежных классиков З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Хорни, К. Роджерса, а также отечественных исследователей и ученых, среди которых следует отметить труды Л.С. Выготского, Б.Д. Эльконина, В.И. Слободчикова, М.И. Лисиной, А.Я. Варги, Е.Т. Соколовой и других.
Вопросы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, разрабатывались в трудах Т.Г. Богдановой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой, Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош, Г.А.Мишиной, О.Г. Приходько, Н.В. Мазуровой, В.В. Ткачевой, М.П. Краузе.
Теоретико-методологической основой нашей работы стали концепции и теории таких ученых как П.Я. Трошина, Л.С. Выготского, С.Я. Рубинштейна, И.И. Мамайчук, В.В. Ткачевой, А.Я. Варги, О.Н. Усановой, В.В. Столина, И.Ю. Левченко, С.Н. Ворониной и других.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских
отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и предложить программу коррекции детско-родительских отношений у исследуемого контингента.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей ОВЗ.
Предмет исследования: психологическая коррекция детско -
родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования: Семьи, имеющие детей с ОВЗ имеют проблемы в детско-родительских отношениях. Использование разработанной нами программы психологической коррекции детско-родительских отношений окажет положительное влияние на их оптимизацию у данной категории испытуемых.
Для достижения цели и подтверждения выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
3. Разработать и апробировать программу коррекции детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, проверить ее эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования:
• теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация, синтез информации по проблеме исследования);
• эмпирические методы исследования: методики, тесты и опросники, беседа с родителями.
В качестве психодиагностического инструментария нами были подобраны следующие методики:
1. Тест-опросник «Методика диагностики родительского отношения) А.Я. Варга, В.В. Столина;
2. Тест «Кинетический рисунок семьи» (С.Бернса и С.Кауфмана);
4. Методика «Фильм-тест» Р. Жиля (фрагменты);
5. Методика «Лики родительской любви» Е.С. Шефера и Р.К. Белла.
База исследования: Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья. Исследование детско-родительских отношений проводилось с участием 20 семей.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке общего подхода и конкретных рекомендаций по диагностике и психологической коррекции детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей с ОВЗ (на примере детей с нарушением слуха, зрения, а также детей с умственной отсталостью), а также введении в научный оборот новых экспериментальных данных, раскрывающих особенности дисгармоничных детско-родительских отношений в семьях детей с ОВЗ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации специальной психокоррекционной программы по развитию положительного микроклимата в семьях с детьми с ОВЗ, способствующей выявлению и минимизации неблагоприятных факторов семейного воспитания, что в результате приводит к гармонизации детско-родительских отношений. Данные, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы психологическими, социальными службами дошкольных учебных заведений, центрами психолого-медико-социального сопровождения, а также в образовательном процессе и системе подготовки, повышения квалификации специалистов-психологов, при создании методических разработок и программ для профессиональной подготовки слушателей.
Этапы работы: Исследовательская работа проводилось в три этапа:
1. Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2020 - октябрь 2021 гг.). Данный этап заключался в подборе научной литературы, проведении теоретического анализа научных источников с последующей систематизацией, синтезом и обобщением информации. В результате этого этапа 5
исследовательской работы была установлена актуальность выбранной темы и насущность дальнейшего ее изучения.
На основании теоретического анализа научной литературы нами была сформулирована гипотеза исследования, определена цель и задачи работы в целом.
2. Второй этап - проведение констатирующего этапа психологопедагогического эксперимента (ноябрь 2021 - декабрь 2021 гг.). На этом этапе осуществлялся подбор психодиагностического инструментария, осуществлялось эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей с ОВЗ с последующим оформлением результатов в виде таблиц и рисунков, а также их интерпретацией.
3. Третий этап - разработка и апробация разработанной психокоррекционной программы по улучшению детско -родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ (январь 2021 - ноябрь 2021 гг.). На этом этапе осуществлялся качественный и количественный анализ полученных результатов, оценка эффективности, предложенной психокоррекционной программы и проведение статистической обработки данных с последующей их интерпретацией, формулированием выводов и оформлением текста диссертации.
Структура работы: данная выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем магистерской диссертации без учета приложений составляет 74 страниц.
Как мы знаем, семьи разнятся по составу, по количеству детей и в зависимости от отношений между родителями и детьми. Ученые установили, что эти особенности влияют как на личность самого ребенка, так и на особенности детско-родительских отношений. Именно семья, по мнению абсолютного большинства теоретиков и практиков, считается по праву первым социальным институтом, где происходит социализация ребенка, формирование личности ребенка, что определенно способствует поддержанию интереса к данной проблематике.
Стоит отметить, что последнее десятилетие характеризуется возрастанием числа работ в социальных и психологических науках, посвященных изучению различных аспектов проблематики семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что связано с тенденцией роста численности таких детей в социуме.
Анализ последних научных исследований дает возможность утверждать, что учеными и исследователями уделяется внимание не только методическим вопросам формирования у таких детей знаний, умений и навыков, но и семьям, в которых происходит воспитание. Исследования направлены на поиск решений вопроса совершенствования методов обучения родителей во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ, а также в целом на разработку таких программ, которые способствовали бы включению семьи в поле коррекционного воздействия. Так как именно семья является тем доминирующим фактором в социальной адаптации и дальнейшем развитии личности ребенка, который важно учитывать при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Так, тенденция к росту численности детей с ОВЗ, наличие проблем в семейном воспитании с такими детьми, которые в будущем приводят к нарушению личностного развития ребенка способствовала выбору в качестве темы исследовательской работы «Психологическая коррекция детско - родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ», которая, к сожалению, в последние десятилетия становится все актуальней в силу роста численности детей с ОВЗ.
Таким образом, актуальность выбранной проблематики очевидна и обуславливается в равной мере степенью разработанности вопроса организации психокоррекционной помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, а также влиянием отклонений на личность ребенка и его социально-психологическую адаптацию, которое характеризуется как дезадаптирующее.
Стоит отметить, что вопрос детско-родительских отношений является достаточно разработанным в психологической науке. Данной проблематике посвящены работы зарубежных классиков З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Хорни, К. Роджерса, а также отечественных исследователей и ученых, среди которых следует отметить труды Л.С. Выготского, Б.Д. Эльконина, В.И. Слободчикова, М.И. Лисиной, А.Я. Варги, Е.Т. Соколовой и других.
Вопросы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, разрабатывались в трудах Т.Г. Богдановой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой, Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош, Г.А.Мишиной, О.Г. Приходько, Н.В. Мазуровой, В.В. Ткачевой, М.П. Краузе.
Теоретико-методологической основой нашей работы стали концепции и теории таких ученых как П.Я. Трошина, Л.С. Выготского, С.Я. Рубинштейна, И.И. Мамайчук, В.В. Ткачевой, А.Я. Варги, О.Н. Усановой, В.В. Столина, И.Ю. Левченко, С.Н. Ворониной и других.
Цель исследования: выявить особенности детско-родительских
отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и предложить программу коррекции детско-родительских отношений у исследуемого контингента.
Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей ОВЗ.
Предмет исследования: психологическая коррекция детско -
родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования: Семьи, имеющие детей с ОВЗ имеют проблемы в детско-родительских отношениях. Использование разработанной нами программы психологической коррекции детско-родительских отношений окажет положительное влияние на их оптимизацию у данной категории испытуемых.
Для достижения цели и подтверждения выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
3. Разработать и апробировать программу коррекции детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, проверить ее эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования:
• теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и систематизация, синтез информации по проблеме исследования);
• эмпирические методы исследования: методики, тесты и опросники, беседа с родителями.
В качестве психодиагностического инструментария нами были подобраны следующие методики:
1. Тест-опросник «Методика диагностики родительского отношения) А.Я. Варга, В.В. Столина;
2. Тест «Кинетический рисунок семьи» (С.Бернса и С.Кауфмана);
4. Методика «Фильм-тест» Р. Жиля (фрагменты);
5. Методика «Лики родительской любви» Е.С. Шефера и Р.К. Белла.
База исследования: Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья. Исследование детско-родительских отношений проводилось с участием 20 семей.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке общего подхода и конкретных рекомендаций по диагностике и психологической коррекции детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей с ОВЗ (на примере детей с нарушением слуха, зрения, а также детей с умственной отсталостью), а также введении в научный оборот новых экспериментальных данных, раскрывающих особенности дисгармоничных детско-родительских отношений в семьях детей с ОВЗ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации специальной психокоррекционной программы по развитию положительного микроклимата в семьях с детьми с ОВЗ, способствующей выявлению и минимизации неблагоприятных факторов семейного воспитания, что в результате приводит к гармонизации детско-родительских отношений. Данные, полученные в ходе нашего исследования, могут быть использованы психологическими, социальными службами дошкольных учебных заведений, центрами психолого-медико-социального сопровождения, а также в образовательном процессе и системе подготовки, повышения квалификации специалистов-психологов, при создании методических разработок и программ для профессиональной подготовки слушателей.
Этапы работы: Исследовательская работа проводилось в три этапа:
1. Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2020 - октябрь 2021 гг.). Данный этап заключался в подборе научной литературы, проведении теоретического анализа научных источников с последующей систематизацией, синтезом и обобщением информации. В результате этого этапа 5
исследовательской работы была установлена актуальность выбранной темы и насущность дальнейшего ее изучения.
На основании теоретического анализа научной литературы нами была сформулирована гипотеза исследования, определена цель и задачи работы в целом.
2. Второй этап - проведение констатирующего этапа психологопедагогического эксперимента (ноябрь 2021 - декабрь 2021 гг.). На этом этапе осуществлялся подбор психодиагностического инструментария, осуществлялось эмпирическое исследование особенностей детско-родительских отношений семей, воспитывающих детей с ОВЗ с последующим оформлением результатов в виде таблиц и рисунков, а также их интерпретацией.
3. Третий этап - разработка и апробация разработанной психокоррекционной программы по улучшению детско -родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ (январь 2021 - ноябрь 2021 гг.). На этом этапе осуществлялся качественный и количественный анализ полученных результатов, оценка эффективности, предложенной психокоррекционной программы и проведение статистической обработки данных с последующей их интерпретацией, формулированием выводов и оформлением текста диссертации.
Структура работы: данная выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем магистерской диссертации без учета приложений составляет 74 страниц.
На основе проведенного теоретического анализа научно -методической литературы и психолого-педагогического эксперимента можем отметить следующее.
1. В психологической науке отсутствует общепринятое определение дефиниции «детско-родительские отношения». Однако на основании проведенного анализа теоретической литературы можно отметить, что под детско-родительскими отношениями рассматриваются системы разнообразных чувств относительно ребёнка, поведенческих стереотипов, которые имеют место в процессе общения с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Особенностями детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ являются или инвалидизация ребенка посредством ограничения его в обретении свободы и независимости, или же желание развития ребенка с целью преодоления социальных последствий дефекта.
2. Основными стилями и типами детско-родительских отношений считаются: опекающие отношения, когда ребенок ставится в центре семьи и все члены семьи пытаются удовлетворять его потребности полностью, ограждая его от забот; авторитарные отношения - мнение ребенка не учитывается, за ребенка все решают родители; безучастные отношения - дети в таких семьях и их успехи, неудачи родителям безразличны; авторитетные отношения - идеальный тип отношений, построенный на взаимном уважении, принятии и учете мнений.
3. На основании проведенной диагностики детско -родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ к особенностям детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих таких детей, можно отнести:
- Родители детей с ОВЗ их чаще отвергают, не принимают их полностью, интерес к ребенку и его увлечениям не наблюдается, а его мнение считается неважным, детским. Помимо этого, установлено, что в таких семьях родители склонны считать ребенка маленьким неудачником, могут игнорировать интересы и увлечения ребенка, считать мысли и его чувства несерьезными. Однако основные разумные потребности ребенка удовлетворяются сразу же, родители заботиться о нем, придерживаясь при этом оптимальной дистанции с ребенком.
• В семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, дети чувствуют тревожность, отмечается конфликтность в семье, враждебность. Также прослеживается наличие чувства неполноценности в семейной ситуации.
• Для родителей же детей с ОВЗ чрезвычайно важно управлять порядком, достигать организованности и ясности в семейных делах. Менее значимым для них является стремление способствовать открытому выражению чувств, формированию независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений. Активности в отдыхе и саморазвитии не обнаружено.
• Дети с ОВЗ находятся в более тесных отношениях с матерью, стараются избегать отношений с отцом и братьями (сестрами).
• Среди отцов преобладает истинно мужской стиль воспитания, а среди матерей - истинно женский, исполненный опеки, любви и заботы, который влечет за собой формирования чувства зависимости от родителя, беспомощности.
4. Нами на основании результатов констатирующего эксперимента было разработано коррекционную программу по развитию положительного микроклимата в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, включающую ряд упражнений, направленных на различные сферы отношений родителя и ребенка.
5. Апробация разработанной программы дает возможность утверждать о ее эффективности.
Так изменились показатели стилей воспитания среди матерей детей с ОВЗ (они стали меньше опекать ребенка, руководствоваться в воспитании своим настроением, больше уделять времени умственному, эмоциональному и физическому развитию ребенка);
Среди детей отмечается изменение отношения к матери, отцу и к матери и отцу как чете, то есть дети значительно раскрылись по отношению к отцу, стали больше доверять ему, проводить с ним больше времени. С матерью отношения перестали носить настолько тесный характер, однако близость все же сохранилась в силу того, что мать не перестала меньше проводить времени с ребенком.
Г оворя об эффективности разработанной программы, отметим, что семьи, воспитывающие детей с ОВЗ стали более сплоченными, ориентированными на достижения. Помимо этого, отмечается стабилизация и становление благоприятной ситуации в семье, снижение уровня тревожности, чувства неполноценности в семье и враждебности, повышение уровня выраженности конфликта, что ведет к разрешению ситуации, а не его подавление. В семьях после повторного исследования наблюдается разрешение на личностный рост, независимость в проявлении своего мнения, решении проблем.
В родительских отношениях к детям наблюдается также ряд изменений: среди родителей наблюдается искренняя заинтересованность ребенком, его интересами и увлечениями, помимо этого родители более серьезно относятся к мнению и мыслям ребенка, стараются удовлетворять все его разумные потребности и соблюдать адекватную психологическую дистанцию, не впадая в крайности.
В рамках нашей научной работы гипотеза подтвердилась. Однако, отметим, что наша работа не исчерпывает всех аспектов выбранной тематики, что оставляет поле для дальнейшей исследовательской углубленной работы.
1. В психологической науке отсутствует общепринятое определение дефиниции «детско-родительские отношения». Однако на основании проведенного анализа теоретической литературы можно отметить, что под детско-родительскими отношениями рассматриваются системы разнообразных чувств относительно ребёнка, поведенческих стереотипов, которые имеют место в процессе общения с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Особенностями детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ являются или инвалидизация ребенка посредством ограничения его в обретении свободы и независимости, или же желание развития ребенка с целью преодоления социальных последствий дефекта.
2. Основными стилями и типами детско-родительских отношений считаются: опекающие отношения, когда ребенок ставится в центре семьи и все члены семьи пытаются удовлетворять его потребности полностью, ограждая его от забот; авторитарные отношения - мнение ребенка не учитывается, за ребенка все решают родители; безучастные отношения - дети в таких семьях и их успехи, неудачи родителям безразличны; авторитетные отношения - идеальный тип отношений, построенный на взаимном уважении, принятии и учете мнений.
3. На основании проведенной диагностики детско -родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ к особенностям детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих таких детей, можно отнести:
- Родители детей с ОВЗ их чаще отвергают, не принимают их полностью, интерес к ребенку и его увлечениям не наблюдается, а его мнение считается неважным, детским. Помимо этого, установлено, что в таких семьях родители склонны считать ребенка маленьким неудачником, могут игнорировать интересы и увлечения ребенка, считать мысли и его чувства несерьезными. Однако основные разумные потребности ребенка удовлетворяются сразу же, родители заботиться о нем, придерживаясь при этом оптимальной дистанции с ребенком.
• В семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, дети чувствуют тревожность, отмечается конфликтность в семье, враждебность. Также прослеживается наличие чувства неполноценности в семейной ситуации.
• Для родителей же детей с ОВЗ чрезвычайно важно управлять порядком, достигать организованности и ясности в семейных делах. Менее значимым для них является стремление способствовать открытому выражению чувств, формированию независимости к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений. Активности в отдыхе и саморазвитии не обнаружено.
• Дети с ОВЗ находятся в более тесных отношениях с матерью, стараются избегать отношений с отцом и братьями (сестрами).
• Среди отцов преобладает истинно мужской стиль воспитания, а среди матерей - истинно женский, исполненный опеки, любви и заботы, который влечет за собой формирования чувства зависимости от родителя, беспомощности.
4. Нами на основании результатов констатирующего эксперимента было разработано коррекционную программу по развитию положительного микроклимата в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, включающую ряд упражнений, направленных на различные сферы отношений родителя и ребенка.
5. Апробация разработанной программы дает возможность утверждать о ее эффективности.
Так изменились показатели стилей воспитания среди матерей детей с ОВЗ (они стали меньше опекать ребенка, руководствоваться в воспитании своим настроением, больше уделять времени умственному, эмоциональному и физическому развитию ребенка);
Среди детей отмечается изменение отношения к матери, отцу и к матери и отцу как чете, то есть дети значительно раскрылись по отношению к отцу, стали больше доверять ему, проводить с ним больше времени. С матерью отношения перестали носить настолько тесный характер, однако близость все же сохранилась в силу того, что мать не перестала меньше проводить времени с ребенком.
Г оворя об эффективности разработанной программы, отметим, что семьи, воспитывающие детей с ОВЗ стали более сплоченными, ориентированными на достижения. Помимо этого, отмечается стабилизация и становление благоприятной ситуации в семье, снижение уровня тревожности, чувства неполноценности в семье и враждебности, повышение уровня выраженности конфликта, что ведет к разрешению ситуации, а не его подавление. В семьях после повторного исследования наблюдается разрешение на личностный рост, независимость в проявлении своего мнения, решении проблем.
В родительских отношениях к детям наблюдается также ряд изменений: среди родителей наблюдается искренняя заинтересованность ребенком, его интересами и увлечениями, помимо этого родители более серьезно относятся к мнению и мыслям ребенка, стараются удовлетворять все его разумные потребности и соблюдать адекватную психологическую дистанцию, не впадая в крайности.
В рамках нашей научной работы гипотеза подтвердилась. Однако, отметим, что наша работа не исчерпывает всех аспектов выбранной тематики, что оставляет поле для дальнейшей исследовательской углубленной работы.
Подобные работы
- АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДОШКОЛЬНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕРСКОЙ «ВСЕГДА РЯДОМ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая программа коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - Исследование внутрисемейных взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Организация социальной поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Московский областной гуманитарно-социальный колледж)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Организация социальной поддержки родителям детей с ограниченными
возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (Клиническая психология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019





