Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №157812

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В СРЕДНЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 11
1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии ... 11
1.2 Особенности учебно-профессиональной мотивации обучающихся . 21
1.3. Проектная деятельность как средство развития учебно­профессиональной деятельности обучающихся среднего профессионального образования 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 45
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО­ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
2.1. Организация и методики исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования учебно-профессиональной
мотивации обучающихся среднего профессионального образования 50
2.3. Развитие учебно-профессиональной мотивации в проектной
деятельности 61
2.4. Проверка эффективности программы формирования учебно­
профессиональной мотивации обучающихся среднего профессионального образования 67
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87

Система среднего профессионального образования является важным звеном в структуре профессионального образовательного комплекса. Она выполняет социальные, экономические, образовательные и интегративные функции. В настоящее время в Российской Федерации функционируют более 2650 средних специальных учебных заведений, реализующих программы среднего профессионального образования.
Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования устанавливает высокие требования к уровню подготовки выпускников, обусловленные потребностью промышленности в квалифицированном специалисте, способном осваивать новые технологии, эффективно взаимодействовать с коллегами, нести ответственность за результаты своего и коллективного труда. Однако социальный заказ на специалиста среднего звена входит в противоречие с общим невысоким уровнем развития поступающих в учреждения среднего профессионального образования молодых людей и ставит перед учреждениями среднего профессионального образования непростую задачу подготовить из, как правило, слабо обученного немотивированного первокурсника востребованного современным обществом специалиста.
Для решения этой задачи на современном этапе недостаточно формирования у обучающихся среднего профессионального образования некоторого «готового набора» операционно-технических умений и навыков. Современный процесс образования немыслим без развития учебной мотивации, в структуре которой познавательные мотивы сочетаются с мотивами личного и профессионального самосовершенствования, ответственности перед обществом и социального сотрудничества.
Необходимость анализа учебно-профессиональной мотивации обучающихся среднего профессионального образования объясняется несколькими обстоятельствами:
• ориентацией требований федерального государственного
общеобразовательного стандарта среднего профессионального образования к общим компетенциям выпускников на повышение их профессиональной социализации;
• изменениями в правилах приема в образовательные организации среднего профессионального образования, в соответствии с которыми в колледжи принимают всех подавших заявление на обучение, в результате чего студентами часто становятся случайно, не имея достаточного уровня знаний и интереса к выбранной профессии и специальности;
• необходимостью поиска психолого-педагогических средств эффективной профессиональной социализации обучающихся и повышения качества обучения.
Практика показывает, что осуществление процесса профессиональной социализации обучающихся предполагает обеспечение эмоциональной привлекательности учебно-профессиональной деятельности. Но для того чтобы сделать обучение по специальности эмоционально привлекательным, необходимо учитывать мотивацию обучающихся, учитывая при этом, что деятельность обучающегося всегда полимотивирована и существует определенная иерархия мотивов.
Среднее профессиональное образование как один из ранних этапов профессионализации актуализирует развитие прежде всего познавательной мотивации. Данная группа мотивов (стремление к творческой исследовательской деятельности, процесс решения познавательных задач, самообразование и ориентация на новые знания) является единственно адекватной учебным задачам, поэтому ее развитию уделяется основное внимание в процессе обучения.
Однако система профессионального образования, в отличие от общеобразовательной, ориентирована не только и не столько на развитие деятельности учения, сколько на подготовку специалиста в конкретной сфере трудовых отношений. И здесь возникает противоречие между целью обучения и результатами профессионального образования: психологическая структура учебной и профессиональной деятельности сходна, но содержание различно.
Актуальность и сложность проблемы учебной мотивации привлекали внимание многих исследователей (Л.И. Божович, Г. Клаус, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, A.A. Реан, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин и др.). В современной науке накоплен большой фактологический материал относительно влияния мотивации на успешность освоения и выполнения деятельности, исследована структура мотивационной сферы, выделены особенности мотивации различных возрастных групп обучающихся. Однако большинство подобных исследований проводилось на базе школ или вузов, предложенные в них средства не находят эффективного применения в учреждениях среднего профессионального образования. В немногочисленных работах, посвященных изучению эффективности обучения в учреждениях среднего профессионального образования (И.А. Дельгас, C.B. Солнышкина, Н.В. Сорокина и др.), практически неосвещенными остаются вопросы анализа особенностей развития учебной мотивации обучающихся на различных этапах обучения, факторов, оказывающих влияние на этот процесс, трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся и которые являются причиной мотивационных кризисов, отсутствуют технологии психолого­педагогического сопровождения обучающихся в кризисные периоды.
В центр современного образовательного процесса ставится личность, в цели образования включается необходимость обеспечения самоопределения, самораскрытия, самореализации личности. В этом отношении перспективной для современного среднего профессионального образования представляется проектная деятельность обучающихся по овладению оперативными знаниями. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить» - Дж.Дьюи
Вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Проектная деятельность способствует развитию учебно­
профессиональной мотивации, поскольку в проектной деятельности обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая работа была посвящена разработке проблемы учебно­профессиональной мотивации обучающихся среднего профессионального образования.
Анализ психологической литературы по проблеме мотивации показал, что мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, и деятельности. Процесс теоретического- осмысления явлений мотивации далек от своего завершения, что отражается в многозначности трактовок основных понятий этой области, таких как мотив и мотивация. Мотив рассматривается как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, а мотивация трактуется как система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов личности, сознательно определяющих линию ее поведения.
Рассмотрев различные подходы к проблеме учебно-профессиональной мотивации и особенности ее становления на этапе обучения обучающихся в системе среднего профессионального образования, мы выявили особенности учебно-профессиональной мотивации обучающихся среднего
профессионального образования и ее развития посредством проектной деятельности, что явилось целью нашего исследования.
В исследовании были изучены теоретико-методологические основы исследования мотивации как ключевой проблемы психологии личности. Обобщены различные подходы к проблеме мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Основу данного исследования составляют положения отечественной теории деятельности, в рамках которой мотив рассматривается как внутренняя детерминация деятельности, регулятор поведения, а мотивация трактуется как система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Проведенный теоретический анализ показал влияние мотивации на профессиональное самоопределение и удовлетворенность профессией.
При рассмотрении понятия профессиональная мотивация был сделан акцент на ее понимание как совокупности мотивов, отражающихся в сознании и побуждающих личность к изучению будущей профессиональной деятельности, а также профессионального мотива, под которым понимается осознание предметов актуальных потребностей личности, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих к профессиональной деятельности. Выявлена специфика учебно­профессиональной мотивации, которая рассматривается как совокупность позитивных, осознанных профессионально-значимых мотивов и потребностей, доминирующих в процессе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками и саморазвития будущего специалиста в учреждениях среднего профессионального образования.
Анализ различных подходов к проблеме становления учебно­профессиональной мотивации обучающихся учреждений среднего профессионального образования показал, что учебная деятельность обучающихся полимотивирована; в ее основе лежат широкие и узкие социальные мотивы, профессиональные мотивы, познавательные мотивы, мотивы материального поощрения, утилитарные мотивы, мотив боязни, неуспеха, мотив достижения.
В процессе эмпирического исследования были выявлены следующие характеристики учебно-профессиональной мотивации обучающихся среднего профессионального образования:
-преобладает мотивация на избегание неудач.
-преобладает мотив получения диплома, стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.
-большинство обучающихся имеют средний уровень мотивации учения.
-учебная мотивация обучающихся среднего профессионального образования характеризуется комплексом доминирующих мотивов: социальными, мотивами избегания, учебно-познавательными мотивами. К малозначимым и незначимыми следует отнести коммуникативные и профессиональные мотивы, мотивы престижа, мотивы творческой самореализации.
Программа формирования учебно-профессиональной мотивации, разработанная на основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований, включает мотивационно-личностный, мотивационно­побудительный и эмоционально-оценочный компоненты.
В работе, на основе изучения психолого-педагогической литературы и на основе анализа собственных результатов исследования, показано, что проектная деятельность является эффективной технологией обучения, позволяющей повышать учебно-профессиональную мотивацию.
Реализация учебного проекта способствовало формированию у обучающихся среднего профессионального образования мотивации успеха, внутренней мотивации, профессиональной мотивации. После реализации проекта учебно-профессиональной мотивации обучающихся среднего профессионального образования доминирующими мотивами учения стали учебно-познавательные мотивы.


1. Аткинсон Дж. Введение в теорию мотивации. М.: АСТ, 2016. 613 с
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Владос, 2012. 610 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
4. Андреев В.Е. Социально-психологические условия формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера: Автореф. дис. канд. психол. наук. Кемерово, 1999. 23 с.
5. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Изд-во ММУ, 2010. 316 с.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Смысл, 2000. 158 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. М. ВЛадос, 2009 367 с.
8. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. М.: Педагогика, 1996. 216 с.
9. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск, 2009. 200 с.
10. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. СПб.: ВНД, 2011. 460 с.
11. Бибрих Р.Р. Исследование видов целеобразования. Автореф. кан. псих. наук.М., 1999. 26 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 316 с.
13. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. докторара. психол. наук.М., 1995. 31 с.
14. Бухарова Е.В. Проектная деятельность учащихся СПО по профессии «Агент рекламный» // Педагогический опыт 2017 № 3 С.55
15. Бухарова Е.В. Реализация проектной деятельности в учереждении среднего профессионального образования // Просвещение 2017 № 11 С.65...99


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ