ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ В СРЕДНЕМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 11
1.1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии ... 11
1.2 Особенности учебно-профессиональной мотивации обучающихся . 21
1.3. Проектная деятельность как средство развития учебнопрофессиональной деятельности обучающихся среднего профессионального образования 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 45
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 46
2.1. Организация и методики исследования 46
2.2. Анализ результатов исследования учебно-профессиональной
мотивации обучающихся среднего профессионального образования 50
2.3. Развитие учебно-профессиональной мотивации в проектной
деятельности 61
2.4. Проверка эффективности программы формирования учебно
профессиональной мотивации обучающихся среднего профессионального образования 67
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
Система среднего профессионального образования является важным звеном в структуре профессионального образовательного комплекса. Она выполняет социальные, экономические, образовательные и интегративные функции. В настоящее время в Российской Федерации функционируют более 2650 средних специальных учебных заведений, реализующих программы среднего профессионального образования.
Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования устанавливает высокие требования к уровню подготовки выпускников, обусловленные потребностью промышленности в квалифицированном специалисте, способном осваивать новые технологии, эффективно взаимодействовать с коллегами, нести ответственность за результаты своего и коллективного труда. Однако социальный заказ на специалиста среднего звена входит в противоречие с общим невысоким уровнем развития поступающих в учреждения среднего профессионального образования молодых людей и ставит перед учреждениями среднего профессионального образования непростую задачу подготовить из, как правило, слабо обученного немотивированного первокурсника востребованного современным обществом специалиста.
Для решения этой задачи на современном этапе недостаточно формирования у обучающихся среднего профессионального образования некоторого «готового набора» операционно-технических умений и навыков. Современный процесс образования немыслим без развития учебной мотивации, в структуре которой познавательные мотивы сочетаются с мотивами личного и профессионального самосовершенствования, ответственности перед обществом и социального сотрудничества.
Необходимость анализа учебно-профессиональной мотивации обучающихся среднего профессионального образования объясняется несколькими обстоятельствами:
• ориентацией требований федерального государственного
общеобразовательного стандарта среднего профессионального образования к общим компетенциям выпускников на повышение их профессиональной социализации;
• изменениями в правилах приема в образовательные организации среднего профессионального образования, в соответствии с которыми в колледжи принимают всех подавших заявление на обучение, в результате чего студентами часто становятся случайно, не имея достаточного уровня знаний и интереса к выбранной профессии и специальности;
• необходимостью поиска психолого-педагогических средств эффективной профессиональной социализации обучающихся и повышения качества обучения.
Практика показывает, что осуществление процесса профессиональной социализации обучающихся предполагает обеспечение эмоциональной привлекательности учебно-профессиональной деятельности. Но для того чтобы сделать обучение по специальности эмоционально привлекательным, необходимо учитывать мотивацию обучающихся, учитывая при этом, что деятельность обучающегося всегда полимотивирована и существует определенная иерархия мотивов.
Среднее профессиональное образование как один из ранних этапов профессионализации актуализирует развитие прежде всего познавательной мотивации. Данная группа мотивов (стремление к творческой исследовательской деятельности, процесс решения познавательных задач, самообразование и ориентация на новые знания) является единственно адекватной учебным задачам, поэтому ее развитию уделяется основное внимание в процессе обучения.
Однако система профессионального образования, в отличие от общеобразовательной, ориентирована не только и не столько на развитие деятельности учения, сколько на подготовку специалиста в конкретной сфере трудовых отношений. И здесь возникает противоречие между целью обучения и результатами профессионального образования: психологическая структура учебной и профессиональной деятельности сходна, но содержание различно.
Актуальность и сложность проблемы учебной мотивации привлекали внимание многих исследователей (Л.И. Божович, Г. Клаус, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, A.A. Реан, Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин и др.). В современной науке накоплен большой фактологический материал относительно влияния мотивации на успешность освоения и выполнения деятельности, исследована структура мотивационной сферы, выделены особенности мотивации различных возрастных групп обучающихся. Однако большинство подобных исследований проводилось на базе школ или вузов, предложенные в них средства не находят эффективного применения в учреждениях среднего профессионального образования. В немногочисленных работах, посвященных изучению эффективности обучения в учреждениях среднего профессионального образования (И.А. Дельгас, C.B. Солнышкина, Н.В. Сорокина и др.), практически неосвещенными остаются вопросы анализа особенностей развития учебной мотивации обучающихся на различных этапах обучения, факторов, оказывающих влияние на этот процесс, трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся и которые являются причиной мотивационных кризисов, отсутствуют технологии психологопедагогического сопровождения обучающихся в кризисные периоды.
В центр современного образовательного процесса ставится личность, в цели образования включается необходимость обеспечения самоопределения, самораскрытия, самореализации личности. В этом отношении перспективной для современного среднего профессионального образования представляется проектная деятельность обучающихся по овладению оперативными знаниями. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить» - Дж.Дьюи
Вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Проектная деятельность способствует развитию учебно
профессиональной мотивации, поскольку в проектной деятельности обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)....
Настоящая работа была посвящена разработке проблемы учебнопрофессиональной мотивации обучающихся среднего профессионального образования.
Анализ психологической литературы по проблеме мотивации показал, что мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, и деятельности. Процесс теоретического- осмысления явлений мотивации далек от своего завершения, что отражается в многозначности трактовок основных понятий этой области, таких как мотив и мотивация. Мотив рассматривается как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, а мотивация трактуется как система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов личности, сознательно определяющих линию ее поведения.
Рассмотрев различные подходы к проблеме учебно-профессиональной мотивации и особенности ее становления на этапе обучения обучающихся в системе среднего профессионального образования, мы выявили особенности учебно-профессиональной мотивации обучающихся среднего
профессионального образования и ее развития посредством проектной деятельности, что явилось целью нашего исследования.
В исследовании были изучены теоретико-методологические основы исследования мотивации как ключевой проблемы психологии личности. Обобщены различные подходы к проблеме мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Основу данного исследования составляют положения отечественной теории деятельности, в рамках которой мотив рассматривается как внутренняя детерминация деятельности, регулятор поведения, а мотивация трактуется как система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Проведенный теоретический анализ показал влияние мотивации на профессиональное самоопределение и удовлетворенность профессией.
При рассмотрении понятия профессиональная мотивация был сделан акцент на ее понимание как совокупности мотивов, отражающихся в сознании и побуждающих личность к изучению будущей профессиональной деятельности, а также профессионального мотива, под которым понимается осознание предметов актуальных потребностей личности, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих к профессиональной деятельности. Выявлена специфика учебнопрофессиональной мотивации, которая рассматривается как совокупность позитивных, осознанных профессионально-значимых мотивов и потребностей, доминирующих в процессе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками и саморазвития будущего специалиста в учреждениях среднего профессионального образования.
Анализ различных подходов к проблеме становления учебнопрофессиональной мотивации обучающихся учреждений среднего профессионального образования показал, что учебная деятельность обучающихся полимотивирована; в ее основе лежат широкие и узкие социальные мотивы, профессиональные мотивы, познавательные мотивы, мотивы материального поощрения, утилитарные мотивы, мотив боязни, неуспеха, мотив достижения.
В процессе эмпирического исследования были выявлены следующие характеристики учебно-профессиональной мотивации обучающихся среднего профессионального образования:
-преобладает мотивация на избегание неудач.
-преобладает мотив получения диплома, стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов.
-большинство обучающихся имеют средний уровень мотивации учения.
-учебная мотивация обучающихся среднего профессионального образования характеризуется комплексом доминирующих мотивов: социальными, мотивами избегания, учебно-познавательными мотивами. К малозначимым и незначимыми следует отнести коммуникативные и профессиональные мотивы, мотивы престижа, мотивы творческой самореализации.
Программа формирования учебно-профессиональной мотивации, разработанная на основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований, включает мотивационно-личностный, мотивационнопобудительный и эмоционально-оценочный компоненты.
В работе, на основе изучения психолого-педагогической литературы и на основе анализа собственных результатов исследования, показано, что проектная деятельность является эффективной технологией обучения, позволяющей повышать учебно-профессиональную мотивацию.
Реализация учебного проекта способствовало формированию у обучающихся среднего профессионального образования мотивации успеха, внутренней мотивации, профессиональной мотивации. После реализации проекта учебно-профессиональной мотивации обучающихся среднего профессионального образования доминирующими мотивами учения стали учебно-познавательные мотивы.
1. Аткинсон Дж. Введение в теорию мотивации. М.: АСТ, 2016. 613 с
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Владос, 2012. 610 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
4. Андреев В.Е. Социально-психологические условия формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера: Автореф. дис. канд. психол. наук. Кемерово, 1999. 23 с.
5. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Изд-во ММУ, 2010. 316 с.
6. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Смысл, 2000. 158 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. М. ВЛадос, 2009 367 с.
8. Аткинсон Дж. В. Теория о развитии мотивации. М.: Педагогика, 1996. 216 с.
9. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск, 2009. 200 с.
10. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. СПб.: ВНД, 2011. 460 с.
11. Бибрих Р.Р. Исследование видов целеобразования. Автореф. кан. псих. наук.М., 1999. 26 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 316 с.
13. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. докторара. психол. наук.М., 1995. 31 с.
14. Бухарова Е.В. Проектная деятельность учащихся СПО по профессии «Агент рекламный» // Педагогический опыт 2017 № 3 С.55
15. Бухарова Е.В. Реализация проектной деятельности в учереждении среднего профессионального образования // Просвещение 2017 № 11 С.65...99