ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Виды и функции эмоций 6
1.2. Особенности эмоциональных состояний детей младшего школьного
возраста 13
1.3. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста 17
Выводы по Главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕНОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Организация и методики исследования 25
2.2. Анализ результатов исследования особенности эмоциональных состояний
мальчиков и девочек младшего школьного возраста 28
Выводы по Главе 2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
В настоящее время хорошо сформированные личностные особенности человека, способность самостоятельно принимать решения, регулировать личное эмоциональное состояние, распознавать проявления эмоций других людей являются составляющими успеха гармонично развитого человека. Такая способность в общем смысле в психологической науке названа эмоциональной регуляцией. Эмоциональная регуляция обусловливается возрастными особенностями.
Наиболее важным периодом развития эмоциональной регуляции считается младший школьный возраст. Ведь именно в младшем школьном возрасте развитие эмоциональной регуляции выдвигается в центр психического развития ребенка. Это связано, с физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста, с социальной ситуацией развития ребенка. Способность к эмоциональной регуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится обучение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено то, что он полагает обеспечение формирования общей культуры, интеллектуальное, социальное, духовно - нравственное и личностное развитие школьников, образование базы для самостоятельного осуществления учебной деятельности, что обеспечивает успешность развития личности ребенка [40]. Одной из важнейших задач обучения и воспитания современной системы образования в данный момент является формирование эмоциональной сферы, одним из компонентов которой является эмоциональная регуляция.
В то же время, по мнению многих исследователей (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, P.M. Грановской, В.В. Дубровиной, Н.С. Лейтес,
А.К. Марковой и др.), развитие и формирование эмоциональной регуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте и связано оно с активным развитием способности к рефлексии и внутреннего плана действий, а также с общей произвольностью психических процессов. В течении всего этого возрастного периода ребенок формирует способность управлять своим поведением, организация его деятельности становится произвольной.
В работах, посвященных исследованию данной проблеме регуляция рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Т.В. Егорова, В.И. Лубовский), либо в отдельном ее проявлении как функции направлять или упорядочивать. Вместе с тем, проблема развития и формирования эмоциональной регуляции у младших школьников до сих пор остается малоизученной.
Объект исследования: развитие эмоциональной сферы мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности эмоциональных состояний мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Цель исследования: определение особенностей эмоциональных состояний мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности эмоциональных состояний мальчиков и девочек младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть особенности развития эмоциональной сферы младших школьников.
3. Изучить особенности эмоциональных состояний младших школьников.
4. Выявить уровень развития эмоциональных состояний у мальчиков и девочек младшего школьного возраста и проанализировать полученные данные в ходе нашего исследования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эмоциональные состояния девочек и мальчиков младшего школьного возраста характеризуются определенной спецификой.
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические: тестирование методы количественной и качественной обработки данных.
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе СОШ № 9 г. Минусинск. В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте 8-9 лет, ученики 2 класса из них 7 мальчиков и 7 девочек.
Методологические основы: На теоретическом уровне нами был проведен анализ методической, психологической, педагогической литературы, обобщение и сравнение данных; на эмпирическом уровне - использованы следующие методики: методы количественной и качественной обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена. «Определения уровня саморегуляции» (Н.А. Мишина), «Эмоциональные состояния» А.И. Захарова.
Практическая значимость исследования заключается в применении диагностических методик, которые изучают особенности эмоциональных состояний мальчиков и девочек младшего школьного возраста, а также в том, что результаты исследования по эмоциональному состоянию мальчиков и девочек младшего школьного возраста могут быть использованы в педагогическом процессе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух Глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой Главе описаны теоретические особенности эмоциональных состояний мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Во второй Главе проводится диагностика эмоциональных состояний, анализ и интерпретация результатов диагностики.
В течение всего периода написания ВКР нами были изучены теоретические положения рассматриваемого вопроса, а именно: теоретическая и методическая литература по теме исследования, анализ и обобщение новых источников, какими явились работы таких авторов как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, P.M. Грановская, В.В. Дубровина, Т.В. Егорова, Н.С. Лейтес, В.И. Лубовский, А.К. Маркова и реализована практическая часть деятельности.
Изучив данные источники, мы пришли к выводу, что жизнь в современном обществе предъявляет особые требования к эмоционально - волевой сфере личности человека. Мы рассмотрели основные особенности эмоциональной сферы человека, затронули процесс возникновения эмоциональных реакций и эмоциональных состояний.
Эмоции - это особый определенный класс субъективных психологических состояний, отражающихся в виде непосредственного опыта, приятных и неприятных ощущений, отношения человека к миру и людям, процессу и результатам его практической деятельности. Выделили основные подразделения эмоций на эмоциональный тон ощущений и чувства. Чувства могут подразделяться на моральные, интеллектуальные и эстетические. Основные понятия, характеризующие эмоции: настроение, эмпатия, стресс, депрессия, стресс, апатия, амбивалентность, аффект и основные функции эмоций (приспособление, мотивирование, отражение, оценка, подкрепление, переключение).
Эмоциональные состояния - это психические состояния, возникающие в процессе жизнедеятельности организма, они определяют направленность поведения человека и уровень информационно -энергетического обмена. Эмоциональные состояния можно отнести к разновидности эмоций. Для них характерно большая длительность часами и даже днями. Эмоциональные состояния могут быть представлены в форме раздражительности, радости, тревоги, разных оттенков настроения.
Эмоциональные состояния, как часть развития эмоциональной сферы ребенка, очень важны, так как любое взаимодействие не будет эффективным, если дети не будут способны понимать эмоциональные состояние других; управлять своими эмоциями. Важным моментом в становлении личности младшего школьника, является способность понимать свои эмоции и чувства.
Развитие эмоциональной сферы младших школьников является одним из важнейших компонентов становления личности. Ее значимость определяется тем, что чувства и эмоции являются своеобразной энергий и мотивацией деятельности ребенка, определяют стиль и характер поведения младшего школьника.
Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения. Учебная деятельность изменяет содержание чувств младшего школьника и соответственно, определяет общую тенденцию их развития - все большую осознанность и сдержанность.
Для диагностики эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста мы выбрали следующие психодиагностические методики: методика «Определения уровня саморегуляции» Н.А. Мишиной; методика «Эмоциональные состояния» А.И. Захаровой и коэффициент ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы об эмоциональном развитии детей младшего школьного возраста:
- для девочек наиболее характерны переживания таких состояний как страх и спокойствие - это противоположные по знаку (по модальности) эмоциональные состояния, т.е. девочки либо спокойны, (видимо, потому что все вовремя сделали), либо испытывают страх, что в чем -то ошиблись и учительница или мама будет недовольна. Это вполне подтверждает то представление, что девочки более внушаемы, более послушны, и поэтому легче адаптируются к требованиям среды;
- мальчикам свойственно большее разнообразие переживаний - к переживанию страха и спокойствия у них добавляется переживание состояния гнева. При этом, если у девочек из негативных эмоциональных состояний доминирует страх, то у мальчиков - гнев. И безразличие он переживают чаще, чем девочки, хотя это состояние также не сильно у них выражено.
- сравнительный анализ данных по саморегуляции показал, что девочки- младшие школьницы несколько лучше (на 15%) регулируют свое поведение, чем мальчики. Девочки чаще, чем мальчики пытаются регулировать свое поведение;
- специфической особенностью эмоциональных состояний девочек является то, что чаще всего он испытывают страх. При этом страх возникает у них значимо чаще, чем у мальчиков;
- у девочек более выражено стремление к саморегуляции, что, видимо, способствует достижению спокойствия - второго состояния у девочек по частоте переживания, а, значит, ведет к снижению чувства недовольства и сопутствующего ему гнева;
- в переживании мальчиков доминируют эмоциональные состояния гнева и страха. Причем гнев возникает у них чаще, чем страх. Возможно, гнев в данном случае является способом самозащиты. В этом случае саморегуляция у мальчиков недостаточно развита именно потому, что они дают себе волю не сдерживаясь проявлять гнев.
Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что регуляция эмоциональных состояний младшего школьника действительно имеет практическую значимость, важность. Поставленные в работе задачи теоретического и практического характера выполнены.
1. Адоньева Н.И., Мишустина С.И., Нестеренко О.А. Эмоциональная сфера младших школьников // Вестник научных конференций. 2015. № 3-4. С. 9-11.
2. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций / Сост. В. Вилюнас. СПб.: Питер, 2007. 496 с.
3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности
младшего школьника // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 243-244.
4. Астахова А. А., Кузьминов Н.Н. К вопросу о психологии эмоциональной сферы младших школьников // Материалы международной научно-практической конференции «XIII Левитовские чтения»: актуальные проблемы психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований (г. Москва, 18-19 апреля 2018 г.). М.: Перспектива, 2018. С. 18-22.
5. Астахова С. П., Ткаченко И.В. Эмоциональная сфера как фактор учебной и личностной успешности младшего школьника // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2019. № 15. С. 12-19.
6. Балабаева Е.А. Развитие эмоциональной сферы // Журнал прикладной психологии. 2011. № 1. С. 23-30.
7. Башкирова Е. Н. Методики диагностики эмоциональной сферы младших школьников: психологический практикум. М.: Московский педагогический государственный университет, 2022. 252 с.
8. Белухин Д.А. Личностно-ориентированная педагогика: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 448 с.
9. Бондарева П. Г. Особенности развития эмоциональной сферы младших школьников // Педагогика: история, перспективы. 2022. № 3. С. 108-116.
10. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Приори, 2009. 180 с.
11. Быков А.В. Становление воли в онтогенезе // Журнал практического психолога. 2013. № 2. С. 66-74.
12. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1997. 288 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 224 с.
14. Герасименко С. А., Шкрябко И.П. Психолого-педагогическое исследование эмоциональной сферы младших школьников // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире» (г. Грозный, 11 ноября 2021 г.). Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2021. С. 188-195.
15. Гурин В.Е. Воля и ее развитие в онтогенезе // Журнал прикладной психологии. 2011. №1. С. 27-32.
...
46 источников