Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации

Работа №157802

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
1.1. Эмоциональное выгорание педагогов как психолого-педагогическая проблема
1.2. Факторы проявления эмоционального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации
1.3. Психолого-педагогические условия профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
2.1. Диагностика эмоционального выгорания педагогов дошкольной
образовательной организации
2.2. Методические рекомендации по профилактике эмоционального
выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
Список использованных источников Приложение


Одной из задач развития современного российского образования является повышение профессионального уровня педагогических работников. Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, связана с обучением и воспитанием подрастающего поколения. По истечении ряда лет одновременно с накоплением опыта, выработки собственного подхода, индивидуального стиля деятельности, профессиональной позиции у педагога может возникнуть «психическая усталость», профессиональная дезадаптация, которая приводит к снижению качества выполнения профессиональных обязанностей. В литературе данный феномен определяют как синдром эмоционального выгорания, который проявляется как эмоциональная сухость педагога, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся и оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к воспитаннику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний: тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость.
Интенсивный характер профессиональной деятельности, высокий уровень ответственности, широкий перечень требований к количественным и качественным показателям оказываемых образовательных услуг, давление со стороны родителей и администрации становятся факторами возникновения симптомов и синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций. При этом синдрому эмоционального выгорания подвержены как молодые специалисты, так и педагоги с большим стажем.
Данной проблематикой занимались такие ученые как В. В. Бойко, Л.Ф.
Обухова, В.И. Слободчиков, Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, Л. М. Митина, С. В. Попов, С.Б. Елканов, В.Г. Маралов и другие. Несмотря на широкое освещение в современных исследованиях данного вопроса, проблеме эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений не уделяется достаточного внимания в практике психолого¬педагогической работы с коллективом.
Актуальность исследования определила цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель: изучить и охарактеризовать особенности эмоционального
выгорания педагогов дошкольной образовательной организации с разным стажем педагогической работы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Провести диагностику эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации, проанализировать и интерпретировать полученные данные.
3. Разработать методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: эмоционального выгорания педагогов
дошкольной образовательной организации с разным стажем педагогической работы.
Гипотеза: эмоциональное выгорание у педагогов дошкольной
образовательной организации характеризуется следующими особенностями:
- синдром эмоционального выгорания наиболее выражен у педагогов со стажем работы от 10 до 20 лет;
- доминирующими симптомами эмоционального выгорания являются: «тревоги и депрессии», «неадекватного эмоционального реагирования», «расширение сферы экономии эмоций», «редукции профессиональных обязанностей», «психосоматических и психовегетативных нарушений»;
В исследовании применялись методы: теоретические (анализ
психолого-педагогической литературы, обобщение) и эмпирические (опрос, тестирование).
Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения. В исследовании приняли участие 20 педагогов с разным стажем педагогической работы.
Практическая значимость работы: методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания могут быть применены в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, где было выявлено, что под термином «эмоциональное выгорание» в мировой психологии ученые предполагают различные названия. Например, Т. В. Форманюк и В.В. Бойко использовали термин «эмоциональное сгорание» или «эмоциональное выгорание».
В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова употребляют термин «психическое выгорание, Т.И. Рогинская - «профессиональное выгорание». Но суть от этого не изменяется. Синдром эмоционального выгорания - это проблемы человека, связанные с трудностями управления собственной жизнью. [25]
Также факторы, обуславливающие синдром, у педагогов дошкольной образовательной организации могут быть различны, но в целом они имеют следующую составляющую: заниженная самооценка, недостаточное
самоуважение, склонность к интроверсии, проблемы в коллективе или личной жизни, социальные проблемы.
Развитие эмоционального выгорания может проходить следующие стадии:
• стадия напряжения;
• стадиям резистенции;
• стадия истощения.
Была проведена диагностика эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации с разным стажем работы (по В.В.Бойко). На основе диагностики были выявлены педагоги на стадии эмоционального выгорания.
Проанализированы и интерпретированы полученные данные диагностики, которые показали следующие результаты, что в фазе «напряжения» сложившийся симптом имеют педагоги со стажем работы: от 0 до 10лет; в группе от 10 до 30 этот показатель не сложился. В первой группе (от 0 до 10) ярко выражена фаза «резистенции» 50% в стадии 30%. Фаза «истощения» ярко выражена у педагогов со стажем работы от 0 до 10 лет и менее выражена у педагогов со стажем работы от 10 до 30 лет. То есть, педагоги, вошедшие в первую группу, возрастные границы которой 25-39 лет, оказались наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания. Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности
Были разработаны методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации.
Определены основные направления профилактической деятельности:
1. Диагностическое направление
2. Просветительское направление
3. Коррекционное направление
4. Профилактическое направление
Профилактическая деятельность психолога направлена на укрепление и развитие психологического здоровья коллектива дошкольной образовательной организации, на своевременное выявление психологических сложностей и трудностей в коллективе, на прогнозирование возможных проблем. Следовательно, с помощью профилактических мер улучшаются коммуникативные способности и социальная адаптация коллектива в целом.



1. Алексеева Е.Е. психологический тренинг профилактики эмоционального выгорания и профессиональной дезадаптации педагогов //дошкольная педагогика. 2010. № 10. С. 52-57.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. / В.В. Бойко. — СПб.: Речь, 2003. — 87 с.
3. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В.Бойко. - М. : Информационно издательский дом «Филин», 1996. - 87 с.
4. Бабич О.И. Личностные ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания педагогов: дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.
5. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. / Н. Е. Водопьянова.— СПб.: Питер, 2005. — 336 с.
6. Бочарова Ю.Ю., Патрина О.В., Профилактика эмоционального выгорания: практическое пособие для учреждений социального обслуживания населения и студентов, обучающихся по направлению 040400 Социальная работа. Вып.7/ Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева.- Красноярск, 2011. - 96с.
7. Демьянчук Р. В. Эмоциональное выгорание учителя. / Р. В. Демьянчук.— М.: Просвещение, 2006. — 138 с.
8. Денисова О.П. Психология и педагогика : учеб.пособие. / О.П. Денисова. — М.: Флинта : МПСИ, 2008. — 240 с.
9. Диагностика профессионального становления личности: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова, О.В. Кожевникова. Часть 3. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. - 144 с.
10. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. / М. И. Еникеев.— М.: Проспект, 2009. — 560 с.
11.Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования/ Э.Ф. Зеер.—М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.
12. Исаев, Е.И., Психология образования человека: Становление
субъектности в образовательных процессах. / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. — М.: ПСТГУ 2013.— 256с.
13. Копытина М.Г. Обновление содержания повышения квалификации педагогов ДОУ в свете модернизации образования. / М.Г. Копытина //Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 2004 — 144 с.
14. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с. - (Психол. наука — школе)
15. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко - М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
...
30 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ