Особенности эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
1.1. Эмоциональное выгорание педагогов как психолого-педагогическая проблема
1.2. Факторы проявления эмоционального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации
1.3. Психолого-педагогические условия профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
2.1. Диагностика эмоционального выгорания педагогов дошкольной
образовательной организации
2.2. Методические рекомендации по профилактике эмоционального
выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
Список использованных источников Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
1.1. Эмоциональное выгорание педагогов как психолого-педагогическая проблема
1.2. Факторы проявления эмоционального выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации
1.3. Психолого-педагогические условия профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
2.1. Диагностика эмоционального выгорания педагогов дошкольной
образовательной организации
2.2. Методические рекомендации по профилактике эмоционального
выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
Список использованных источников Приложение
Одной из задач развития современного российского образования является повышение профессионального уровня педагогических работников. Профессия педагога обладает огромной социальной важностью, связана с обучением и воспитанием подрастающего поколения. По истечении ряда лет одновременно с накоплением опыта, выработки собственного подхода, индивидуального стиля деятельности, профессиональной позиции у педагога может возникнуть «психическая усталость», профессиональная дезадаптация, которая приводит к снижению качества выполнения профессиональных обязанностей. В литературе данный феномен определяют как синдром эмоционального выгорания, который проявляется как эмоциональная сухость педагога, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся и оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения педагога. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к воспитаннику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний: тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость.
Интенсивный характер профессиональной деятельности, высокий уровень ответственности, широкий перечень требований к количественным и качественным показателям оказываемых образовательных услуг, давление со стороны родителей и администрации становятся факторами возникновения симптомов и синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций. При этом синдрому эмоционального выгорания подвержены как молодые специалисты, так и педагоги с большим стажем.
Данной проблематикой занимались такие ученые как В. В. Бойко, Л.Ф.
Обухова, В.И. Слободчиков, Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, Л. М. Митина, С. В. Попов, С.Б. Елканов, В.Г. Маралов и другие. Несмотря на широкое освещение в современных исследованиях данного вопроса, проблеме эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений не уделяется достаточного внимания в практике психолого¬педагогической работы с коллективом.
Актуальность исследования определила цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель: изучить и охарактеризовать особенности эмоционального
выгорания педагогов дошкольной образовательной организации с разным стажем педагогической работы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Провести диагностику эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации, проанализировать и интерпретировать полученные данные.
3. Разработать методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: эмоционального выгорания педагогов
дошкольной образовательной организации с разным стажем педагогической работы.
Гипотеза: эмоциональное выгорание у педагогов дошкольной
образовательной организации характеризуется следующими особенностями:
- синдром эмоционального выгорания наиболее выражен у педагогов со стажем работы от 10 до 20 лет;
- доминирующими симптомами эмоционального выгорания являются: «тревоги и депрессии», «неадекватного эмоционального реагирования», «расширение сферы экономии эмоций», «редукции профессиональных обязанностей», «психосоматических и психовегетативных нарушений»;
В исследовании применялись методы: теоретические (анализ
психолого-педагогической литературы, обобщение) и эмпирические (опрос, тестирование).
Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения. В исследовании приняли участие 20 педагогов с разным стажем педагогической работы.
Практическая значимость работы: методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания могут быть применены в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения.
Интенсивный характер профессиональной деятельности, высокий уровень ответственности, широкий перечень требований к количественным и качественным показателям оказываемых образовательных услуг, давление со стороны родителей и администрации становятся факторами возникновения симптомов и синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций. При этом синдрому эмоционального выгорания подвержены как молодые специалисты, так и педагоги с большим стажем.
Данной проблематикой занимались такие ученые как В. В. Бойко, Л.Ф.
Обухова, В.И. Слободчиков, Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, Л. М. Митина, С. В. Попов, С.Б. Елканов, В.Г. Маралов и другие. Несмотря на широкое освещение в современных исследованиях данного вопроса, проблеме эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений не уделяется достаточного внимания в практике психолого¬педагогической работы с коллективом.
Актуальность исследования определила цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель: изучить и охарактеризовать особенности эмоционального
выгорания педагогов дошкольной образовательной организации с разным стажем педагогической работы.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Провести диагностику эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации, проанализировать и интерпретировать полученные данные.
3. Разработать методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: эмоционального выгорания педагогов
дошкольной образовательной организации с разным стажем педагогической работы.
Гипотеза: эмоциональное выгорание у педагогов дошкольной
образовательной организации характеризуется следующими особенностями:
- синдром эмоционального выгорания наиболее выражен у педагогов со стажем работы от 10 до 20 лет;
- доминирующими симптомами эмоционального выгорания являются: «тревоги и депрессии», «неадекватного эмоционального реагирования», «расширение сферы экономии эмоций», «редукции профессиональных обязанностей», «психосоматических и психовегетативных нарушений»;
В исследовании применялись методы: теоретические (анализ
психолого-педагогической литературы, обобщение) и эмпирические (опрос, тестирование).
Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения. В исследовании приняли участие 20 педагогов с разным стажем педагогической работы.
Практическая значимость работы: методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания могут быть применены в работе педагога-психолога с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения.
Был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, где было выявлено, что под термином «эмоциональное выгорание» в мировой психологии ученые предполагают различные названия. Например, Т. В. Форманюк и В.В. Бойко использовали термин «эмоциональное сгорание» или «эмоциональное выгорание».
В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова употребляют термин «психическое выгорание, Т.И. Рогинская - «профессиональное выгорание». Но суть от этого не изменяется. Синдром эмоционального выгорания - это проблемы человека, связанные с трудностями управления собственной жизнью. [25]
Также факторы, обуславливающие синдром, у педагогов дошкольной образовательной организации могут быть различны, но в целом они имеют следующую составляющую: заниженная самооценка, недостаточное
самоуважение, склонность к интроверсии, проблемы в коллективе или личной жизни, социальные проблемы.
Развитие эмоционального выгорания может проходить следующие стадии:
• стадия напряжения;
• стадиям резистенции;
• стадия истощения.
Была проведена диагностика эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации с разным стажем работы (по В.В.Бойко). На основе диагностики были выявлены педагоги на стадии эмоционального выгорания.
Проанализированы и интерпретированы полученные данные диагностики, которые показали следующие результаты, что в фазе «напряжения» сложившийся симптом имеют педагоги со стажем работы: от 0 до 10лет; в группе от 10 до 30 этот показатель не сложился. В первой группе (от 0 до 10) ярко выражена фаза «резистенции» 50% в стадии 30%. Фаза «истощения» ярко выражена у педагогов со стажем работы от 0 до 10 лет и менее выражена у педагогов со стажем работы от 10 до 30 лет. То есть, педагоги, вошедшие в первую группу, возрастные границы которой 25-39 лет, оказались наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания. Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности
Были разработаны методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации.
Определены основные направления профилактической деятельности:
1. Диагностическое направление
2. Просветительское направление
3. Коррекционное направление
4. Профилактическое направление
Профилактическая деятельность психолога направлена на укрепление и развитие психологического здоровья коллектива дошкольной образовательной организации, на своевременное выявление психологических сложностей и трудностей в коллективе, на прогнозирование возможных проблем. Следовательно, с помощью профилактических мер улучшаются коммуникативные способности и социальная адаптация коллектива в целом.
В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова употребляют термин «психическое выгорание, Т.И. Рогинская - «профессиональное выгорание». Но суть от этого не изменяется. Синдром эмоционального выгорания - это проблемы человека, связанные с трудностями управления собственной жизнью. [25]
Также факторы, обуславливающие синдром, у педагогов дошкольной образовательной организации могут быть различны, но в целом они имеют следующую составляющую: заниженная самооценка, недостаточное
самоуважение, склонность к интроверсии, проблемы в коллективе или личной жизни, социальные проблемы.
Развитие эмоционального выгорания может проходить следующие стадии:
• стадия напряжения;
• стадиям резистенции;
• стадия истощения.
Была проведена диагностика эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации с разным стажем работы (по В.В.Бойко). На основе диагностики были выявлены педагоги на стадии эмоционального выгорания.
Проанализированы и интерпретированы полученные данные диагностики, которые показали следующие результаты, что в фазе «напряжения» сложившийся симптом имеют педагоги со стажем работы: от 0 до 10лет; в группе от 10 до 30 этот показатель не сложился. В первой группе (от 0 до 10) ярко выражена фаза «резистенции» 50% в стадии 30%. Фаза «истощения» ярко выражена у педагогов со стажем работы от 0 до 10 лет и менее выражена у педагогов со стажем работы от 10 до 30 лет. То есть, педагоги, вошедшие в первую группу, возрастные границы которой 25-39 лет, оказались наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания. Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности
Были разработаны методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации.
Определены основные направления профилактической деятельности:
1. Диагностическое направление
2. Просветительское направление
3. Коррекционное направление
4. Профилактическое направление
Профилактическая деятельность психолога направлена на укрепление и развитие психологического здоровья коллектива дошкольной образовательной организации, на своевременное выявление психологических сложностей и трудностей в коллективе, на прогнозирование возможных проблем. Следовательно, с помощью профилактических мер улучшаются коммуникативные способности и социальная адаптация коллектива в целом.
Подобные работы
- Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольной образовательной организации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2023 - Арт-терапия как средство психопрофилактики эмоционального
выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа профилактики эмоционального выгорания педагогов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - Групповое консультирование педагогов дошкольной образовательной организации по профилактике профессиональной деформации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018





