Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Работа №157800

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2023
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие эмоций и эмоционального развития в психологии 6
1.2. Особенности эмоционального развития детей младшего
дошкольного возраста 16
1.3. Различия по половому признаку в эмоциональной сфере детей
дошкольного возраста 23
Выводы по Главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация и методики исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования эмоционального развития детей
старшего дошкольного возраста 36
2.3. Методические рекомендации коррекционно-развивающей работы
по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по Главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
Приложение А 62

В последнее время проблема развития эмоций детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.
В дошкольном детстве эмоции проходят через прогрессивный процесс развития, их содержание становится все богаче, а формы проявления все сложнее, это происходит под воздействием социальных факторов и процесса воспитания. Сегодня проблема эмоционального развития дошкольников становится все более актуальной для педагогов и психологов, которые занимаются этим вопросом.
Дошкольный возраст характеризуется высокой эмоциональностью, яркими эмоциональными переживаниями и окраской всей практической и психической жизни. Однако дошкольник не может самостоятельно выразить свои чувства без специальной подготовки, так как умение управлять своими эмоциями и действиями формируется в течение всего дошкольного возраста.
Эмоциональность личности неразрывно связана с особенностями личности, такими как ее мотивационная направленность, ценностные ориентиры, отношение к себе и окружающему миру.
Психологи давно признали, что формирование и функционирование эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста является важной проблемой. Согласно А. Валлону, эмоции играют ключевую роль в развитии психической жизни ребенка: «Ребенок способен к развитию только благодаря эмоциям, которые объединяют его с окружающими и помогают ему найти опору в своей биологической природе. Эмоции являются мостом между органическим и психическим, и позволяют ребенку адаптироваться к своему окружению».
Развитие эмоциональной сферы играет важную роль не только в успешном школьном обучении, но и в саморазвитии личности. Осознание своих эмоций и чувств - это ключевой момент становления личности растущего ребенка. Эмоциональная и мотивационная сфера тесно связаны и развиваются вместе, что приводит к формированию самосознания. Однако, из- за чрезмерного увлечения телевизорами, компьютерами и другими гаджетами, дети меньше взаимодействуют со взрослыми и ровесниками, что может отрицательно сказаться на их чувственной сфере. Неумение управлять своими эмоциями и выражать их может затруднить взаимодействие ребенка с окружающим миром, поэтому работа по изучению и развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста является актуальной и важной.
Цель исследования - выявить особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что мальчики и девочки старшего дошкольного возраста будут иметь различия в эмоциональном развитии.
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач.
1. Провести теоретический анализ понятия эмоций и эмоционального развития в дошкольном возрасте.
2. Изучить различия эмоциональной сферы по половой принадлежности в дошкольном возрасте.
3. Выявить эмпирическим путем особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методические рекомендации педагогам-психологам по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение и синтез литературных источников по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование;
- методы математической количественной и качественной обработки данных.
Методика диагностики:
- методика «Сюжетные картинки» И.Б. Дермановой (в адаптации Р.Р. Калининой);
- методика изучения способности детей дошкольного возраста к распознаванию эмоциональных состояний, Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой;
- методика «Эмоционально-обусловленное поведение дошкольника» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе МБДОУ г. Красноярска. В исследовании приняли участие 26 детей в возрасте 5-6 лет, посещающих старшую возрастную группу, из них 12 девочек и 14 мальчиков.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержит приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмоции - это сложные психические состояния, которые возникают в ответ на различные внешние и внутренние стимулы и могут проявляться в виде различных физических и психических реакций. Эмоции играют важную роль в нашей жизни, так как они помогают нам ориентироваться в окружающем мире, оценивать события и принимать решения. Однако, эмоции могут также приводить к негативным последствиям, таким как стресс, тревога и депрессия. Поэтому важно уметь управлять своими эмоциями и использовать их для достижения своих целей.
Эмоции - это субъективные реакции человека на различные внешние или внутренние стимулы. Эмоции могут проявляться в виде чувств, таких как радость, грусть, страх, удивление и т.д. Эмоциональное развитие в старшем дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от детского эгоцентризма к пониманию социальных норм и правил. Ребенок начинает осознавать свои эмоции и эмоции других людей, учится контролировать свои эмоции и выражать их в социально приемлемых формах. В старшем дошкольном возрасте эмоциональное развитие детей продолжает активно развиваться. В этот период дети начинают осознавать свои эмоции и учатся выражать их вербально и не вербально. Кроме того, старшие дошкольники начинают проявлять больше самостоятельности и независимости в своих эмоциях. Они могут выражать свои чувства открыто и без стеснения, и это помогает им лучше понимать себя и других людей.
Таким образом, эмоциональное развитие в старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться и усложняться, что позволяет детям лучше понимать и управлять своими чувствами и эмоциями в дальнейшей жизни.
В литературных источниках исследование отличий эмоций мальчиков и девочек в дошкольном возрасте показало, что у девочек эмоциональные реакции более разнообразны и интенсивны, чем у мальчиков. Девочки склонны к более выраженным эмоциональным реакциям на различные стимулы, такие как радость, грусть, страх и удивление. Мальчики же проявляют более сдержанные эмоции и чаще проявляют их в контексте физической активности.
Кроме того, результаты исследования показали, что девочки более склонны к социальной активности и взаимодействию с другими людьми, чем мальчики, что может быть связано с их большей эмоциональной выразительностью. Мальчики, в свою очередь, более ориентированы на физическую активность и конкуренцию.
Однако, стоит отметить, что эти различия могут быть индивидуальными и зависят от многих факторов, таких как культурные и семейные традиции, а также индивидуальные особенности каждого ребенка.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить следующие особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста по половой принадлежности.
Девочки демонстрируют в большей степени более высокий уровень умения адекватно выражать эмоции по отношению к нравственным нормам, в сравнении с мальчиками. У девочек в большей степени адекватные эмоциональные реакции на нравственную норму характеризуются яркостью и проявляются в мимике, у мальчиков в большей степени представлена слабая адекватная эмоциональная реакция на нравственную норму.
У девочек в большей степени сформирована способность к распознаванию эмоциональных состояний, в сравнении с мальчиками. Девочки в большей степени способны адекватно распознавать и правильно называть эмоциональное состояние персонажа, способны к дифференциации близких по характеру переживаний, могут дать интерпретацию причин выделенного состояния, то есть связывать его с поведением других участников события, в сравнении с мальчиками.
Отсутствуют какие-либо различия в социальных эмоциях и их проявлений в поведении у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Большинство мальчиков и девочек проявляют среднюю эмоциональную заинтересованность в общении со сверстниками, хотя в целом преобладает положительный характер общения; оказывают помощь другому чаще после предложения взрослого; недостаточно хорошо понимают эмоциональное состояние другого, не всегда проявляют внимание и сочувствие.
В качестве средств и методов целенаправленного развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: элементы сказкотерапии, анализ мультипликационных фильмов, тренинговые игры и упражнения. Необходимо обеспечить эмоционально-комфортной атмосферы в группе и эмоционально-насыщенной предметно-развивающей среды в ДОО.



1. Андерсон М.Н. Возрастная изменчивость распознавания эмоций детьми от 6 до 11 лет : автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2013. 24 с.
2. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. Вилюнас, Ю. Гиппернейтер. М.: Изд-во Московского ун-та, 2001. С.3-29.
3. Биддалф С. Воспитание мальчишек. М.: Рипол классик, 2005. 210 с.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Смыл, 2010. 612 с.
5. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2009. 380 с.
6. Вилюнас В. Психология эмоций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб.: Питер, 2007. 496 с.
7. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. М.: Книга по Требованию, 2012. 620 с.
8. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДО. М.: Айрис-пресс, 2008. 296 с.
9. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно-педагогическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2010. 91 с.
10. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. СПб.: Речь, 1998. 260 с.
11. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 42-47.
12. Захаров А.Н. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: Владос, 2000. 326 с.
13. Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. 2013. № 4. С. 16-21.
14. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер 2020. 464 с.
15. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С.36-48.
...
43 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ