Особенности эмоциональных переживаний детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме
|
Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоциональных
переживаний детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в
детском доме 8
1.1. Сущность понятия эмоциональное переживание детей младшего
школьного возраста 8
1.2. Специфика эмоциональных переживаний детей младшего школьного
возраста, воспитывающихся в детском доме 18
1.3. Методы коррекции эмоциональных переживаний детей младшего
школьного возраста, воспитывающихся в детском доме 28
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Сравнительное изучение особенностей эмоциональных
переживаний детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье, и детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме 34
2.1. Организация, методы и методики исследования особенностей эмоциональных переживаний детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и детей воспитывающихся в детском доме 34
2.3. Рекомендации педагогам, работающим с детьми, имеющими проблемы в сфере эмоциональных переживаний и воспитывающимися в детском доме . 57
Выводы по Главе 2 64
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложения 71
переживаний детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в
детском доме 8
1.1. Сущность понятия эмоциональное переживание детей младшего
школьного возраста 8
1.2. Специфика эмоциональных переживаний детей младшего школьного
возраста, воспитывающихся в детском доме 18
1.3. Методы коррекции эмоциональных переживаний детей младшего
школьного возраста, воспитывающихся в детском доме 28
Выводы по Главе 1 33
Глава 2. Сравнительное изучение особенностей эмоциональных
переживаний детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье, и детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в детском доме 34
2.1. Организация, методы и методики исследования особенностей эмоциональных переживаний детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семье и детей воспитывающихся в детском доме 34
2.3. Рекомендации педагогам, работающим с детьми, имеющими проблемы в сфере эмоциональных переживаний и воспитывающимися в детском доме . 57
Выводы по Главе 2 64
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложения 71
В современном обществе проблема детей, оставшихся без попечения родителей, не исчезает, а напротив, катастрофически разрастается, превращается вследствие усиления алкоголизма, потери духовных ценностей и морального разложения в проблему сирот при живых родителях.
В настоящее время наиболее полно всесторонне исследовано психическое развитие детей младшего школьного возраста воспитывающихся в семье (Рубинштейн С.Л., Выготский Л. С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.). И совсем немного исследований по вопросу эмоционального развития и эмоциональных переживаний детей, воспитывающихся в детском доме.
Сегодня в нашей стране в детских домах и школах интернатах растут около трети миллиона детей, оставшихся без попечения родителей. Это явилось основанием при выборе темы данной работы.
За последний год в России на учете в федеральном банке данных числятся 104 тысяч детей. Подавляющее большинство из них (свыше 80%) уже довольно взрослые (старше семи лет, что, как известно, снижает шансы на усыновление), а также дети-инвалиды и дети, имеющие кровных братьев и сестер.
68% детей из банка данных - дети старшего возраста от 10 до 18 лет, 41% - дети-инвалиды. Детей «с хорошей родословной» в детских домах практически нет, а если они и появляются, то тут же оказываются востребованными приемными родителями. Для устройства же остальных детей необходимо придумывать новые способы. Существуют и другие неутешительные цифры - о количестве россиян, лишенных родительских прав. По данным на 2014-2015 год таковых было 40 тыс. Из них 29 тыс. были лишены прав за уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 12% - в связи с алкоголизмом и наркоманией, 5% - за злоупотребление родительскими правами [39, с. 15-18].
Учитывая эти данные, утверждать, что в России в скором времени не останется детских домов, было бы наивно. Ко всему прочему, вопрос сиротства в России обострился после принятия так называемого «сиротского закона», запрещающего усыновление российских сирот гражданами США. Этот закон вызвал широкий общественный резонанс как в России, так и за рубежом.
Это повлекло за собой значительное увеличение размеров социального сиротства, проявление его новых характеристик. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием, в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое социальное сиротство», которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, изменения отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.
В результате в детских домах и школах интернатах оказался сосредоточенным весьма специфический контингент детей, которые отличаются с одной стороны, ярко выраженным депривационным синдромом [40, с. 44-45].
Учёные (Рубинштейн С.Л., Выготский Л. С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.) пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребёнка. Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно, а в младшем школьном возрасте стремительно развивается [11; с.240-250].
Эпоха гласности обнаружила множество «белых пятен» в окружающей нас жизни. Одним из них стала проблема детей, воспитывающихся в детских домах.
Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особенному пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребёнка из семьи, - они просто другие.
Умение понимать эмоции и чувства собеседника, а так же умение правильно выражать свои эмоции и чувства, управлять ими, является важным условием адаптации ребёнка, условием его позитивного самоощущения в обществе.
...
В настоящее время наиболее полно всесторонне исследовано психическое развитие детей младшего школьного возраста воспитывающихся в семье (Рубинштейн С.Л., Выготский Л. С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.). И совсем немного исследований по вопросу эмоционального развития и эмоциональных переживаний детей, воспитывающихся в детском доме.
Сегодня в нашей стране в детских домах и школах интернатах растут около трети миллиона детей, оставшихся без попечения родителей. Это явилось основанием при выборе темы данной работы.
За последний год в России на учете в федеральном банке данных числятся 104 тысяч детей. Подавляющее большинство из них (свыше 80%) уже довольно взрослые (старше семи лет, что, как известно, снижает шансы на усыновление), а также дети-инвалиды и дети, имеющие кровных братьев и сестер.
68% детей из банка данных - дети старшего возраста от 10 до 18 лет, 41% - дети-инвалиды. Детей «с хорошей родословной» в детских домах практически нет, а если они и появляются, то тут же оказываются востребованными приемными родителями. Для устройства же остальных детей необходимо придумывать новые способы. Существуют и другие неутешительные цифры - о количестве россиян, лишенных родительских прав. По данным на 2014-2015 год таковых было 40 тыс. Из них 29 тыс. были лишены прав за уклонение от обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, 12% - в связи с алкоголизмом и наркоманией, 5% - за злоупотребление родительскими правами [39, с. 15-18].
Учитывая эти данные, утверждать, что в России в скором времени не останется детских домов, было бы наивно. Ко всему прочему, вопрос сиротства в России обострился после принятия так называемого «сиротского закона», запрещающего усыновление российских сирот гражданами США. Этот закон вызвал широкий общественный резонанс как в России, так и за рубежом.
Это повлекло за собой значительное увеличение размеров социального сиротства, проявление его новых характеристик. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием, в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое социальное сиротство», которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, изменения отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.
В результате в детских домах и школах интернатах оказался сосредоточенным весьма специфический контингент детей, которые отличаются с одной стороны, ярко выраженным депривационным синдромом [40, с. 44-45].
Учёные (Рубинштейн С.Л., Выготский Л. С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.) пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребёнка. Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно, а в младшем школьном возрасте стремительно развивается [11; с.240-250].
Эпоха гласности обнаружила множество «белых пятен» в окружающей нас жизни. Одним из них стала проблема детей, воспитывающихся в детских домах.
Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особенному пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребёнка из семьи, - они просто другие.
Умение понимать эмоции и чувства собеседника, а так же умение правильно выражать свои эмоции и чувства, управлять ими, является важным условием адаптации ребёнка, условием его позитивного самоощущения в обществе.
...
В ходе проведения исследования нами была достигнута его цель - исследовать особенности эмоциональных переживаний у детей, воспитывающихся в детском доме.
В процессе достижения цели, нами был решён ряд задач:
1. Исследовать литературу по данной проблеме.
Изучив литературу, мы пришли к выводам, что проблемой эмоций и эмоционального развития ребёнка занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Но тем ни менее, в психологии до сих пор нет общепризнанного чёткого определения эмоций, не смотря на то, что все авторы признают их значимую роль в жизни человека.
Эмоциональное развитие ребёнка начинается с самого рождения и на каждом возрастном этапе имеет свои характерные особенности.
Психическое развитие детей, воспитывающихся в детском доме, подчиняется тем же закономерностям, что и детей воспитывающихся в семье. Незначительные различия в темпах на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течении последующего времени до определённого этапа, когда вследствие систематических воздействий, различия перестают нарастать и даже уменьшаться.
Эмоциональное развитие и эмоциональные переживания у детей, воспитывающихся в детском доме, имеют свои особенности: аффективный характер эмоциональных состояний, недифференцированность
эмоциональных реакций, утрированность внешнего выражения чувств, большая выразительность мимики и жестов.
2. Исходя из полученных сведений, основным методом нашего исследования был выбран метод наблюдения. Также были подобраны два тестовых задания на изучение восприятия детьми графического изображения эмоций и на использование выразительных средств при выражении эмоциональных состояний.
По результатам проведённого исследования, мы пришли к выводу, что младшие школьники, воспитывающиеся в детском доме, проявляют больше положительных эмоций, чем отрицательных. Внешнее выражение эмоции носит утрированный характер и имеет ярко выраженную аффективную окраску.
Имеются небольшие различия в эмоциональных переживаниях у детей из семей и детей оставшихся без попечения родителей. У детей из детского дома количество эмоциональных проявлений больше, так же у них больше положительных эмоций.
Таким образом, на основании полученных результатов, мы можем говорить о том, что наша гипотеза подтвердилась, дети младшего школьного возраста имеющие родителей, и дети младшего школьного возраста оставшиеся без попечения родителей имеют различия в эмоциональном развитии, в частности, в уровне эмоциональных переживаний.
Так же мы можем добавить, что на особенности эмоциональных переживаний детей, воспитывающихся в детском доме, оказывает не малое влияние воспитание.
3. Нами были разработаны рекомендации, для воспитателей и подобран ряд упражнений на развитие умения управлять своими эмоциями, понимание эмоций других и умение правильно выражать свои чувства.
В процессе достижения цели, нами был решён ряд задач:
1. Исследовать литературу по данной проблеме.
Изучив литературу, мы пришли к выводам, что проблемой эмоций и эмоционального развития ребёнка занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Но тем ни менее, в психологии до сих пор нет общепризнанного чёткого определения эмоций, не смотря на то, что все авторы признают их значимую роль в жизни человека.
Эмоциональное развитие ребёнка начинается с самого рождения и на каждом возрастном этапе имеет свои характерные особенности.
Психическое развитие детей, воспитывающихся в детском доме, подчиняется тем же закономерностям, что и детей воспитывающихся в семье. Незначительные различия в темпах на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течении последующего времени до определённого этапа, когда вследствие систематических воздействий, различия перестают нарастать и даже уменьшаться.
Эмоциональное развитие и эмоциональные переживания у детей, воспитывающихся в детском доме, имеют свои особенности: аффективный характер эмоциональных состояний, недифференцированность
эмоциональных реакций, утрированность внешнего выражения чувств, большая выразительность мимики и жестов.
2. Исходя из полученных сведений, основным методом нашего исследования был выбран метод наблюдения. Также были подобраны два тестовых задания на изучение восприятия детьми графического изображения эмоций и на использование выразительных средств при выражении эмоциональных состояний.
По результатам проведённого исследования, мы пришли к выводу, что младшие школьники, воспитывающиеся в детском доме, проявляют больше положительных эмоций, чем отрицательных. Внешнее выражение эмоции носит утрированный характер и имеет ярко выраженную аффективную окраску.
Имеются небольшие различия в эмоциональных переживаниях у детей из семей и детей оставшихся без попечения родителей. У детей из детского дома количество эмоциональных проявлений больше, так же у них больше положительных эмоций.
Таким образом, на основании полученных результатов, мы можем говорить о том, что наша гипотеза подтвердилась, дети младшего школьного возраста имеющие родителей, и дети младшего школьного возраста оставшиеся без попечения родителей имеют различия в эмоциональном развитии, в частности, в уровне эмоциональных переживаний.
Так же мы можем добавить, что на особенности эмоциональных переживаний детей, воспитывающихся в детском доме, оказывает не малое влияние воспитание.
3. Нами были разработаны рекомендации, для воспитателей и подобран ряд упражнений на развитие умения управлять своими эмоциями, понимание эмоций других и умение правильно выражать свои чувства.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В
УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СЛЫШАЩИХ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика и преодоление тревожности в младшем школьном возрасте
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа коррекции стресса родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - РЕЧЕ - КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ЗРЕНИЯ И СЛУХА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020





