Введение 3
Глава I . Проблема литературного развития школьников в процессе обучения 8
1.1 Литературное развитие школьников как научная проблема 8
1.2. Развитие речи школьников в процесс их литературного развития.. . . 29
Глава II. Развитие письменной речи как важнейшего компонента литературных способностей учащихся 45
2.1 Констатирующий эксперимент 45
2.2 Формирующий эксперимент 55
2.3 Контрольный эксперимент и обследования 62
Заключение 65
Литература 71
Актуальность исследования. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивает меткость и выразительность речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики.
Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального выражения и воздействия на других людей.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
В научной литературе выделяют следующие периоды речевого развития человека:
- младенческий возраст - до 1 года - гуление, лепет;
- ранний возраст - 1 года до 3 лет - овладение слоговым и звуковом и звуковым составом слова, простейшими связами слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;
- дошкольный возраст - от 3 до 6 лет - появление монологической, контекстной речи; появление форм внутренней речи;
- младший школьный возраст - от 6 до 10 лет - осознание форм речи (звукового состава слов, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога;
- средний школьный возраст - от 10 до 15 лет - овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;
- старший школьный возраст - от 15 до 17 лет - совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.
Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказывать устно или письменно.
Второе условие любого речевого высказывания - это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывания.
Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развитие речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.
В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное «чувство языка», на которое и опирается методика обучения.
Н.И. Жинкин раскрыл механизм практического формирования этого явления. Он писал: «При передаче сообщения вводится два вида информации: а) о предмете явлениях действительности и б) правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правило языка применяется, но о самих правилах ничего не говорится... Развитие речи есть нечто иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, т.е. через речь» [13, с. 57].
Следовательно, методическим условием развития речи, учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковой материал, с другой - создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.
Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого не достаточно: стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.
Объект исследования: методика развития речи младших школьников.
Цель исследования: изучение особенностей развития речи как важнейшего компонента литературных способностей младших школьников.
Задачи исследования:
- анализ методической и научной литературы по теме исследования;
- диагностика компонентов литературных способностей;
- анализ особенностей письменной речи учащихся с помощью методов первичной статистической обработки;
- составление системы творческих работ учащихся, способствующих выразительной письменной речи учащихся;
- анализ результатов развивающей работы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие речевых умений учащихся зависит от развития компонентов литературных способностей детей и системы творческих работ учащихся.
Методы исследования:
- наблюдение и анализ процесса обучения детей;
- констатирующий и формирующий эксперимент;
- анализ и обобщение полученных данных при исследовании.
Методологической основой нашего исследования являются теория
о развитии речи детей младшего школьного возраста, психолого¬педагогические исследования в области методики обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, В.Г. Горецкого, С.Л. Соловейчик, Л. С. Выготского, Н. И.Жинкина и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что проведенное нами исследование и предлагаемые методические рекомендации по оптимизации процесса развития речи младших школьников могут быть использованы в практике начальной школы.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась МБОУ СОШ № 1 с. Самагалтай Тес-Хемского кожууна.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Развитие речевых умений происходит в процессе речевой деятельности. Но стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. В нашей работе мы рассмотрели ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении начальной школы, особо выделив при этом развитие речевых умений, которое происходит в процессе создания в учебных целях связных текстов, т. е. умение писать сочинения. Развитие речевых умений младших школьников глубоко и всесторонне связано с их литературным развитием, а именно, с расширением и обогащением их художественного восприятия, с формированием способности мыслить словесно-художественными образами, с развитием воссоздающего воображения, широкой сферы чувств, наблюдательности.
Литературное развитие мы определяем, как процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями. Одним из ведущих компонентов литературных способностей является так называемое «чувство языка», т. е. важнейшее речевое умение словесно оформлять свои мысли и чувства..
Как показало наше исследование, ученики четвертых классов в силу возрастных особенностей и ряда других причин являются недостаточно эмоционально и эстетически отзывчивыми, у них слабо развито такое речевое умение как умение создавать связные тексты, т. е. писать сочинения. Таким образом, в практике школы образуется довольно ощутимое противоречие между подготовленностью учащихся и требованиями, предъявляемыми к ним программой. Поэтому, мы считаем, в начальных классах школы должна проводиться целенаправленная и эффективная работа по формированию у учащихся речевых умений, включающая в себя
работу над содержанием речи, ее последовательностью, работу над грамотным оформлением мыслей,
Как показало наше исследование, сочинения четвероклассников носят характер повествований. Это объясняется с одной стороны, бедностью и невыразительностью их языка, с другой стороны, непониманием самого смысла художественной выразительности. Существует значительный разрыв между запасом представлений школьников и их словарным запасом. Учащиеся не всегда понимают слова в их множественных значениях. Для понимания и в особенности применения эпитетов, сравнений, метафор и т.п. требуется хорошее развитие таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, обобщение, конкретизация. Эти операции должны тренироваться на соответствующем языковом материале.
Анализ сочинений показал, что дети быстрее находят слова и словосочетания, когда они представляют себе предмет или описываемую картину. Образные словосочетания, определенные словесные ассоциации предполагают ту или иную степень развития образного мышления, прежде всего поэтических представлений, которые, в свою очередь, тесно связаны с воображением. В связи с этим мы формировали, во-первых, наблюдательность как важнейшее условие самостоятельности письменной речи и как условия формирования поэтических представлений и обобщений, во-вторых, самостоятельности эмоциональных и эстетических оценок и их использования в письменной речи как одного из условий ее эмоционально-образной выразительности,в-третьих, образного мышления и творческого воображения в работе над сочинениями творческого характера..
Итак, проанализировав полученные в ходе диагностико¬формирующей работы результаты, можно считать ее цель достигнутой, гипотезу доказанной. Учащиеся 4-го класса продолжают вырабатывать точную и выразительную письменную речь как компонент литературных способностей. Эффективность проведенной формирующей работы выразилась в обогащении речи учащихся, их пассивного и активного словаря, употреблении школьниками точных метафор, эпитетов в письменной и устной речи, а также способности мыслить словесно¬художественными образами и самостоятельности эмоциональных и эстетических оценок, и их использования в письменной речи.