Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация и проведение свадеб. Социологический анализ социальных практик разных поколений жителей Пензенской области

Работа №157736

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы125
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
43
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию свадебных практик и ритуалов 6
1.1 Свадьбы и свадебные традиции как социально-исторический и
социально-культурный феномен 6
1.1.1 Социальное значение заключения брака и свадьбы в традиционном и
современном обществах 6
1.1.2 Свадебные традиции и их социально-культурное значение 10
1.2 Трансформация свадебных традиций и практик в современном
обществе 15
Глава 2. Социологический анализ свадебных практик по Пензенской
области 27
2.1 Социальное поведение и предпочтения относительно свадебных практик
жителей Пензенской области, в том числе студенческой молодёжи 27
2.2 Свадебные практики в представлениях жителей Пензенской области и
специалистов свадебной индустрии 50
2.3 Свадебные практики пензенских невест, выявленные на основе
качественного анализа интернет-форумов 70
Заключение 80
Список использованной литературы 88
Приложение


В настоящее время общество быстро развивается, культура меняется, приобретая или теряя некоторые черты. Это касается также и традиций, которые постепенно утрачивают свою силу и либо полностью исчезают, либо видоизменяются, приобретая новый смысл.
Вступление в брак издревле является одним из важнейших событий в жизни человека, и любое общество окружает это событие множеством ритуалов, условностей, традиций, в которых, так или иначе, отражаются ожидания индивидов и социума, связанных с появлением новой семьи.
В процессе развития общества интенсивно формируются новые ритуалы и символы, в том числе связанные с ключевыми датами и событиями в жизни человека. Во всякой культуре существует динамичное соотношение традиционности, поддерживающей стабильность, и инноваций, благодаря которым общество продвигается вперед. Это вполне отчетливо можно проследить на примере эволюции свадебного обряда. «...Современные молодые люди часто обращаются к прошлому, интересуются национальным духовным наследием. При этом традиционная свадьба «осовременилась», элементы обрядности изменились в соответствии с сознанием людей, их духовными запросами и т. п...» [47, с. 2].
У современной молодёжи по мере развития общества, возникновения норм, ценностей, правил, стереотипов закладывается представление об идеальной свадьбе. Молодые люди стремятся подготовиться к важнейшему в их жизни событию, сделать его незабываемым, наполнить символами любви, верности, счастья.
При этом люди склонны следовать принятым в обществе нормам, в том числе и модным тенденциям. То, что в традиционном обществе было связано с социализирующей ролью традиций, сегодня диктуется обществом потребления, рынком. Свадебные традиции и ритуалы, как и все другие социальные явления, не защищены от влияния социальных изменений. Современная Россия уже не живёт абсолютно и непреложно по законам православия, исчезла Российская империя, ушло в прошлое и семидесятилетняя эпоха Советского союза, эпоха господства коммунистической и атеистической идеологии. Социальная структура общества, уровень образования и система ценностей россиян претерпели за последние сто лет радикальные изменения [47]. Это отразилось на повседневной жизни людей, в том числе и на праздничных ритуалах, традициях, связанных с памятными, значимыми датами. В свою очередь анализ трансформации праздничных, в том числе свадебных, ритуалов, позволяет детализировать понимание происходящих в обществе изменений ценностей, жизненных ориентаций и моделей поведения россиян. Это и определяет актуальность поднятой темы.
Актуальность данной работы заключается в том, что проведение социологического исследования позволило понять различия в свадебных практиках, поведении и предпочтениях представителей разных поколений.
Целью бакалаврской работы является сравнительный анализ моделей социального поведения представителей разных поколений в ситуации подготовки и проведения свадьбы, а также выявлений наиболее распространённых в Пензенской области социальных практик, связанных с организацией свадеб...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы было проведено социологическое исследование, целью которого являлось осуществить сравнительный анализ моделей социального поведения представителей разных поколений в ситуации подготовки и проведения свадьбы, а также выявить наиболее распространённые в Пензенской области социальные практики, связанных с организацией свадеб.
Анализ теоретических источников позволил сделать следующие выводы.
В современном обществе смысл свадьбы и свадебного торжества радикально отличается от того, который был типичным для традиционного общества. Для современных молодых людей заключение законного брака в большинстве случаев, отнюдь, не означает радикального изменения отношений между мужчиной и женщиной. В современном обществе широко распространены добрачные сексуальные связи, нередко молодые люди живут вместе какое-то время до свадьбы, ведут совместное хозяйство, путешествуют вместе, имеют общих друзей. Законный брак сегодня приобретает смысл, скорее, признания в настоящей, подлинной любви, признания того, что молодые люди созданы друг для друга и готовы стать друг другу настоящими спутниками жизни. В массовой культуре предложение руки и сердца по-прежнему подаётся как исключительное, незабываемое и счастливейшее событие в жизни девушки, один из самых решительных шагов и волнующих моментов в жизни юноши. Однако сегодня - это не предложение начать новую жизнь, начать близкие отношения, а, скорее, признание в том, что существующие отношения могут являться залогом долгой совместной жизни.
В современных свадебных традициях мы можем увидеть следы старинных и даже древних обрядов, чей социальный смысл и символизм существенно изменились, точнее, традиции стали скорее формой организации праздника, праздничной атрибутикой, а не обязательным и глубоко символическим действием.
Церковная церемония воспринимается сегодня иначе, чем даже сто лет назад. В современном мире социально-политическое значение церкви и религии сильно изменилось, и венчание перестало быть обязательным, законным брак делает регистрация его в органах записи актов гражданского состояния. Венчание в современном обществе приобрело значение дополнительной клятвы супругов, подтверждения исключительности отношений и наивысшего доверия супругов друг к другу. Нередко венчание используется современными парами в качестве «второй свадьбы», символизирующей сохранение прочности и крепости отношений, или «дня подтверждения любви».
Сегодня формы организации и проведения свадеб не находятся под влиянием религии, идеологии, непреложного кодекса законов и обычаев, сегодня правят личные вкусы. А, значит, появляется многообразие запросов на различные элементы свадебной церемонии и формируется рынок, готовый эти запросы удовлетворить.
Организация свадеб, развиваясь, становится сферой самозанятости, малого предпринимательства, и даже вполне заметным сегментом для занятости по найму. Сегодня можно говорить о некой свадебной индустрии как секторе сферы услуг, весьма динамично развивающейся, институционализирующейся и профессионализирующейся.
Проведённое в рамках выпускной квалификационной работы социологическое исследование позволило выявить особенности современных социальных практик, связанных с подготовкой и организацией свадьбы. В качестве методов социологического исследования выступали анкетный опрос, интервью с жителями города Пензы, имеющими опыт проведения собственной свадьбы, а также со специалистами в различных секторах свадебной индустрии. Кроме того, был проведен анализ документов - Интернет-форумов, посвященных свадьбам.
Прежде всего, мы выявили представления респондентов о свадебных традициях и обрядах. Анализ ответов респондентов позволил заключить, что большинство свадебных ритуалов, выбранных студентами, являются западными по происхождению, и пришли к нам из западных кинематографа, литературы, телевизионных программ. При этом нужно отметить явную склонность молодёжи старшей возрастной группы (старше 25 лет), а также людей среднего и старшего возраста к поддержанию традиций, которые хотя и не являются исключительно российскими, но всё-таки довольно прочно укоренены в российской культуре.
Применительно к современным свадебным ритуалам мы можем говорить уже не о свадебных традициях, освященных историей, укоренённых в культуре и имеющих для всех участников торжества символическое значение, социальный и культурный смысл. Речь может идти сегодня, скорее, о праздничной атрибутике, выбор которой диктуется с одной стороны, модой, а, с другой — индивидуальными вкусами и предпочтениями. На основании результатов исследования можно охарактеризовать современную свадьбу как некую мешанину из современной версии российских старых традиций (благословение, осыпание молодых зёрнами или лепестками) и современной, преимущественно западной, атрибутики: танец невесты с отцом, фейерверк, бросание букета или подвязки.
Таким образом, можно говорить что некой единой, признанной всеми свадебной традиции не существует, есть несколько сценариев, которые молодые пары и организаторы свадеб выбирают в зависимости от собственных вкусов и предпочтений или, может быть, под влиянием свадебной моды.
Исследование показало, что такие традиции, как помолвка и сватовство до сих пор живы, однако наши респонденты склонны трактовать их не на традиционный, а на современный лад. Сватовство для них — это просто знакомство семей жениха и невесты, оно никак в их представлениях не связано с самим решением о свадьбе, которое они принимали независимо от родителей. Помолвка также не видится им как что-то исключительное, это просто факт принятия решения о свадьбе, дата которой назначена спустя определенный срок после того, как невеста приняла предложение жениха. Никакого специального празднования или оглашения о помолвке респонденты не упоминали, не вспоминали и о том, что это — давняя традиция принятия обязательств, которые для жениха и невесты являются нерушимыми настолько, что отмена помолвки неминуемо вызывает осуждение общества.
Примечательным является выявленное в исследовании отношение жителей Пензенской области к ключевой свадебной традиции — венчанию. Большинство респондентов интервью признали венчание важной сакральной процедурой, которая должна отражать подлинность любви и серьёзность намерений брачующихся. Однако противоречия в ответах респондентов, в том числе специалистов по организации свадеб, позволило сделать вывод о действии здесь хорошо известного в социологии «эффекта Готорна», который приводит к тому, что поведение людей меняется в ответ на сам факт социологического внимания к ним — наблюдения, эксперимента, опроса или интервью. Респонденты, отвечая на вопросы, имели в виду, что венчание в церкви — социально одобряемое в современном российском обществе поведение, и говорили о своём желании пройти этот обряд. Точно также организаторы свадеб в соответствии с их пониманием общественных тенденции и настроений относительно венчания отзываются о нём как о важном, и даже необходимом шаге. И в то же время признаются, что в своей профессиональной практике редко встречаются с парами, венчающимися в церкви. В анкетных опросах и студентов, и пензенцев разных возрастов о намерении провести обряд венчания заявили соответственно 16% и 13%, наименее популярным ритуалом венчание является для самых молодых респондентов — моложе 25 лет.
Исследование показало, что организация свадьбы является сегодня ответственным и трудоёмким процессом. Анализ данных, полученных в ходе анкетирования, интервью и анализа документов позволил сделать вывод о том, что организацией своей свадьбы жители Пензенской области, для которых свадьба уже в прошлом, предпочитали заниматься самостоятельно, привлекая к помощи родителей, родственников и друзей. При изучении интернет-форумов было обнаружено, что невесты, являющиеся там основными посетителями, в основном, предпочитают также самостоятельно заниматься организацией и подготовкой своей свадьбы, привлекая специалистов к решению отдельных задач. В качестве основных причин такой самостоятельности называются стремление к самореализации и соображения экономии, так как услуги свадебных специалистов стоят недёшево.
Согласно свадебным Интернет-форумам, самыми востребованными и популярными специалистами свадебной индустрии в городе Пенза являются ведущий, фотограф, видеограф, декоратор, флорист, стилист, кондитер (или кондитерская), различные артисты. Ценовая политика таких подрядчиков варьируется. По словам специалистов по различным моментам организации свадеб наиболее востребованным специалистом должен быть свадебный организатор, и, соответственно, должен быть спрос на услуги свадебных агентств, которые решают все вопросы, связанные с организацией свадьбы. Однако анализ реальных социальных практик позволил обнаружить, что жители Пензенской области, в том числе и молодёжь, не готовы нанимать координатора, который взял бы на себя все заботы по организации свадьбы. Отчасти это связано с желанием молодых влюбленных, невест, прежде всего, принять личное участие в организации знаменательнейшего дня своей жизни. Но немалую роль играют и соображения экономии.
С каждым годом в свадебной индустрии появляются новые тренды, меняется мода, меняется характер предоставляемых услуг на свадебном рынке. Каждый раз молодёжь старается в той или иной мере соответствовать современности. Именно поэтому перед началом организации и подготовки свадьбы они изучают различные новинки, изменяющуюся ценовую политику свадебных агентств и различных специалистов. Исходя из анализа данных, студенческая молодёжь и те, кто является хотя бы гостем интернет-форумов изучают новые явления на свадебном рынке самостоятельно, пользуясь интернет-ресурсами и теми же интернет-форумами. При необходимости они обращаются к специалистам...


1. Азизова Н. Р. Традиционные нормы поведения и формы общения юртовских татар в послесвадебный период: культурологический аспект // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 8. - С. 44-49.
2. Антонова Н. Л. Брачный выбор: поворот к рационализации // Экономические науки. - 2017. - № 8(82). - С. 44 - 47.
3. Байдаева Б. Д. Калым-урду у вайнахов: социокультурный анализ // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2009. - ЗА. С. 9-12.
4. Байдаева Б. Д. Свадебный обряд в контексте этнической культуры народов Северного Кавказа : автореф. дис. ... канд. фил. наук : 24.00.01 / Б. Д. Байдаева ; Чеченс. гос. ун-т ; рук. работы А. В. Хумидович. - Ростов-на- Дону: [б. и.], 2009. - 152 с.
5. Байдаева Б. Д. Сущность и социальное значение калыма-урду у чеченцев и ингушей // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2009. - №2. С. 119-123.
6. Бауман З. Индивидуализированное общество/Пер. с англ. В. Л. Иноземцева.
- М: Логос. 2005. - 390 с.
7. Бгажноков Б. Х. Семья и традиционный семейный быт адыгов // Исторический вестник / Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНД РАН. IV выпуск. Нальчик, 2006. - С. 31-110.
8. Беркунцова С. А. Трансформация свадебного потребления в России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. - 2015. - Вып. 13. - С. 87-88.
9. Ведерникова Т. И., Александрова С. А. Народная художественная культура.
- Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств. - 2013. - 300 с.
10. Вишневский А. Г. Пять вызовов нового века // Мир России. - 2004. - № 2.
- С. 3-23.
11. Врублевская П. Порядок смысловой системы православия на примере ритуала венчания // Социология власти. - 2013. - №1-2. - С. 99-110.
12. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru. (дата обращения: 01.02.19)
13. Габбасова А. Р. Репрезентация концепта "свадьба" в русской и башкирской языковой картине мира : автореф. дис. ... канд. фил. наук : 10.02.20 / А. Р. Габбасова ; Башк. гос. ун-т ; рук. работы Ф. Г. Фаткуллина. - Уфа: [б. и.], 2013. - 173 с.
14. Гордеева С. С., Зырянова А. Н. Стратегии брачного поведения трех поколений горожан (на примере г. Пермь) // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. - 2017. - № 6. - С. 284-294.
15. Громов Д. В. Посещение достопримечательностей как часть современного свадебного обряда // Традиционная культура. - 2008. - № 2. - C. 28-39...56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ