Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Праймериз в деятельности политических партий в России

Работа №157730

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

конституционное право

Объем работы106
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ВЫБОРЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТИТУТ ДЕМОКРАТИИ 14
1.1 История становления института выборов в России 14
1.2 Общая характеристика выборов в России 21
1.3 Выдвижение кандидатов: история и современность 34
2 ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ (ПРАЙМЕРИЗ): СПОСОБ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ «КАНДИДАТА В КАНДИДАТЫ» 43
2.1 Праймериз: понятие, цели 43
2.2 Зарубежный опыт проведения праймериз 50
2.3 Отечественная практика предварительного голосования 60
3 ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ В РОССИИ СЕГОДНЯ 69
3.1 Проблемы и пределы законодательной регламентации праймериз ..69
3.2 Перспективы использования праймериз в России 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89


Актуальность темы исследования. В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм её реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политиче ский курс выборных органов федерального, регионального и местного уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Но среди отечественных политологов все чаще высказываются мнения о нарастающем кризисе доверия населения к политической системе и власти в целом, в первую очередь к одним из главных акторов — политическим партиям. Но он захватывает не партии как таковые, а деятелей, с которыми они ассоциируются. Это связано с отсутствием четких критериев, в соответствии с которыми избирательные объединения выдвигают тех или иных лиц в депутаты или на иные выборные должности.
Проблема осложняется и тем, что одним из заметно проявляющемся ограничением пассивного избирательного права на этапе выдвижении кандидата является наличие поддержки того или иного избирательного объединения, в основном — политической партии, заручиться которой порой сложно даже самим партийцам.
Политические партии и иные избирательные объединения в России под предлогом расширения демократических начал выявления лиц, которые в последующем могут быть выдвинуты на выборные должности, все чаще прибегают к использованию механизма предварительного голосования или праймериз, практика проведения которого давно сложилась в зарубежных странах. Некоторые из них системно внедрили такую процедуру во внутрипартийную жизнь, другие находятся в поисках оптимальных вариантов.
Действительно, предварительное голосование, проведение которого осуществляется на основе общих принципов проведения выборов и внешне схоже с ними, заключает в себе определенный демократический потенциал, позволяет включить гражданское общество в обсуждение и отбор достойных кандидатов. Заимствованный механизм уже нашёл основу для институционализации в избирательном процессе России, однако, к сожалению, практика его применения порождает ряд проблем. В связи с чем, актуальность изучения такого способа выявления кандидатов для последующего выдвижения очевидна и предопределена следующими аспектами.
Во-первых, в России в большинстве партий процесс определения кандидатов на выборах носил (и носит) кулуарный характер, избиратели поставлены в положение лишь санкционировать уже состоявшийся выбор партийной верхушки. Такая отстраненность населения от участия в решении этих важнейших вопросов переводит его политическую активность в нелегальное русло, что лишь обостряет имеющиеся противоречия и угрожает основам конституционного строя.
Во-вторых, избирательные объединения находятся в поисках оптимальной модели проведения праймериз, апробирую различные их вариации. В практической жизни наметилась тенденция проведения открытых праймериз, внешне начинающих сливаться с выборами. Однако в процессе их организации и проведения не проводится соответствующая разъяснительная работа с избирателями о их сущности и предназначении. Это может сформировать предубеждение о ненужности такого механизма, что приведет к его отторжению обществом.
В-третьих, рост интереса к праймериз со стороны политических объединений в условиях отсутствия какого-либо законодательного регулирования порядка их проведения, превращает саму процедуру в мощную PR-технологию, использование которой дает явные преимущества на выборах без каких-либо реальных мер ответственности.
Степень научной разработанности проблемы. Научное осмысление процедуры предварительного голосования в России, в основном, происходило в рамках политологической науки (например, в работах А.И. Камалетдиновой,
A. В. Кынева, Р.И. Петровой и др.), так как праймериз, с одной стороны, представляют мощную политтехнологию, но в тоже время общественные отношения, возникающие в процессе их проведения, являются составной частью избирательной системы России и требуют внимания юридической науки.
Конституционно-правовые проблемы явления рассматривались в работах Ю.М. Аксенова и О.Н. Поповой («Предварительное партийное голосование: конституционно-правовые проблемы», 2012 г.; «Праймериз: исторический опыт, реалии и перспективы», 2012 г.). Однако эти исследования проводились на первоначальной стадии становления предварительного голосования, в других общественно-политических условиях, в отсутствие достаточного объема практического опыта.
Некоторые аспекты заявленной проблематики затрагивались в работах Д.А. Реутра, М.М. Какителашвили, Н.Э. Шишкиной (в части проведения агитации и информирования избирателей), Т.С. Болховитиной, В.А. Дементьева, Л.А. Нудненко, И.А. Старостиной (в части вопросов законодательного регулирования процедуры), А. А. Караваева, А.В. Кынева, Р.С. Мухаметова,
B. А. Черепанова (как способа формирование внутрипартийной демократии).
Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует целостный подход к изучению предварительного голосования, учитывающий всю накопленную практику и особенности его проведения в России.
Целью данного исследования является комплексный анализ практики проведения предварительного голосования политическими партиями России, учитывающий накопленный зарубежный и отечественный опыт...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С момента принятия Конституции Российской Федерации, когда начался новый этап становления отечественной демократии, прошло уже более 25 лет. За это время многое изменилось в общественной жизни, были коренным образом пересмотрены взгляды на отношения между личностью, обществом и государством. Важнейший принцип конституционализма — принцип народовластия, реализующийся путем свободных периодических выборов и референдума, получил реальное воплощение в практике государственного строительства.
История становления институтов непосредственной демократии в России свидетельствует о постепенном развитии представительских начал при формировании высших органов государственного и местного управления, совершенствовании и формализации процедур , их законодательного оформления. Государство на протяжении всего периода своего существования находилось в поиске более совершенных механизмов учета мнения населения при решении важнейших вопросов.
Сегодня выборы в России являются регулярным и повсеместным явлением, отвечающим общемировым представлениям о демократической составляющей этого института. Путем их происходит замещение важнейших государственных должностей, формирование представительных органов на всех уровнях организации публичной власти. Избирательный процесс становится все более формализованным. Детальному регулированию подвергается стадия выдвижения кандидатов, являющаяся непосредственным стартом избирательной кампании лица, намеревающегося участвовать в выборах.
Наметившаяся тенденция ограничения пассивного избирательного права в зависимости от наличия поддержки того или иного избирательного объединения, заставляет искать новые способы для обеспечения его реализации беспартийными гражданами.
Расширению демократических начал на стадии выдвижения кандидатов, включенности общества в обсуждение этих вопросов способствует процедура праймериз, занявшая свою нишу в избирательном процессе России. Они предшествуют этапу выдвижения кандидатов и заключают в себе выборные механизмы.
Праймериз, возникший в США как реакция на необходимость ограничения власти партийной верхушки, должен основываться на демократических принципах, таких как отсутствие дискриминационных ограничений на этапе выдвижения и регистрации участников, равенство их прав, тайность голосования, участие большого круга голосующих и др. В противном случае все может свестись к имитации демократии: специально отобранные выборщики будут голосовать за специально отобранных кандидатов.
Применительно к Ро ссии более корректным является понятие «предварительное голосование», однако англоязычная транскрипция «праймериз» также является приемлемой.
Такая процедура определяется как комплекс последовательных мероприятий, направленных на выявление лиц, в последующем выдвигаемых (единолично или в составе списка) политической партией или иным избирательным объединением в депутаты или на иную выборную должность, проводимых на основе демократических принципов с участием широкого круга голосующих.
Праймериз заключают в себе определенные цели. Общая состоит в выявлении лиц для последующего их выдвижения в качестве кандидатов. Частные следует выделять в зависимости от применяемой модели.
Открытая модель, предполагающая участие в голосование не только партийных лиц, но и рядового избирателя, делает акцент на эмоциональной со ставляющей, призвана повысить популярность и узнаваемость кандидата задолго до начала предвыборной гонки. Она помогает наиболее достоверно определить настроения избирателей, так как голосуя на праймериз, человек отдает свой голос тому или иному кандидату, и с высокой долей вероятности в последующем его выбор будет таким же.
Партиям предпочтительно использовать механизм, который все больше приближен по внешним признакам к выборам, в связи с тем, что он обеспечивает двойную легитимность избранного кандидата: сначала он получает поддержку на праймериз, проводимых на основе тех же принципов, что и выборы, затем его статус «народного кандидата» подтверждается на выборах.
При закрытых моделях частные цели состоят в том, чтобы исключить «кулуарность» при решении вопроса о составе партийного списка и (или) выдвигаемого кандидата, повысить демократические начала принятия решений внутри самой партии на основе конкуренции...


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. — 04.07.2020. — № 144.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 51. — Ст. 6270.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 42. — Ст. 5005.
5. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ . — 2001. — № 29. — Ст. 2950.
6. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2019 № 1126 «О некоторых вопросах использования инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» // Собрание законодательства РФ. — 2019. — № 36. — Ст. 5030.
8. Закон Новгородской области от 21.06.2007 № 121-ОЗ «О выборах Главы муниципального образования в Новгородской области» (ред. от 31.05.2021) // Новгородские ведомости. — 2007. — № 87-88.
9. Закон Республики Калмыкия от 22.12.2010 № 244-1У-З «О некоторых вопросах проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» (ред. от 15.05.2018) // Хальмг Унн. — 2010. — № 235-236.
10. Закон Рязанской области от 05.08.2011 № 64-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Рязанской области» (ред. от 19.07.2019) // Рязанские ведомости. — 2011. — № 146.
11. Закон Чеченской Республики от 25.05.2016 № 15-РЗ «О выборах депутатов Парламента Чеченской Республики» (ред. от 22.11.2020) // Вести Республики. — 2016. — № 101-102.
12. Манифест от 06.08.1905 «Об учреждении Государственной Думы» // Полное собрание законов Российской империи. — Собр. III. Т. ХХУ. Отд-ние 1-е. — 1908. — Ст. 26656. (утратил силу).
13. Постановление Временного правительства от 20.07.1917 «Об утверждении раздела I положения о выборах в Учредительное собрание» // Сборник указов и постановлений Временного правительства. — 1917. — Ст. 916. (утратило силу).
14. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистиче ской Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10.07.1918) // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. — 1918 — № 51. — Ст. 582. (утратила силу).
15. Декрет ВЦИК СССР от 13.10.1925 «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских советов и о созыве съездов советов» // Со брание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. — 1925. — № 79. — Ст. 603. (утратил силу)...141


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ