Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы психологической культуры личности будущего педагога 8
1.1. Психологическая культура личности и ее структура 8
1.2. Психологическая характеристика личности в юношеском возрасте 20
1.3. Содержательная основа педагогического образования как фактор
становления профессиональных компетенций и психологической культуры личности будущего учителя 25
Глава 2. Экспериментальной исследование различий в показателях психологической культуры студентов педагогического колледжа, обучающихся по разным специальностям 39
2.1. Организация, методы и методики исследования 39
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 43
2.3. Рекомендации по внесению изменений в содержание учебных дисциплин «Психология», «Психология общения» программ подготовки специалистов среднего звена 79
Выводы 87
Заключение 95
Список используемых источников 97
Приложения 109
На современном этапе развития общества наблюдаются серьезные преобразования в системе среднего профессионального образования. Это связано с условиями высокой конкуренции на рынке труда, с усилением внимания к уровню профессиональной квалификации обучающихся и выпускников учреждений среднего профессионального образования, повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей. Особое внимание предъявляется к уровню подготовки будущего учителя, воспитателя, который должен непрерывно стремиться к самореализации в профессии с учетом тех изменений, которые наблюдаются в образовательной практике.
Выпускник педагогического колледжа по педагогическим специальностям должен обладать рядом общих компетенций, среди которых выделена способность самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8) и способность осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий (OK 9) [98]. Готовность студента-будущего учителя к самореализации в профессиональной деятельности определяется уровнем развития их психологической культуры личности [17].
Культурное развитие человека как одна из задач среднего профессионального образования выступает одним из основных условий развития личностных качеств и профессиональных компетенций, становления духовного облика специалиста любой профессии, подготовки квалифицированных специалистов среднего звена [1].
Психологическая культура личности является культурой мышления, культурой ценностей и смыслов, обеспечивает способность личности конструктивно взаимодействовать на разных уровнях, проявлять осознанное отношение к жизни в обществе и обеспечивает готовность к самореализации в профессии. Являясь центральным образованием в структуре личности человека педагогической профессии, психологическая культура требует системного научного изучения.
В настоящее время проблема понимания феномена психологической культуры личности широко представлена в трудах ученых И.Ф. Исаева, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина, Н.Н. Обозова, И.В. Дубровиной, Л.С. Колмогоровой, О.И. Моткова, Ф.Ш. Мухаметзяновой, Н.Т. Селезневой, Л.Д. Деминой, Н.А. Лужбиной, А.Б. Кузьминой, В.В. Семикина, Н.С. Глуханюк, Н.И. Лифинцева, Т.В. Манянина, К.М. Романова и др. Описывая структуру психологической культуры личности, ученые называют различные психические явления в качестве ее базисных компонентов и указывают на то, что они должны выступать предметом диагностики и ориентиром в построении образования [5, 16, 25, 33, 48, 54, 59].
Обзор литературы показал, что во многих исследованиях по данной проблеме присутствует неоднозначность понимания понятия «психологическая культура», что усложняет выделение профессионально значимых качеств педагога. В существующих описаниях психических явлений и личностных качеств, определяющих содержание психологической культуры личности будущего учителя, отсутствует системное представление и представлены отдельные ее составляющие (компетентность в общении, интеллектуальная компетентность, эмоциональная компетентность и др.).
Следует отметить, что вопрос изучения психологической культуры студентов учреждений среднего профессионального образования, в частности педагогического колледжа, недостаточно раскрыт в литературе.
В итоге теоретического анализа нами было выявлено противоречие между социальной необходимостью формировать психологическую культуру личности на этапе ее профессионального становления и реальными условиями, которые создаются для этого в профессиональных образовательных учреждениях.
Проблема исследования определяется научными и практическими потребностями, выделенными противоречиями, и заключается в определении и научном обосновании необходимости изучения различий в показателях психологической культуры студентов педагогического колледжа, обучающихся по разным педагогическим специальностям.
Цель исследования: изучение различий в показателях психологической культуры студентов педагогического колледжа, обучающихся по разным специальностям для использования диагностических данных в работе педагога-психолога со студентами по вопросам их личностного развития, а также в работе педагогов для оптимизации воспитательного и образовательного процессов...
Культура признается научным сообществом как решающий фактор развития профессионально-личностных качеств, духовно-нравственного облика специалиста любого профиля, а содержание образования должно обеспечить «адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры» (закон «Об Образовании в РФ», статья 14.1).
Ведущую позицию в структуре личности и деятельности профессионала занимает психологическая культура личности.
Теоретические основы проблемы изучения психологической культуры личности будущих педагогов позволяет выделить ряд основных положений:
Понимание проблемы психологической культуры личности связано с профессиональной, в частности, педагогической деятельностью, формированием и совершенствованием комплекса психических процессов, свойств, качеств, умений, которые влияют не только на педагогические компетенции, но и всю жизнедеятельность личности в целом.
Психологическая культура представляет собой устойчивую систему внутренних качеств, порождающих сложное и многомерное психическое образование человека.
Психологическая культура - это комплексное индивидуально-личностное образование, включающее в себя: когнитивный, аффективный, мотивационный, поведенческий (деятельностный), ценностно-смысловой, рефлексивно-перцептивный, творческий компоненты и характеризующееся наличием гуманистических ценностей, позитивных личностных и духовно-нравственных установок, способностей к эффективной самоорганизации профессиональной деятельности, межличностного и социального взаимодействия.
Понимание функций регуляции, адаптации, трансляции, развития, гармонизации и профилактики, которые выполняет психологическая культура, раскрывает процессуальную сторону данного феномена.
Формирование личности будущего педагога одна из задач обучения студентов в колледже, так как лежит в основе формирования общих профессиональных компетенций. Личностно-значимые качества такие как
На эмпирическом этапе было выявлены данные показателей когнитивного, pефлексивно-пеpцептивного, ценностно-смыслового и твоpческого компонента, частично поведенческого компонента пеихологической культуpы личности студентов трех педагогических специальностей 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования», которые показали статистическую значимость Показатели аффективного, мотивационного и отдельные показатели поведенческого компонентов так же были качественно и количественно описаны. Изученные различия в показателях психологической культуры личности студентов социально-педагогического колледжа связаны с индивидуальными психологическими особенностями испытуемых, особенностями их возрастного развития и в некоторых случаях особенностями профиля профессионального обучения.
Эмпирическое исследование позволило получить ряд различий в показателях психологической культуры студентов педагогического колледжа, обучающихся по разным специальностям, что позволило обосновать необходимость использования диагностических данных в работе педагога- психолога со студентами по вопросам их личностного развития, а также в работе педагогов для оптимизации воспитательного и образовательного процессов...
1. Абрамович С.В. Мониторинг личностно-профессионального становления будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08.- Чита, 2006. - 23 с.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. - Вып. 2. - Л.: ЛГУ, 1974. - С. 3-15.
3. Андреева А.Д., Гуткина Н.И., Дубровина И.В. и др. Формирование личности старшеклассника: монография / А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина и др./Под ред. И.В. Дубровиной; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 169 с.
4. Анисимова О.А. Стресс и профессиональное здоровье педагога // Психолог в школе, 2000. - №1-2. - С. 100-107.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология». - М.: Смысл: Academia, 2007. - 526 с.
6. Бенедикт Р Модели культуры // Вестник культурологии, 2005. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/modeli-kultury (дата обращения: 10.02.2022).
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб., 2003.
8. Бордовская И.В. О характере взаимовлияния образования и культуры // Вестн. Сев.-Зап. отд-ния РАО. - СПб., 2000. - С. 32-42.
9. Бубнова С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций. - URL: http: //www. miu.by/kaf new/mpp/025.pdf
10. Бубнова С.С. Системообразующие факторы индивидуальности - ценностные ориентации личности и ПВК субъекта деятельности /
С.С. Бубнова. - Чебоксары: Новое время, 2015.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23346416
11. Бусыгина Т.А. Развитие эмоциональной компетентности будущих учителей // Известия Самарского научного центра РАН. -2008. - №6-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-kompetentnosti-buduschih- uchiteley (дата обращения: 10.12.2021).
12. Былков А.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в педагогическом процессе педколледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Хабаровск, 2000. - 20 с.
13. Былкова О.М., Тарасова А.В. Социально-педагогический проект в системе духовно-нравственного воспитания студентов колледжа // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: междунар. науч.-практ. конф: в 2 ч. Ч. 1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - С. 58-61.
14. Васкевич Т.В. К вопросу о профессиональном образовании и
профессиональной подготовке // Образовательные технологии. - М. , 2018. - №4. - С.43-51. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-
professionalnom-obrazovanii-i-professionalnoy-podgotovke (дата обращения:
31.12.2021) .
15. Волкова А.А. Философское понимание диалога культур в
концепциях М.М. Бахтина и В.С. Библера: сравнительный анализ [Электронный ресурс] // Logos et Praxis., 2019. Т.18. - №4. - С. -108-118. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-ponimanie-dialoga-kultur-v-
kontseptsiyah-m-m-bahtina-i-v-s-biblera-sravnitelnyy-analiz (дата обращения:
15.12.2021)...100