Введение 3
1 Теоретические основы управления муниципальной
собственностью. 5
1.1 Суть и значение системы управления муниципальной
собственностью 5
1.2 Нормативно-правовые основы регулирования системы управления
муниципальной собственностью 14
1.3 Организационные основы и принципы управления муниципальной
собственностью 26
2 Анализ системы управления материально-технического
обеспечением системы образования г.
Пензы 34
2.1 Анализ социально-экономического положения г. Пензы 34
2.2 Оценка текущего состояния системы образования г.
Пензы 38
2.3 Оценка состояния материально-технического обеспечения системы
образования г. Пензы 44
3 Основные направления повышения эффективности управления
материально-техническим обеспечением системы образования г. Пензы 58
3.1 Приоритеты развития материально-технической базы системы
образования г. Пензы в разрезе региональных программ
развития 58
3.2 Основные направления развития системы образования г. Пензы на
среднесрочную перспективу 67
Заключение 79
Список использованных 83
источников
Приложения 89
Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля над их исполнением.
Актуальность проведения исследования в сфере управления муниципальной собственностью обусловлена необходимостью поиска резервов по оптимизации управленческих решений и выделяемых на них финансовых ресурсов с целью обеспечения качественного выполнения взятых на себя обязательств социального характера для сохранения высокого уровня жизни граждан и доступности их к социальным услугам в условиях дефицита бюджета и ограничения доступа к финансовым ресурсам.
Система управления государственной и муниципальной собственностью - открытая система, которая характеризуется достаточно частым и интенсивным воздействием с внешней средой. В настоящее время на качество принимаемых управленческих решений по использованию муниципальной собственности оказывают давления внешнеэкономические факторы - снижение доходов бюджета из-за резкого колебания цен на национальную валюту, снижения цен на нефть и действия международных экономических санкций.
Следует заметить, что эффективное и рациональное управление объектами государственной и муниципальной собственности может быть достигнуто только при системном подходе к управлению.
Структура социальных потребностей, а значит, и социальных программ включает в себя круг вопросов, связанных с благосостоянием людей, условиями их труда и быта, состоянием экологии, с организацией здравоохранения и т.д. Взаимосвязь и взаимодействие социальной и экономической сфер очевидны, планировать и осуществлять их развитие можно только на основе комплексного подхода.
Цель работы - разработка рекомендаций по повышению эффективности управления муниципальной собственностью (материально-техническим обеспечением)...
Система управления государственной и муниципальной собственностью представляет собой совокупность согласованных методов и средств целенаправленного воздействия на субъекты процесса управления для достижения заданных целей.
Город Пенза является административным, промышленным и культурным центром Пензенской области и имеет выгодное геостратегическое положение. Геополитическое положение на политико-административной карте - относительно благоприятное, благодаря соседству с регионами, устойчивыми в политическом отношении, со сходным этническим и религиозным составом населения, удаленности от внешних границ.
В городе Пензе проводится целенаправленная работа по реализации задач в области социальной защиты населения, основная цель которых - обеспечение достойной жизни граждан. Большое значение в этой работе придается прежде всего социальной помощи и поддержке граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. На эту сферу ежегодно направляется до 20% расходов консолидированного бюджета.
Качество жизни Пензы находится на высоком уровне социально-экономического развития. Это утверждение подтверждено экспертными мнениями. По рейтингу «Город России - Национальный выбор» Пенза находится на 3 месте. По данным исследований института территориального планирования «Урбаника» г. Санкт-Петербурга город Пенза занимает 35-е место в «Интегральном рейтинге 100 крупнейших городов России (Тор-100) по данным 2014 года».
За три последних года объем расходов бюджета г. Пензы на образование вырос существенно на 18,9% до 5,5 млрд. руб. на конец 2017 года. При этом статьи дошкольного образования и общего образования увеличились синхронно незначительно в пределах 4,1%. Основной рост был обеспечен увеличением расходов на дополнительное образование и молодежную политику на 71,6%.
Это повлияло на изменение структуры расходов на образование. В связи с низким темпом роста снизился удельный вес дошкольного образования (на 5,7% до 39,9%) и общего образования (на 6,2% до 43,3) в среднем на 6%, а дополнительного образования увеличился на 11,7% до 11,7% на конец 2017 года.
Доля расходов на образование в структуре совокупных расходов бюджета г. Пензы увеличилась до 45,1%.
Совокупные расходы Управления образования г. Пензы увеличилось за три года на 12,8% до 4,6 млрд. руб. на конец 2017 года, в том числе расходы на общеобразовательные учреждения на 8,1% до 1,9 млрд. руб.
Доля расходов на общеобразовательные учреждения в структуре расходов на образование г. Пензы существенно сократилась до 41,2% на конец 2017 года.
Развитие муниципальной системы образования в городе Пензе осуществляется в рамках стратегических целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Основные направления развития муниципальной системы образования сосредоточены на решении ключевых вопросов:
- предоставление дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- развитие современной инфраструктуры и комфортной образовательной среды;
- повышение заработной платы педагогических работников;
- повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
Одной из задач социально-экономического развития города Пензы является обеспечение качественного образования детей, развитие системы образования на основе улучшения материально-технической базы, что осуществляется путем строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий учреждений образования на территории города Пензы.
Работа по предоставлению доступного и качественного дошкольного, общего и дополнительного образования в городе Пензе осуществляется за счет создания оптимальной структуры сети образовательных учреждений, повышения уровня материально-технического обеспечения образования и улучшения доступности получения образовательных услуг.
Число детей в дошкольных учреждениях увеличилось за три года на 4,1% и составило на конец 2017 года 27,9 тыс. человек. При этом количество детей в общеобразовательных учреждениях выросло более существенно на 10,3% до 48,0 тыс. человек на конец 2017 года. Уровень охвата детей образовательными учреждениями снизился на 0,3 п.п. до 83,6%...
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] Дата обновления: 21.07.2014. Доступ из системы Г арант.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 №51-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.05.2018. Доступ из системы Гарант.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.05.2018. Доступ из системы Гарант.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 28.12.2017. Доступ из системы Гарант.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 23.04.2018. Доступ из системы Гарант.
6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации:
федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ [Электронный ресурс] Дата
обновления: 01.05.2018. Доступ из системы Гарант.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.05.2018. Доступ из системы Гарант.
8. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от
29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.05.2018.
Доступ из системы Гарант.
9. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.05.2018. Доступ из системы Гарант.
10. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.05.2018. Доступ из системы Гарант.
11. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р [Электронный ресурс] Дата обновления: 10.02.2017. Доступ из системы Гарант.
12. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 №2227-р [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.05.2018. Доступ из системы Гарант.
13. Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов: постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 №1050 [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.05.2018. Доступ из системы Гарант.
14. Об образовании в Пензенской области: закон Пензенской области от 04.07.2013 №2413-ЗПО [Электронный ресурс] Дата обновления: 01.05.2018. Доступ из системы Гарант.
15. Устав города Пензы в ред. от 22.02.2017 г. // Официальный сайт Пензенской городской думы [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //pgduma.ru/docs/ustav- goroda-pe№zy (дата обращения: 19.05.2018)...51