ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ БЛИЗНЕЦОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . 6
1.1. Теоретико-методологические основы исследования феномена
близнецовости 6
1.2. Особенности коммуникации близнецов младшего школьного возраста . 10
1.3. Возрастные особенности младшего школьного возраста 14
Выводы по главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
КОММУНИКАЦИИ БЛИЗНЕЦОВ 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 26
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию коммуникации
близнецов для педагогов и родителей 32
Выводы по главе 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 44
Социализация ребенка в современном мире безусловно зависит от освоения им коммуникативных умений. Согласно А.Г. Асмолову, коммуникативные умения - это осознанные коммуникативные действия детей и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения [7].
Актуальность развития коммуникации отражена в Федеральном государственном стандарте начального общего образования и представлена в требованиях к освоению основной образовательной программы начального общего образования. От обучающихся требуется умение слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, принимать другую точку зрения, участвовать в работе группы и договариваться друг с другом. Также развитие коммуникативных умений соответствует общественному заказу - формирование социально развитой личности [1].
В настоящее время по данным Федеральной Службы государственной статистики (Росстат), рождение близнецовых пар в России достигает около 18 тысяч за 2020 год. Изучение коммуникации близнецов младшего школьного возраста представляется нам интересной темой для исследования, так как в ней есть определенные противоречия, которые обусловлены самой близнецовой ситуацией. «Близнецовая ситуация» - это термин, который ввел французский психолог Р. Заззо, он обозначает борьбу двух стремлений членов близнецовой пары, а именно к идентификации (стремление быть похожими) и к индивидуальности, выделению своего собственного «Я». Также, Р. Ричардсон, говорил, что близнецы являются маленькой командой, действуют как один. Окружающие их люди мало влияют на них. Близнецам тяжело разделяться друг с другом, даже если это дети разного пола [15; 28].
Близнецы растут и развиваются вместе, у них всегда рядом есть со - близнец, с которым они могут проводить время, общаться и играть. Однако, 3
такая близкая связь близнецов вызывает трудности в социализации, когда дети входят в детский коллектив. Так, в связи с ростом числа близнецов и особыми социальными и психологическими условиями их развития, нам представляется необходимым изучение коммуникации близнецов.
Таким образом, целью дипломной работы является изучение особенностей коммуникации близнецов младшего школьного возраста.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи.
1. Изучить педагогическую и психологическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть особенности младшего школьного возраста и особенности коммуникации близнецов.
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования.
4. Изучить особенности коммуникации близнецов в паре.
5. Изучить уровень сформированности коммуникации.
6. Разработать рекомендации для психологов и педагогов по развитию коммуникации у близнецов.
Объектом исследования дипломной работы является коммуникация близнецов.
Предмет исследования - особенности коммуникации близнецов младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: уровень сформированности коммуникации одиночно рожденных детей выше уровня сформированности коммуникации близнецов.
В нашем исследовании использовались следующие методы.
1. Теоретический метод: анализ, сравнение научной литературы;
2. Эмпирический метод: тестирование;
3. Методы количественной и качественной обработки данных: графическая и табличная интерпретация результатов, критерий Манна-Уитни.
В нашем исследовании использовались следующие методики.
• «Братско-сестринский опросник» (в адаптации М. В. Кравцовой), авторы: С.А. Грэм-Берманн, С.Э. Калтер [41].
• «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников», автор: М.И. Рожков [14].
База и выборка исследования: исследование контрольной группы проводилось на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №ХХ» города Красноярска. В исследовании приняли участие контрольная группа - 24 одиночно рожденных ребенка, экспериментальная группа - 20 близнецов.
Практическая значимость: полученные нами результаты могут дополнить уже известные ранее данные об особенностях коммуникации близнецов и представляют интерес в качестве открытия новых перспектив практической работы школьным психологам, социальным педагогам и другим специалистам занимающихся разработкой и проведением диагностической, профилактической и коррекционной работы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 43 источников.
В представленной квалификационной работе нами подробно были изучены теоретические основы исследования феномена близнецовости, особенности коммуникации близнецов, а также возрастные особенности младшего школьного возраста.
Актуальность изучения коммуникации близнецов проявляется в особенностях близнецовой ситуации. Близнецы растут и развиваются вместе, у них всегда рядом есть со-близнец, с которым они могут проводить время, общаться и играть. Однако, такая близкая связь близнецов вызывает трудности в социализации, когда дети входят в детский коллектив.
Многим близнецам свойственны нарушения речи, Р. Заззо ввел термин «криптофазия», который обозначает своеобразную речь близнецов дошкольного возраста. Такая система общения между близнецами включает не только речь, но мимику и жесты. Придя в школу, речь близнецов, как правило, плохо развита, что оказывает влияние на их коммуникацию с одноклассниками.
Также многое зависит от родителей и окружения близнецов, часто близнецам покупают одинаковую одежду, дают созвучные имена, отправляют в одни и те же дополнительные секции, все это приводит к нарушению самоидентификации. Если родители постоянно подчеркивают схожесть детей, а не их индивидуальность и различия, то близнецы чувствуют себя одним целым, начинают делить умения и навыки между собой, а в случае разделения чувствуют себя неуверенно друг без друга. В будущем они не могут устанавливать крепкие контакты с другими людьми, так как от окружающих они ждут такого же понимания и принятия, как от своего со-близнеца.
На развитие коммуникации близнецов также влияет такая особенность как подчинение одного близнеца другому. Дети разделяют роли «ведомого» и «лидера», тот близнец, что занимает роль «ведомого» обычно более замкнут, учится хуже, сложно сходится с окружающими его людьми. «Лидер» же, в свою очередь, из-за того, что привык быть главным в их паре, в отсутствии зависимого брата или сестры теряется.
Для изучения коммуникации близнецов мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие 10 близнецовых пар близнецов (20 человек) младшего школьного возраста, что составили экспериментальную группу, также в исследование включена контрольная группа одиночно рожденных детей младшего школьного возраста. Тестирование контрольной группы проводилась на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №ХХ» г. Красноярска.
Исходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы. По результатам методики «Братско-сестринский опросник» стало ясно, что для большинства близнецов характерен высокий уровень эмпатии в паре (50%) - близнецы заботятся друг о друге, сопереживают друг другу, делятся секретами, есть ощущение душевной близости и эмоциональной привязанности; высокий уровень доминирования и принуждения (55%) - доминирование одного из близнецов над другим; высокий уровень сходства (50%) - наличие общих интересов и друзей, жизненного опыта и переживаний; средний уровень поддержания границ по отношению к своему близнецу (45%) - способность сиблинга уважать физическое и психологическое пространство другого.
По результатам методики М.И. Рожкова «Изучение сформированности коммуникации как общения у младших школьников» мы увидели, что преобладающее число детей как в близнецовой группе, так и в контрольной имеют средний уровень сформированности коммуникации. Однако, низкий уровень в группе близнецов (40%) в 2,4 раза превышает низкий уровень контрольной группы (16,6%). Показатели высокого уровня в группе близнецов (10%) в 2,9 раз меньше, чем показатели этого же уровня в контрольной группе (29,2%). Также, с помощью критерия Манна-Уитни мы подтвердили статистическую значимость этих различий.
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы. Близнецам тяжелее, чем одиночно рожденным детям устанавливать коммуникацию со сверстниками. Это обусловлено особенностями близнецовой ситуации и особенностями коммуникации близнецов в паре, которые были раскрыты в главе 1.
В связи с полученными результатами нами были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на развитие коммуникации близнецов.
Таким образом, цель работы достигнута, все поставленные задачи решены, а гипотеза нашего исследования о том, что контрольная группа одиночно рожденных детей превосходит экспериментальную группу близнецов в уровне сформированности коммуникации как общения, подтверждена.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 12.03.2022).
2. Агафонова С.В. Исследования психологической связи между близнецами // Сборник материалов VI Всероссийской научно -практической конференции «Весенние психолого-педагогические чтения» (г. Астрахань, 19 апреля 2022 г.). Астрахань: ФГБОУ ВПО АГУ, 2022. С. 9-12.
3. Аксенова А.В. Особенности психологического развития детей- близнецов. Феномен близнецовости // Материалы Международной научной конференции «Антропологические и психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания» (г. Белгород, 25 мая 2016 г.). Белгород: ПОЛИТЕРРА,
2016. С. 7-9.
4. Акулич Н.С. Многоплодная беременность: учеб. пособие / Н.С. Акулич. Минск: БГМУ, 2007. 24 с
5. Акушерство / Савельева Г.М., Кулаков В.И., Стрижаков А.Н. [и др.]. М.: Медицина, 2000. 818 c.
6. Алиева А.А. Особенности психологического развития у детей - близнецов // Материалы VI Всероссийской студенческой научно - практической конференции «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации» (г. Новосибирск, 22-24 ноября 2017 г.). Новосибирск: НГПУ,
2017. С. 15-16.
7. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. 160 с.
8. Афанасьева Ю.А. Особенности психологического развития и воспитания детей-близнецов. Германия: Lap Lambert, 2016. 95 с.
9. Барышникова Е.В. Психология детей младшего школьного возраста: учеб. пособие. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2018. 174 с.
10. Блинов Ф.В. Многоплодная беременность // Материалы 92-й итоговой научно-практической конференции студентов, ординаторов, аспирантов, молодых ученых ПГМУ им. Е.А. Вагнера «Молодая наука - практическому здравоохранению» (г. Пермь, 15-16 апреля 2019 г.). Пермь: ПГМУ им. Е.А. Вагнера, 2019. С. 140-141.
11. Быкова А.О. Близнецовый метод в изучении монозиготных близнецов // Материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием в 2-х частях «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации» (г. Новосибирск, 8-10 декабря 2021 г.). Новосибирск: НГПУ, 2022. С. 185-186.
12. Водяха Ю.Е., Водяха С.А. Психология младшего школьника: учебное пособие. Екатеринбург: УГПУ, 2018. 109 с.
13. Волков Б.С. Психология младшего школьника: учеб. Пособие. М.: Академический Проект, 2005. 208 с
14. Гладышева Н.Ю. Исследование коммуникативных умений младших школьников // Материалы международной научно-практической конференции «Вызовы времени и ведущие мировые научные центры» (г. Челябинск, 26 февраля 2019 г.). Челябинск: Омега Сайнс, 2019. С. 169-173.
15. Демографический ежегодник России. [Электронный ресурс]. М:
Росстат, 2021. 256 c. URL: https://gks.ru/bgd/regl/B21_16/Main.htm (дата обращения: 15.03.2022).
...
43 источника