Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения словарного запаса у детей дошкольного возраста
1.1. Формирование и развитие словарного запаса в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи 12
1.3. Недостатки активного словарного запаса у детей с общим
недоразвитием речи 14
Глава II. Изучение словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Организация экспериментального исследования 21
2.2. Результат исследования словарного запаса дошкольников с общим
недоразвитием речи 29
Глава III. Содержание логопедической работы по формированию активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1. Организация и содержание коррекционной работы 38
3.2. Контрольное исследование словарного запаса 51
Заключение 56
Список литературы 58
По данным отечественных исследователей Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.С. Жуковой сегодня наблюдается рост количества детей, с общим недоразвитием речи, у которых отмечаются трудности в развитии лексического запаса, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие, сохранное зрение, слух и регулярное обучение. У детей данной категории отмечаются ошибки в названии всех частей речи.
На данный момент дети с общим недоразвитием речи составляют самую большую по количеству группу детей с нарушениями речи. Существует потребность практики в научных разработках по данной проблеме. Этим и определяется актуальность нашей работы.
Знания о лексическом запасе в отечественной науке связаны, главным образом, с идеями Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, В.И. Селиверстова, Т.Б. Филичевой, которые лежат в основе отечественной практики изучения лексического запаса у детей, сохраняя свое значение и в настоящий момент.
Исследователи детально описывают нарушения речи у дошкольников с общим недоразвитым речи, при этом отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов и другие аспекты нарушений.
Речевые нарушения оказывают негативное влияние на все сферы личности дошкольника: у детей плохо развита познавательная деятельность, снижается уровень запоминания, наблюдается ухудшение памяти, нарушаются все формы общения, а также межличностное взаимодействие, затормаживается развитие игровой деятельности.
Цель нашей работы заключается в изучении и коррекции активного словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи .
Объектом исследования является активный словарный запас у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является процесс логопедического воздействия на формирование активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью нашего исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую, логопедическую,
психологическую литературу по данной проблеме.
2. Подобрать диагностические материалы и изучить особенности активного словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
3. Подобрать соответствующие данным констатирующего
эксперимента приемы логопедической коррекции и провести формирующий эксперимент.
4. Провести контрольный эксперимент с целью выявления эффективности логопедической работы.
Исследование проходило в октябре 2022 учебного года на базе МОУ Никулинская ОШ МО «Николаевский район» с. Рызлей, Ульяновской области.
Исследование проходило в несколько этапов.
На подготовительном этапе исследования осуществлялся анализ литературных источников, подбор диагностического материала, определение базы исследования.
На основном этапе исследования проводился констатирующий, формирующий эксперимент. Проводили диагностику и коррекционную работу, собирали данные, разрабатывали конспекты логопедических занятий.
На заключительном этапе исследования проводился контрольный эксперимент, обработка и анализ результатов, написание ВКР.
В исследовании участвовало 8 детей с общим недоразвитием речи. Интеллектуальный дефект и нарушения слуха отсутствовали.
Методы исследования:
• анализ литературных источников по проблеме исследования;
• анализ педагогической документации (речевые карты дошкольников);
• наблюдение за дошкольниками в процессе деятельности;
• констатирующий, формирующий, контрольный педагогический эксперимент;
• качественно-количественный анализ результатов исследования;
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что активный словарь детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отстает от возрастной нормы и специально подобранная система игр и упражнений поможет скорректировать объем активного словаря.
Нами было проведено исследование по изучению активного словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи. Оно проводилось на базе МОУ Никулинская ОШ МО «Николаевский район» с. Рызлей, Ульяновской области.
Исследование проходило в несколько этапов участвовало 8 детей средней группы детского сада (4-5 лет). Целью нашего исследования было изучение и коррекция активного словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В целом по исследованию можно сделать следующие общие выводы.
1. По проблеме нашего исследования существует достаточное количество литературных источников;
На развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие), негативно влияет общее недоразвитие речи. Значит, обучение дошкольников с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование.
Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.
На развитие лексического запаса влияет развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения, восприятия.
Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый лексический запас.
Недостаточно развитый лексический запас, у дошкольников с ОНР, приводит к маленькому словарному запасу, у дошкольника пассивный словарь преобладает над активным, недостаточно точному употреблению слов.
Расширять и обогащать словарный запас дошкольников с ОНР, необходимо в дошкольном возрасте.
2. В ходе исследования, в котором принимали участие дошкольники 4- 5 лет с общим недоразвитием речи, было получено, что у дошкольников с ОНР недостаточный объем активного словарного запаса.
Дети с общим недоразвитием речи не всегда давали правильные ответы. Значение слов дошкольниками понималось не верно. У некоторых дошкольников встречались отказы от ответа, повторы слов.
Процесс поиска осуществлялся медленно, недостаточно автоматизировано. В связи с ограниченностью представлений об окружающем мире в словаре детей отсутствуют наименования многих действий, предметов.
Так же в процессе исследования дошкольников отмечалась малая речевая активность, неустойчивая концентрация внимания, быстрая утомляемость.
3. По результатам исследования была проведена логопедическая работа, для чего были подобраны различные упражнения, которые проводились на логопедических занятиях.
Продуктивные виды деятельности являются эффективным средством развития речи, обогащения и расширения лексического запаса. При проведении логопедических занятий с дошкольниками с ОНР особо важно включать элементы продуктивных видов деятельности, потому что развитие, обогащение и расширение словаря является важным направлением.
При работе над словарём важное место занимали лексические упражнения. Методически правильная организация коррекционной работы и правильный подбор материалов по формированию и развитию лексического запаса, применение наглядно-дидактического материала, привело к успешному изучению процесса усвоения дошкольниками с ОНР лексического запаса.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Антипова, Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Ж.В. Антипова. [Электронный ресурс]: - М., 1998. - Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref 1998/Antipova J V 1998.pdf
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
4. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А.
Белова-Давид. [Электронный ресурс]: - М., 1972. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/2/0240/2 0240-1.shtml
5. Белякова, Л.И. Заикание. Учеб. пособие для студентов / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: В. Секачев, 1998. - 304 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.
[Электронный ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/1/0162/index.shtml
8. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей с недоразвитием речи // Ребенок. Выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под общ.ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - 256 с.
9. Глистина, И.А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 5. - С. 30-35.
10. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
11. Гуменная, Г.С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи / Г.С. Гуменная // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями - М., 1991. - 41 с.
12. Деревянко, Н.П. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.П. Деревянко, Е.А. Лапп // Практ. психология и логопедия. - 2006. - № 4. - С. 57-60.
13. Дубинина, Т.А. Нарушения лексики у детей с общим недоразвитием речи / Т.А. Дубинина. - Пенза, 2020. - С. 64-74.
14. Дубова, Н.В. Роль общения для дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Школьный логопед. - 2006. - № 4. - С. 52-54.
15. Елисеева, М.Б. О лексическом развитии ребенка раннего возраста // Логопед в детском саду. - 2006. - № 1. - С. 10-14.
16. Елисеева, М.Б. Речевой онтогенез: взгляд лингвиста /
М.Б. Елисеева. // Логопед. - 2005. - №4. - С. 11-13.
17. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников /
Л.Н. Ефименкова. [Электронный ресурс]: - М., 1990. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0383/1 0383-1.shtml
18. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. [Электронный ресурс]: - М., 1994. -https://pedlib.ru/Books/2/0028/index.shtml
19. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М, 1973. - Режим доступа:https://vk.com/wall-68624275 132
20. Коновалова, С.Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Коновалова // Логопедия сегодня. - 2010. - № 3. - С. 16-17.
21. Куаншалиева, Г.Ж. Формирование словарного запаса у
дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.Ж. Куаншалиева // Проблемы современного образования: тенденции и перспективы: междунар.
научнопракт. конф. - Астрахань, 2014. - Т. 2. - С. 170-174.
22. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
23. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. [Электронный ресурс]: - М., 1968. - Режим доступа:https:ZZpedlib.ru/BooksZ4Z0286/4 0286-53.shtml
24. Леонтьев, А.А. Язык, речь и речевая деятельность / А.А. Леонтьев.
[Электронный ресурс]: - М., 1969. - Режим доступа:
https:ZZpedlib.ruZBooksZ4Z0285Zindex.shtml
25. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые
проблемы общей теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев. [Электронный ресурс]: - М., 1965. - Режим доступа:
https:ZZsearch.rsl.ruZruZrecordZ01006331497
26. Логинова, В.И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста Z Под ред. Ф.А.Сохина. - М.: Просвещение, 1994. - С. 74-100.
27. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М.: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
28. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка
[Электронный ресурс]: / А.Р. Лурия. - Режим доступа:
https:ZZsearch.rsl.ruZruZrecordZ01005890792
29. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М., 2002. - 248 с.
30. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению Z М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Айрис-пресс, 2002. - 200 с.
31. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007. - 224 с.
32. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред.
Ф.А. Сохина. [Электронный ресурс]: - М., 1984. - Режим доступа: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/657-osobennosti-formirovaniya-rechi-u-detei-doshkolnogo-vozrasta/
33. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2005. - 144 с.
34. Серебрякова, Н.В. Формирование логических операций у дошкольников с речевой патологией в процессе логопедической работы / Н.В. Серебрякова // Принципы и методы коррекции нарушений речи. - СПб., 1997. -122 с.
35. Тихонова, Е.С. Особенности эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи / Е.С. Тихонова. - Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2010. - № 6. - С. 143-145.
36. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
37. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / О.Ю. Филимонова. - СПб. Детство-Пресс, 2012. - 128 с.
38. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов
пед ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. [Электронный ресурс]: - М., 1989. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/2/0032/index.shtml
39. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием
речи в условиях специального детского сада: Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. [Электронный ресурс]: - М., 1993. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0146/index.shtml
40. Филичева, Т.Б. Исправление нарушений речи у дошкольников: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева. - 2- е изд. - Москва: В. Секачев, 2019. - 200 с.
41. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи /
Т.Б. Филичева. // Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 41-44.
42. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: В. Секачев, 2018. - 228 с.
43. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев.
[Электронный ресурс]: - М., 1996. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/2/0327/index.shtml
44. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /
С.Н. Цейтлин. [Электронный ресурс]: - М., 2000. - Режим доступа:
https://vk.com/wall-174852324 5572
45. Шалабанова, И.Ю. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с общим недоразвитием речи III уровня. - Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2017. Т. 2. - № 4. - С. 137-139.
46. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками /
Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
47. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте /
Д.Б. Эльконин. [Электронный ресурс]: - М., 1958. - Режим доступа:
https://elib.bspu.by/bitstream/doc/53797/1/Эльконин%20о%20развитии%20речи%20детей%20в%20дошкольном%20возрасте.pdf