Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования развития осознанности чтения младших школьников
§ 1.1. Понятие осознанности чтения 7
§ 1.2. Психологические особенности младшего школьника как читателя... 12
§ 1.3. Методики и приёмы формирования навыка осознанного чтения у младших школьников. Теория развития критического мышления (ТРКМ) 17
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Экспериментальное исследование осознанности чтения
§ 2.1. Диагностическая программа определения актуального уровня осознанности чтения 30
§ 2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
§ 2.3. Фрагменты уроков с использованием приёмов ТРКМ 45
Выводы по главе 2 85
Заключение 86
Список литературы 89
Приложение А 95
Приложение Б 96
Приложение В 99
В сегодняшней жизни каждый человек, и особенно ребенок, нуждается в моральной поддержке и чистых источниках духовной жизни. Именно в детстве формируются представления о том, "что такое хорошо и что такое плохо", закладывается нравственная основа личности. Предмет литературного чтения занимает всего два часа в неделю. Технику чтения ученики проверяют только до седьмого класса.
В начальной школе чтение сначала становится базовым навыком, а затем средством накопления знаний. Международная программа PISA ежегодно организует исследования для оценки образовательных достижений школьников в разных странах мира. Тест по оценке грамотности в 2018 году показал, что уровень чтения российских школьников пятнадцати лет соответствует уровню 31. И это при том, что в исследовании приняли участие 70 стран мира. Такого уровня для будущего России недостаточно.
С 2009 года были введены федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, согласно которым первостепенное значение придаётся воспитанию грамотного читателя, способного самостоятельно работать с текстом и извлекать из него необходимую информацию [50], уровень читательской грамотности зависит от глубины проникновения в смысл произведения искусства, степени переживания нравственных проблем, поставленных автором.
По литературному чтению ФГОС начального образования предполагают следующие предметные результаты: во -первых, достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития (то есть овладение навыком чтения вслух и о себе), а во-вторых, овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. В конце курса начального образования дети должны овладеть начальными навыками поиска, передачи, хранения и понимания информации в различных источниках.
Задача педагогов - помочь детям привыкнуть к миру культуры, усвоить ценности и идеалы человечества, сделать их своими. Предмет литературного чтения может особенно помочь в этом, потому что через него можно передать последующему поколению весь накопленный опыт.
Степень разработанности научного вопроса. В зарубежной науке первым, кто посвятил свои исследования процессу чтения как навыку, был британский и американский психолог К. Кеттелл. В отечественной науке наиболее полное представление в этой области осуществлял Т. Г. Егоров и 3.И. Клычникова. Они рассматривали не только процесс чтения: механизмы чтения, прогнозирование чтения, вопросы техники чтения, проблему ошибок чтения, виды чтения, уровни и показатели понимания прочитанного), но и объект чтения - текст.
Оригинальная концепция текста для русской психологической школы восходит к работам А. Р. Лурии и Н.И. Жинкина: учёные анализируют сам текст как объект получения и интерпретации информации, содержащейся в первоисточнике.
Проблемой осмысления чтения как процесса занимались Леонид Владимирович Занков, Михаил Ростиславович Львов, Наталия Николаевна Светловская, Всеслав Гаврилович Горецкий и другие.
Основной целью данной выпускной квалификационной работы является определение фактического уровня осознанности чтения у младших школьников на основе предложенных критериев.
Объектом исследования является процесс совершенствования осмысленности чтения младших школьников.
Предметом исследования является актуальный уровень осознанности чтения младших школьников....
Итак, в рамках работы предпринята попытка анализа способа совершенствования навыка осознанного чтения младших школьников. Для этого первоначально мы определили актуальный уровень осознанности чтения, проанализировав психолого-педагогическую литературу, включающую учебники и публикации в специализированных журналах, справочных изданиях. Это позволило прийти к выводу о том, что чтение является базовым навыком, необходимым для овладения учебной деятельностью, причём чтение именно осмысленное, без которого невозможно понимание того, что читаешь.
Процесс чтения - это психофизиологическая характеристика, предполагающая умение декодировать знаки и переводить их на уровень понятийного мышления. Понимать художественное произведение - значит постигать его сущность, видеть причинно-следственные связи, предвидеть возможное развитие событий. Это называется осознанным чтением.
Навык осознанности чтения первоначально формируется в младшем школьном возрасте. Как показали проанализированные источники, подобная проблема перед педагогикой появилась только с середины XIX века, что объясняется использованием репродуктивных методов обучения в прошлом.
Значительный вклад в развитие методики осознанного чтения внесли К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, И.Л. Корф; на рубеже веков - К.В. Ельницкий, В.П. Вахтеров, Ц.П. Балталон; в первые десятилетия XX века - А.Г. Ривин, С.И. Абакумов; 50-е - 80-е годы - Л.В. Занков, М.Р. Львов, Н.Н. Светловская, Н.Д. Тамарченко и другие. В их работах, помимо всего прочего, рассматривались методы и приёмы обучения осознанному чтению.
Опираясь на теоретический базис исследования, мы приступили к проведению констатирующего этапа работы. Здесь потребовалось построение диагностической программы определения уровня осознанности чтения. Объясняя её актуальность, мы подчеркнули, что навык чтения является той компетенцией, без которой невозможно «наращивание» всех остальных. Теоретическое обоснование программы заключается в проведении своевременной диагностики, позволяющей учителям отследить образовательные достижения школьников.
Целевой ориентир диагностической программы заключается в прогнозировании школьной дезадаптации, обусловленной недостаточным уровнем сформированности навыка осознанного чтения. В соответствии с целью перечислены задачи. Они касаются подготовки инструментов диагностики и её проведения, анализов результатов.
В завершение диагностической программы описаны критерии, на основании которых были предложены параметры измерения навыка осознанного чтения. В результате диагностического исследования мы сделали вывод об уровнях осознанности чтения в двух классах.
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №121 г. Красноярска; к участию в нём были приглашены школьников - 23 учащихся из 2 «А» и 24 учащихся из 2 «Б». Реализация содержания образовательного стандарта в обоих классах осуществляется по программе «Школа России». Для диагностики учащихся использована басня Л.Н. Толстого «Отец и сыновья»....