Введение 3
Глава 1.Понятие семьи и ее проблемы в российском обществе 9
§1. Семья: сущность и основные проблемы 9
§2. Современное состояние исследований семьи и брака 16
Глава 2.Социальная поддержка семей в РФ 29
§ 1. Цели и особенности социальной политики по поддержке семей в РФ 29
§2. Сущность и содержание приоритетных национальных проектов по поддержке семьи 37
Глава 3. Методический и практический опыт преподавания обществознания на уроках в старших классах 46
§1. Основные тенденции преподавания семейного права в школе в старших классах 46
§2. Методическая разработка факультатива на основе результатов исследования 51
Заключение 77
Список использованных источников и литературы
Актуальность. В данный момент российское общество динамично изменяется. В то же время претерпевает изменения отношение социума к классическим ценностям, социальным институтам, к которым относится и институт семьи. Стоит отметить, что первоначально все новообразования замечаются в среде молодежи. Это означает, что сегодня ячейка общества - семья попадает в эпицентр остросоциальных проблем. Актуализируется данные проблемы в связи с тремя обстоятельствами.
Во-первых, это сложная демографическая обстановка, наблюдаемая в нашей стране в течение долгого промежутка времени. Исходя из статистики, показатель смертности в России за 2019 год равен 13,1 промилле на 1000 населения. В 2010-е годы такой показатель был 14,3 промилле на 1000 населения. Данные свидетельствуют, что понижение смертности - это вспомогательный параметр, стимулирующий к повышению рождаемости. Иначе демографическая структура потерпит крах. Для того, чтобы первое не опережало второе, нужно проделать ряд мероприятий и преобразований, с целью изменения данной ситуации.
Во-вторых, в стране довольно низкий уровень жизни населения. По данным Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2019 года 12,9% населения обладают доходом ниже установленного прожиточного минимума, что не намного меньше чем в 2018 году (13,5%). Сам по себе напрашивается вывод, что социальная поддержка - очень важный аспект, особенно для семей.
В-третьих, необходимость усовершенствования социально-управленческой деятельности по отношению к институту семьи и брака. Эта необходимость возникает на фоне сочетания исторически обусловленных процессов трансформации института семьи с трудностями вызванными изменениями в социальной и экономической сферах. Семья является малоустойчивым образованием, которому необходима государственная поддержка и защита.
Семья - это ячейка социума, активно изменяющаяся и свободно откликающаяся на изменения в социально - экономической сфере. Семья - это социально-биологическая общность, основанная на триедином отношении - супружества, родительства, родства. Семейная группа - это объединение людей, проживающих совместно, ведущих домохозяйство, связанных между собой. Существует достаточно большое количество определений семьи, но все, так или иначе, говорят о родстве и объединении.
Семья чувствительно реагирует на изменения, происходящие в разных сферах жизни общества, о чем свидетельствует ее состав, структура и её уклад. В результате многосторонних перемен за последний десяток лет, ряд довольно острых проблем аккумулируется на семьях. Исходя из общественных опросов и исследований, а также оценок экспертов, установлено, что на данный момент в Российской Федерации насчитывается порядка трёх миллионов молодых семей (семьи, в которых оба супруга моложе 30 лет). Все сферы общества взаимосвязаны. Это подтверждает необходимость в концентрировании внимания на положении данной группы населения Российской Федерации, а также показывает значимость ее проблем и возможных методов их разрешения.
Главная цель государственной поддержки - это улучшение качества жизни семьи, предоставление таких условий, в которой она будет успешно реализовывать свои функции. Градация мер в семейной политики государства устанавливается на основании оценки значимости проблем семьи, степени влияния этих проблем на осуществление главных функций, с учетом ограниченных финансовых ресурсов государства. Решение вопросов и трудностей молодых семей напрямую взаимосвязано с нормативно - правовой и законодательной базами политики семьи.
Таким образом, с одной стороны, существует социальная политика государства, направленная на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, в том числе семей. В частности, в своем аспекте, связанная с обеспечением жильем семей, повышением их материального достатка и тем самым обеспечивается принцип социальной справедливости. Но с другой стороны, многие семьи не осведомлены о существовании льгот и пользуются ими. Часть супругов более ориентированы на карьеру, обучение и прочее, нежели на семью, рождение детей.
Объектом является социальная политика в отношении семей как одно из направлений.
Предметом является, с одной стороны содержание и функции социальной политики относительно семей, с другой стороны, мнения, оценки семей относительно данного направления политики.
Цель: определить основные проблемы российской семьи и найти пути их решения, а также особенности изменений социальной политики в отношении семей в современной России.
Задачи:
-проанализировать современную исследовательскую ситуацию в сфере семьи;
-охарактеризовать цели федеральных программ по поддержке семьи;
-рассмотреть результаты социальной политики РФ в отношении семьи;
-соотнести федеральные и региональные программы помощи молодым семьям;
-определить перечень трудностей, связанных с функционированием семьи.
Гипотезой исследования является поиск проблем современных российских семей и предложение способов их решения.
Степень научной разработанности темы. Теоретико-методологические основания данной работы представлены исследованиями в сфере социальной политики в лице А.А. Бодалева, А. Ю. Шевякова, Т.И. Пороховской; социологический подход к изучению семьи в лице Т.В. Гурко, А.И. Антонова; демографический подход в лице А.Г. Вишневского.
Много говорится о проблемах в социальной политике, защиты семьи, рождаемости, а также в оказании поддержки именно молодым семьям. В частности, А.И. Антонов отмечает о взаимосвязи социальной политики с защитой семьи.
Автор заостряет внимание на необходимости семейной политики, которая определяется неблагополучными последствиями в реорганизации структурных параметров и функций семьи, вызванными непредсказуемым течением исторического развития, индустриализацией, урбанизацией и многими другими аспектами. В комплексе они определяют кризис семьи как социального института. Основами семейной политики должны быть: принципы свободы выбора образа жизни, объединения направлений региональной и федеральной политики, принцип суверенности и общественного договора и др.
А.И. Антонов говорит, что восстановление семьи с одним-двумя детьми, как главного типа семьи возможно только тогда, когда будет оказываться помощь конкретным семьям, а также будет предоставляться помощь в разрешении их жизненных трудностей и проблем, которые имеют место на определенных этапах жизненного цикла семьи.
Следовательно, кратковременные векторы семейной политики позволяют оказать социальную поддержку семей, столкнувшихся с какими-либо затруднениями в репродуктивный период, испытывая при этом стрессы и другие трудности.
Несомненно, особое внимание должно уделяться семьям, которым не хватает внутренних мотивов для самостоятельного разрешения конфликтов. Ведь именно им остро необходима социально-психологическая поддержка государственных и негосударственных социальных служб.
Что касается рождаемости, А.Г. Вишневский, советский и российский демограф и экономист, говорит, что недавно в России наблюдался высокий уровень рождаемости женщинами в возрасте до 20 лет, а наиболее рожающей являлась группа 20-25 летних женщин. Ситуация кардинально переменилась в 90-е годы: произошел спад рождаемости в группе 20-24 летних, и ее повышение в возрасте 25-29 летних. Результатом этого явилось появление большого количества времени и сил, за которые женщина способна получить образование, построить карьеру, достичь материального достатка.
Это не планировалось заблаговременно: произошел параллельный и синхронизированный сдвиг в различных странах - такова закономерность жизни. Из-за того, что в России это случилось только в 90-е годы, сдвиг мы приобрели только сегодня. Мы можем сделать вывод, что нужно осуществлять меры, которые будут стимулировать рождения детей в более раннем возрасте на государственном уровне.
В отечественной социологии наибольшее распространение понятия «молодая семья» приобрело определение, которое сформулировали Т.А. Гурко и М.С. Мацковский. По формулировке авторов, молодая семья - это семья, в которой оба супруга находятся в возрастной категории до 30 лет, проживают вместе до 5 лет включительно и состоят в зарегистрированном браке впервые. Исходя из теории права, «молодой семьей» является та, в которой каждый родитель попадает в возрастную категорию до 30 лет включительно, или неполная семья, в которой возраст одного родителя не превышает отметки 30 лет и имеется как минимум один ребенок.
Источниковой базой послужили нормативно-правовые законы и акты федерального, регионального и муниципального уровней. Такие как, Конституция Российской Федерации, иные законодательные акты Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, законодательные и нормативные правовые акты регионов. Также в работе использовалась информация, содержащаяся в монографиях, научных статьях и тезисах, Интернет-ресурсах.
Методологической базой исследования стали общенаучные методы познания, а также специальные методы научного исследования: системного анализа, сравнительно-правовой анализ научной литературы и нормативно-законодательных актов.
Научная новизна работы заключается в установление механизмов процесса реализации социальной политики в отношении семей; установлена связь социальной политики с проблемами семей; выявлены проблемы относительно социальной политики.
Практическая значимость определяется тем, что на данный момент идет трансформация семейной политики, поэтому данные материалы будут полезны для сравнительного анализа изменений программ и мер социальной поддержки.
Кроме того, данное исследование может иметь социальную значимость, так как его результаты могут использоваться при проведении исследований в сфере социологии семьи и социологии управления или послужить основой для продолжения изучения данной темы.
Апробация работы прошла на Всероссийской научно-практической конференции «XXI Лебедевские чтения», выступление состоялось в секции «Актуальные проблемы современных юридических наук» с докладом «К вопросу об актуальных проблемах современной российской семьи».
Структура работы работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. В семье человек рождается, в ней он делает свои первые шаги, узнает первые радости и огорчения, из семьи уходит в большой мир, к ней он устремляется, когда ему становится особенно неуютно в этом мире. Все социальные проблемы современности в той или иной степени касаются семьи, отражаются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями.
Роль семьи в обществе очень велика, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в социуме. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семья есть всегда объединение людей, причем объединение, основанное на любви, доверии, взаимопомощи и безусловной поддержке. Какой бы замкнутой семья ни казалась, она тысячами нитей связана с обществом. Отношения в семье складываются не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. В то же время и семья влияет на отношения в обществе, на характер всех процессов общественной жизни. Она не только удовлетворяет потребности людей, вступивших в семейный союз, но выполняет ряд социальных функций и поэтому является неотъемлемым элементом социальной структуры общества.
Сегодня значительно изменились роль и место семьи в системе воспитательных институтов. Все большую актуальность приобретают межличностные отношения в семье, баланс взаимоотношений между полами как необходимое условие благополучия семьи в современном обществе.
Анализ положения семей на современном этапе позволяет сделать вывод о том, что семья в процессе жизнедеятельности может сталкиваться, с одной стороны, с проблемами, связанными с развитием систем здравоохранения, занятости, образования, культуры, положением на рынке жилья и функционированием государственных структур, с другой стороны, с проблемами специфического характера, свойственными конкретной семье.
Решение проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности российских семей, остаётся в центре внимания государства и побуждает к поиску новых способов их решения. Основными векторами успешного развития должна стать семья как основа государства.
При исследовании главных фронтов Государственной семейной политики должно быть предусмотрено, что реализация цели семейной политики без их координации с иными областями невыполнимо, все функции семейной политики реализуются под действием демографической, общественной финансовой политики и институтов. Таким образом, можно подчеркнуть, государственная семейная политика это целенаправленная деятельность органов государственной власти по управлению социально-экономическими процессами, протекающими в институте семьи, в целях их оптимизации с позиций интересов российского сообщества. Нормативно - правовое регулирование основано на укреплении и защите интересов семьи и семейно-брачных отношений.
Одной из не защищённых выступает молодая семья, по статистике на них приходится большее число разводов. Среди причин это и социально - психологическая неподготовленность к семейному быту и экономическая неспособность молодой семьи.
Поэтому в процессе формирования жизнедеятельности молодых семей происходит по двум направлениям: семейной и молодежной. Именно эти направления должны в первую очередь направлять все усилия на поддержку молодых семей, формировать у них ценности семейной жизни.
Таким образом, семейная политика, включённая в состав демографической, производит ее значение только для процесса воспроизводства населения. В данном случае не учитываются качественные характеристики семьи, такие как: культурные традиции, нравственные ориентиры, поведение членов этой семьи и т.д. Семейная политика должна обращать внимание на такую особенность семьи, как то, что она является социальным институтом и представляет собой совокупность отношений между членами, входящими в эту семью, экономической системой и ведением домашнего хозяйства.
Стоит отметить важность пропаганды семейных ценностей среди молодого поколения, которая осуществляется посредством создания и выпуска телевизионных и радиопрограмм, направленных на повышение в обществе престижа семьи и брака, сохранение и возрождение традиционного уклада семейных отношений.
Семья порождает первичную, глубинную социальность, которая потом воплощается и усложняется в социальных связях, объединяющих индивидов в общество. Судьбы семьи и общества взаимосвязаны, а их функции взаимодополняемы. Поэтому введение курса «Семьеведение» в образовательную практику является необходимым и своевременным.
Семейная политика осуществляется в масштабах принятых концепций, муниципальных и региональных программ таких как:
1) Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года;
2) Федеральная целевая программа «Жилище»,
3) Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»
4) Региональная программа «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан в городе Пензе на 2020-2026 годы» и другие.
Таким образом, государственная семейная политика на современном этапе развития отражается в социальном и материальном обеспечении семьи и детства. Особенное внимание уделяется охране семей, имеющих детей, и всячески стимулируется рождаемость. Приоритетным направлением является формирование притягательного имиджа семьи в глазах молодого поколения.
Значение семьи в общественной жизни определяется такими её основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение детей, передача материальных и духовных ценностей, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ и др.
Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи.
Согласно Концепции сбережения населения, государственная семейная политика, являясь важным направлением современной социальной политики, представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых федеральными, региональными, муниципальными органами управления в отношении института семьи. Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического и культурного развития общества.
Резюмируя делаем выводы:
1. демографическая ситуация в России требует принятия новых мер для стимулирования рождаемости;
2.особую значимость играет поддержка семьи, так как помимо непосредственного воспроизводства населения, семья обеспечивает ребёнку необходимое воспитание и уход;
3.поддержка семей носит форму как материальной, так и нематериальной помощи;
4.экономическая поддержка семьи является одним из способов стимулирования рождаемости.
Данная актуальная тема является объектом дальнейших исследования, направленных на научное осмысление социального института семьи, выработки государственной семейной политики, формулирование практических рекомендаций социальным службам и другим компетентным органам.
Проводя итог, стоит сказать, что проводящая семейная политика совместными действиями государственных и муниципальных органов власти, а так же социальными центрами и общественными объединениями способствует процессу увеличения рождаемости, уровня жизни и защиту молодых семей. Реализация региональных программ характеризуется положительными изменениями в формировании семейной политики.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 5.04.1995.
2. Конвенция Международного труда № 102 от 28.06.1952 г. «О
минимальных нормах социального обеспечения // «Российская газета» от 01.08.2012 г.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г., № 4812-VIII.
4. Европейская социальная хартия от 03.05.1996 // «Российская газета» от 01.08.2014 г.
5. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // «Российская газета» от 25.12.1993 г.
6. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // «Российская газета» от 29 октября 1997 г.
7. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах
обязательного социального страхования» // «Российская газета» от 01.08.1999 г.
8. Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи в Российской Федерации» // «Российская газета» от 13.08.1999 г.
9. Федеральный закон от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» // «Российская газета» от 10.05.2003 г.
10. Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326 «Об обязательном медицинском страховании» // «Российская газета» от 25.12.2010 г.
11. Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // «Российская газета» от 01.08.2014 г.
12. Постановление Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 «О
перечни видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» // «Российская газета» от 29 октября 2003 г.
13. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О
предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // «Российская газета» от 10.05.2005 г.
Научная и учебная литература:
14. Абдрахманова, Е. А. Семейная политика как часть демографической политики / Е. А. Абдрахманова // Дыльновские чтения «Российская идентичность: состояние и перспективы» Материалы научно-практической конференции. - 2015. - С. 242-243.
15. Алексеева, А. С. Диагностика и коррекция материнского отношения / А. С. Алексеева, А. Д. Кошелева. - М.: НИИ семьи, 2011. - 395 с.
16. Альбицкий, В. Ю. Репродуктивное здоровье и поведение женщин России / В. Ю. Альбицкий, А. Н. Юсупова. - Казань: Дело, 2011. - 221 с.
17. Ананченкова, П. И. Семейная политика в системе государственной социальной политики Российской Федерации / П. И. Ананченкова // Этносоциум и межнациональная культура. - 2012. - № 5 (13). - С. 209-216.
18. Антонов, А. И. Социология семьи: учебник / А. И. Антонов; под ред. А. И. Антонова. - 2-е изд., испр. - М.: Инфра-М, 2018. - 636 с.
19. Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В.М. Медков. - М.: Изд-во МГУ, 2019. - 304 с.
20. Архангельский, В. Н. Рождаемость в реальных поколениях: анализ и статистика / В. Н. Архангельский // Демографические исследования. - 2015. - №2. - С. 26-29.
21. Ахмедшина, А. Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения / А. Н. Ахмедшина // Журнал российского права. - 2014. - №1. - С. 11-16.
22. Багирова А. П. Семья и родительство сквозь призму мнений студенток / А. П. Багирова, О. М. Шубат // Социологические исследования. - 2017. - № 7. - С. 126-131.
23. Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова // Синапс. - 2013. - № 6. - С. 56-59.
24. Безрукова, О. Н. Семейная политика на муниципальном уровне / О. Н. Безрукова // Власть. - 2013. - № 11. - С. 138-144.
25. Бороздина, Е. А. Как распорядиться материнским капиталом или граждане в семейной политике / Е. А. Бороздина, Е. А. Здравомыслова // Социологические исследования. - 2012. -№ 7. - С. 108-118.
26. Брак и семья в СССР / Харчев А. Г. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Мысль, 1979. - 158 с.
27. Буянова, М. О. Право социального обеспечения России : учеб./ М. О. Буянова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 284 с.
28. Валиахметов, Р. М. Семейная политика и практика в интересах развития человека / Р. М. Валиахметов // Вестник Института социологии. - 2014. - № 1 (8). - С. 76-89.
29. Ветрова, Е. А. Проблемы молодых семей в Российской Федерации / Е.А. Ветрова // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - № 12. - С.116-119.
30. Вишневский, А.Г. Эволюция российской семьи / А. Г. Вишневский // Экология и жизнь. - №7. - 2018. -С. 57-80.
31. Волков, А. Г. Семейная структура населения России: факторы, анализ и тенденции / А. Г. Волков // Российский демографический журн. - 2014. - №1. - С. 28-31.
32. Гусев, А. В. Общественно-государственная семейная политика в современной России / А. В. Гусев // МГУ - школе - 2019. - №5. - С. 45-55.
33. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. - СПб: ТОО ТК Петрополис, 1998. - 272 с.
34. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. / С. И. Голод. - СПб.: Питер, 2018. - 174 с.
35. Горшков, В. П. Прогноз демографического эха. / В. П. Горшков // Демографические исследования. - 2011. - № 11. - С. 13-15.
36. Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. Молодежная проституция и изменение отношения к браку / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги // Мониторинг общественного мнения -№4(98) июль-август. - 2010. - С.216-239.
37. Гурко, Т. В. Родительство: социологические аспекты / Т. В. Гурко. - М.: Проспект, 2003. - 164с.
38. Гурко, Т. И. Россия: социальная политика в отношении молодых родителей / Т. И. Барт // Власть. - 2011. - №6. - С. 57-65.
39. Гурко, Т. А., Мацковский, М. С. Становление брачно-семейных отношений / Под ред. М. С. Мацковского, Т. А. Гурко. - М.: ИС АН СССР, 1989. - 163 с.
40. Данилова, Е. Н. Трансформации социальной политики и дискурса социальной справедливости в России / Е. Н. Данилова // Мир России. - Т. 27. - 2018. - № 2. - С. 36-61.
41. Демичев, А. А. Семейное право: Учебник / А. А. Демичев - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 285 с.
42. Демьяненко, Н. В. Демографические проблемы в социологии Г. Спенсера и национальные хозяйственные традиции российские общества / Н. В. Демьяненко // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2014. - №4. - С. 35-40.
43. Денисов, П. В. Бюджетно-страховой механизм регулирования рынка социальных услуг/ П. В. Денисов // Экономические науки. - 2009. - № 4. - С. 39-42.
44.Захарова, О. Д. Исследования и анализ демографических процессов и детерминации рождаемости / О. Д. Захарова // Социология в России. - 2014. - № 5. - С. 114-116.
45. Карпова, Л. В. Трансформация ценностей и идеалов в семейной политике мирового сообщества как угроза национальной безопасности России / Л. В. Карпова // В мире науки и инновации. - 2016. - С. 175-180.
46. Кишко, С. В. Демографические характеристики современной семьи и семейная политика государства / С. В. Кишко // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2018. - № 13. - С. 34-38.
47. Кон, И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология / И. С. Кон. - М.: Проспект, 2013. - 174 с.
48. Королев, Ю. А. Комментарий к Семейному кодексу Российской
Федерации / Ю. А. Королев. - М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2013 - 89 с.
49. Кортнева, В. Д. Демографический кризис в России: предпосылки возникновения и перспективы развития / В. Д. Кортнева // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. История и политология. - 2015. - № 1. - С. 48-56.
50. Косова, О. Ю. О государственной семейной политике России / О. Ю. Косова // Проблемы современного российского законодательства иркутский юридический институт . - 2013. - № 2. - С. 181-186.
51. Медков, В. М. Бомба депопуляции: Опыт России - итоги и уроки / В. М. Медков // Вестник московского университета. - 2016. - №4. - С. 75-78.
52. Митрикас, А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы / А. А. Митрикас // Социологические исследования. - 2004. - № 5. - С. 65-73.
53. Мищенко, В. А. Семейные ценности и информационная политика РФ / В. А. Мищенко // Россия и современный мир. - 2014. - № 3 (84). - С. 180-187.
54. Мошкович, М. И. Материнский капитал на жилище / М. И. Мошкович // ЭЖ-Юрист. - 2013. - №1. - С. 57-59.
55. Мухин, А. С. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала / А. С. Мухин // Журнал «Пенсия». - 2014. - №11. - С. 35-39.
56. Носкова, А. В. Новые подходы в семейной политике в контексте меняющихся социальных реалий / А. В. Носкова // Социальная политика и социология. - 2016. - Т. 15.- № 5 (118). - С. 117-126.
57. Петракова, А. А. Фактическая и желаемое число детей. Изучение воспроизводства населения / А. А. Петракова. - М.: Общество, 2015. - 374 с.
58. Пирожков, С. К. Демографические процессы и возрастная структура населения. / С. К. Пирожков. - М.: Дело, 2010. - 485 с.
59. Пороховская, Т. И. Справедливость как фактор социальной стабильности / Т. И. Пороховская // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Социология». - Том 21. - №1. - 2008. - С. 378-383.
60. Рабжаева, М. В/ Историко-социальный анализ семейной политики в России ХХ века / М. В. Рабжаева // Социологические исследования. - 2014. - №6. - С. 57-67.
61. Репина, Т. А. Современная семья как объект социального управления: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд соц. наук. / Т. А. Репина. - Новосибирск: Общество, 2012. - 22 с.
62. Ржаницына, Л. С. Молодые семьи с детьми: кто такие, как живут, чего хотят / Л. С. Ржаницына // Социологические исследования. - 2011. - № 3. - С. 85-100.
63. Ржаницына, Л. С. Состояние семейной политики и предложения по ее совершенствованию. / Л. С. Ржаницына, С. И. Рыбальченко // СоцИС. - 2013. - № 6. - С. 45-52.
64. Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. Социальные стандарты качества жизни: сборник статей. - М.: МАКС Пресс, 2008. -232 с.
65. Семья, дети жизненные ценности и установки: итоги
социологического опроса населения в регионах России / Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Научно-исследовательский центр Фонда Андрея Первозванного, Институт социологии Российской академии наук. - Москва: Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы,
2019. - 238 с.
66. Сидоров, В. А. Семейная политика в системе государственной социальной политики / В. А. Сидоров // Власть. 2015. № 11. С. 83-88.
67. Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
68. Социология семьи: учебник/под ред. А. Антонова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2005.
69. Холостова, Е. И. Социальная политика. / Е. И. Холостова. - М.: СТИ МГУС, 2017. - 245 с.
70. Холостова, Е. И. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие / Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, - 2014. - 427 с.
71.Чернова, Ж. О. «Демографический резерв»: молодая семья как объект государственной политики / Ж. О. Чернова // Женщина в российском обществе. - 2017. - №1, 2. - С. 88-96.
72.Чернова, Ж. О. Модель «советского» отцовства: дискурсивные предписания / Ж. О. Чернова // Российский гендерный порядок: социологический подход. - СПб.: Изд- во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 261 с.
73.Чернова, Ж. О. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. / Ж. О. Чернова. - СПб.: Норма, 2018. - 214 с.
74. Шевяков, А. Ю. Социальная политика и распределительные отношения: проблемы и пути реформирования / А. Ю. Шевяков // Экономическая наука современной России. - 2015. - № 3. - С. 67-75.
75. Шереги, Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками / Ф. Э. Шереги // Социология. - 2011. - № 3. - С. 52-67.
76. Шустина И. К. К оценке эффективности реализации государственной семейной политики в Тюменской области / М. К. Шустина, Н. Д. Рафикова // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. - 2015. - № 6. - С. 11-18.
Электронные ресурсы:
77. Браки и брачный возраст: статистика РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.7ya.ru/news/14251/(дата обращения 04.05.2020)
78. В демографии России прозвенел тревожный звонок. - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:http://www.narodsobor.ru/events/305-demography /33271-evgenij-chernyshyov-v-demografii-rossii-prozvenel-trevozhnyj -
zvonok?format=pdf (дата обращения 21.10.2019)
79. Население России: численность, динамика, статистика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.statdata.ru/russia (дата обращения 21.02.2020)
80. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации до 2020 г. (проект основных положений концепции) РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/subject/ ross_rasput/2026-koncepcija-dolgosrochnogo-socialno.html (дата обращения 10.02.2020)
81. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902060617 (дата обращения 10.02.2020)
82.О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в IV квартале 2018 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d2/65.htm(дата обращения 10.02.2020)
83. Раннее и позднее материнство. - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://psyhologykt.ru/2019/09/25/раннее-и-позднее-материнство/
(дата обращения 07.05.2020)
84. Постановление Правительства РФ № 638 «О подпрограмме
«Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.m/ proxy/ips/?docbody=&nd=102104621&rdk=&backlmk=1 (дата обращения
17.03.2020)
85. Рождаемость в России упала до минимума за десять лет. -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/29/01/ 2018/5a6ef6f59a7947507175ce75 (дата обращения 10.02.2020)
86. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/38642486.pdf(дата обращения: 12.03.2020)
87. Федеральный проектный офис (Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/ department/361/about/ (дата обращения 17.01.2020)