ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1. Проблемы использования инновационных образовательных технологий на уроках математики 7
1.2. Направления совершенствования учебного процесса за счет внедрения инновационных образовательных технологий 17
1.3. Анализ деятельности муниципального автономного образовательного учреждения средняя школа №93 имени Г. Т Побежимова 29
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МАОУ СШ №93 38
2.1 Разработка рекомендаций по внедрению инновационных образовательных технологий на уроках математики в МАОУ СШ №93 им. Г.Т. Побежимова 38
2.2 Определение критериев эффективности и условий апробации разработанных рекомендаций 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В настоящее время происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных организаций выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские [8]. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Образование становится активным, ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, которые обеспечивают баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности [22] в целях развития личности и общества.
По нашему мнению, актуальным подходом к совершенствованию образовательного процесса является внедрение в его структуру инновационных педагогических технологий, представляющих принципиально новые способы и методы взаимодействия преподавателей с обучающимися, обеспечивающих эффективное достижение результата педагогической деятельности [8].
Словарь С. И. Ожегова даёт следующее определение нового: «новый — впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный». Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового [8].
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и обучающегося [22].
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Таким образом, инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло, способствуют развитию познавательного интереса обучающихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, обучающиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные педагогические технологии обучения имеют преимущества перед традиционными педагогическими технологиями, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.
Необходимость активного внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий и определило актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы
Проблемой инновационных технологий в обучении занималось и занимается большое число талантливых педагогов и ученых. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах В.И. Звягинского, В.С. Лазарева, М.М. Поташкина, Н.Б. Пугачевой, А.В. Хуторского с позиции системно - деятельностного подхода. Внедрением и развитием инновационных процессов в Российском образовании занимались такие ученые как: В.И. Андреев, К.К. Колин, И.П. Подласый, В.Д. Симоненко, В.А. Сластенин, В.В. Шапкин и др.
Цель исследовательской работы: совершенствование учебного процесса с использованием инновационных педагогических технологий обучения на уроках математики.
Гипотеза: использование инновационных педагогических технологий на уроках математики будет результативным при условии целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.....
Анализ научно-педагогической литературы констатирует разнообразие подходов и неоднозначность трактовки понятия инновационных технологий. На основе анализа имеющихся толкований было сформулировано такое определение новым технологиям, под которыми понимается некий алгоритм, упорядоченную последовательность действий участников педагогического процесса. Целью данной работы являлось совершенствование учебного процесса с использованием инновационных педагогических технологий обучения на уроках математики.
В ходе исследования были:
• охарактеризованы социально-педагогические проблемы использования инновационных образовательных технологий на уроках математики;
• Рассмотрены теоретические основы организации учебного процесса с использованием инновационных образовательных технологий;
• Охарактеризована образовательная организация МАОУ СШ №93 и проведен анализ ее деятельности;
• Были предложены рекомендации по совершенствованию образовательного процесса посредством внедрения инновационных образовательных технологий на уроках математики и определить критерии их эффективности;
• Апробированы предложенные рекомендации и провести анализ результатов эксперимента.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: системный анализ деятельности МАОУ СШ№93 им. Г.Т. Побежимова показал, что в школе разновозрастной коллектив, в котором присутствует текучесть молодых кадров, отсутствует мотивация перехода от традиционного обучения к новым стандартам. На основе выявленной проблемы были разработаны рекомендации по внедрению инновационных образовательных технологий на уроках математики, который был применен на уроках в 2019-2020 учебном году и показал положительную динамику.
Результатами магистерской диссертации являются:
• улучшению качества и успеваемости обучения математики;
• увеличению количества преподавателей, прошедших курсы повышения квалификации за счёт использования инновационных образовательных технологий, а также использованию их на своих уроках;
• увеличение количества преподавателей, участвующих в мастер- классах, открытых уроках;
Положительные результаты апробации показали, что использование инновационных педагогических технологий на уроках математики будет результативным при условии целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. Таким образом, в средней школе №93 г. Красноярска планируется продолжить работу по внедрению инновационных образовательных технологий, учителям математики пройти дистанционно курс повышения квалификации в образовательном процессе.
1. Александрова, Э.И. Психолого-педагогические основы построения современного курса математики/ Э.И. Александрова // Начальная школа. - 2013. - № 1. - С. 56.
2. Алексеенко, М.А. Компетентностный и деятельностный подходы в проектировании урока математики/ М.А. Алексеенко //Начальная школа. - 2013. - №2 - с. 11.
3. Анализ инновационных педагогических технологий [Электронный ресурс].- URL.:https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00518636 0.html(дата об-ращения 7.12.2020)
4. Антипова, Е. П. Формирование инновационного потенциала учащихся / Е. П.Антипова // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2015 - № 6- С. 53-57.
5. Батршина, Г. С. Способы и средства развития логического мышления младших школьников / Г.С. Батршина// Начальная школа. - 2012. - №4 . - С . 91.
6. Вестник Казахстанско- Американского университета [Электронный ресурс].- URL.:http://www.vestnik-kafu.info/pdf/vestnik-2016-1 ^£#2(дата обращения 7.12.2020)
7. Весенин В.Р. Менеджмент. - М.: КноРус, Проспект, 2011. - 592 с.
8. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс [Электронный ресурс].- URL.: https://infourok.ru/dissertaciya-na-temu-vnedrenie-innovacionnih-tehnologiy-v-uchebniy-process-644281.html (дата обращения 7.12.2020)
9. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - Москва.: ПО России, 2012. -288 c.
10. Голубкова О. А. Использование активных методов обучения в учебном процессе. - СПб., 2018. - 342 с.
11. Гулакова М.В. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт. - 2013. - № 11. - С. 3-5.
12. Далингер, В. А. Развитие личностных качеств обучающихся средствами математики // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). - №6 (часть 4). - 2016. - Warszawa, Polska. - С. 23 - 30 [Электронный ресурс].- URL.: http://eesj-science.com/wp-content/uploads/2016/04/eesj 6 p4 23-30.pdаf(дата обращения 29.12.2019)
13. Далингер, В. А. Современная школа в условиях перехода от обучающей к развивающей // Материалы III Международной научно-практической конференции «Начальное образование: реалии и перспективы в условиях внедрения стандартов второго поколения» (19-21 апреля 2020). - Москва.: ООО Изд-во Гном, 2012. - С. 154-157.
14. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Иллюстрированное издание / В.И. Даль. - Москва.: Эксмо, 2016. - 64 c.
15. Денищева, Л.О. Теория и методика обучения математике в школе: Учебное пособие / Л.О. Денищева. - Москва.: Бином, 2014. - 247c....(69)