Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения представлений о жизненном пути студентов педагогического колледжа 6
1.1. Жизненный путь личности как психологический феномен 6
1.2. Психологические особенности студенческой молодежи 12
1.3. Представление о жизненном пути студенческой молодежи 20
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о жизненном пути студентов педколледжа 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ полученных результатов 29
2.3. Рекомендации для развития жизненного пути студентов педагогического
колледжа 45
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список источников 54
Приложения 56
Проблема изучения жизненного пути личности является центральным моментом в психологии. Теоретическое изучение и практическое исследование жизненного пути личности позволяет прийти к пониманию не только поведения человека, но и раскрытию его самосознания.
Жизненный путь личности - это история личности, с хронологическими событиями, который определяется содержанием самой жизни и теми значениями и смыслами, которые человек придает своему жизненному пути.
Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ отечественных и зарубежных психологов. Особенности жизненного пути личности можно рассматривать через идеи С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева же через концепцию феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной, Альфред Адлер, Карл Рэнсом Роджерс, Эрик Берн.
Жизненный путь студента педагогического колледжа актуален для исследования, так как процесс развития современного общества определяется ценностными ориентациями и моральными представлениями человека, а это влияет на сознание личности в целом. В этой связи особый интерес представляют студенты педагогического колледжа, поскольку они самоопределились с учебного заведения, будущей профессии, с выбором жизненного пути: здесь складываются ценностные ориентиры, которые определяют константы, формирующие личность. Выявить особенности представлений жизненного пути и какие усилия для этого прилагаются нынешней молодежью особо актуально. О правильном выборе жизненного пути задумываются не только те, кто только-только начинает самостоятельные шаги по дороге жизни, но и проделавшие уже весьма значительный ее отрезок.
В студенческом возрасте вырабатываются ценностные ориентации, в которых выявляется самая сущность человека; складывается мировоззрение з
как система обобщенных представлений о мире в целом, окружающей действительности, других людях, самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности; формируется осознанное, обобщенное, итоговое отношение к жизни, формируется отношение к жизненному пути.
Выше сказанное позволило нам выделить проблему исследования, каковы особенности представлений о жизненном пути студентов педагогического колледжа?
Цель работы: выявление особенностей представлений о жизненном пути студентов педагогического колледжа
Объект исследования: представления о жизненном пути личности
Предмет исследования: особенности представлений о жизненном пути студентов первого и третьего курсов педагогического колледжа
Гипотеза: представления о жизненном пути студентов первого и третьего курсов педагогического колледжа имеют свои отличительные особенности.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволили нам определить задачи исследования:
1. Изучить основные характеристики и сущность феномена «жизненный путь» в психологической науке.
2. Раскрыть основные характеристики представлений о жизненном пути студенческой молодежи.
3. Провести эмпирическое исследование представлений о жизненном пути студентов педагогического колледжа.
4. Выявить особенности представлений о жизненном пути студентов первого и выпускного курсов педагогического колледжа.
5. Разработать рекомендации, способствующие развитию жизненного пространства студентов педагогического колледжа, с учетом выявленных особенностей.
Методологическая и теоретическая основа исследования: теории, описывающие феномен субъективной картины жизни (К.А. Абульханова- Славская, Т.Н. Березина, Е.И. Головаха, В.И. Ковалев, Н.А. Логинова), механизмы формирования и закономерности функционирования представлений личности о своем прошлом и будущем (В.В. Нуркова, Л.А. Регуш), ценностно-смысловую сферу личности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Е.Е. Вахромов, П.Н. Ермаков, Д.А. Леонтьев); теории развития и саморазвития личности в период обучения в вузе (Е.А. Климов, Н.А. Лызь, В.Г. Маралов, Л.М. Митина, А.К. Осницкий, В.И. Слободчиков).
Методы исследования:
-теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме.
-эмпирические: тестирование
1. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» (И.Л. Соломин)
2. Тест «Смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев)
3. Тест «Жизненная удовлетворенность» (Н.В.Панин)
- методы статистической обработки: сравнение двух групп с применением U-критерия Манна-Уитни. Для подсчёта U-критерия Манна- Уитни использовалась программа STATGRAPHICS PLUS 5.0.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе Красноярского Педагогического колледжа № 2. В эксперименте принимали участие 20 студентов в возрасте 18-21 год. Из них 10 девушек - 1 курса, 10 девушек - 3 курса,
Практическая значимость. Полученные результаты эмпирического исследования будут способствовать более эффективной работе социальнопсихологических служб, работающих со студентами, в области помощи определения жизненного пути, жизненных целей, смысложизненных ориентаций, а также разработке программы психологического сопровождения студентов в учебном заведении.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Общий объем работы 61 страница.
Глава 1 Теоретические основы изучения представлений о жизненном пути студентов педагогического колледжа
Понимание жизненного пути человека и его выбора уходит в проблемы сознания личности и является центральным моментом в психологии личности, так и в общую психологию. Жизненный путь нельзя понять только как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как целое, хотя в каждый данный момент человек включен в отдельные ситуации, связан с отдельными людьми, совершает отдельные поступки. Личность не просто изменяется на протяжении жизненного пути, не только проходит разные возрастные этапы. В качестве субъекта жизни она выступает как ее организатор, в чем и проявляется, прежде всего, индивидуальный характер жизни.
Характерной чертой ранней юности является формирование жизненных целей, планов. "Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщенных целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения" пирамиды "ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, подчиняют себе единичные стремления, проходят, с другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов. Непосредственное влияние на жизненные ценности личности оказывают цели и интересы общества, идеологические установки, моральные и правовые нормы, социальные ценности. Жизненные планы зависят от задач, которые определяются объективными условиями жизни и ценностных ориентаций молодого человека.
В ходе проведенного исследования были получены следующие данные: рисунки студентов выпускников и первокурсников заметны явные различия. Студенты первого курса изображения дороги снабжают рисунки множеством дополнительных деталей, рисуют растения, строения, других людей, а восприятие её - более позитивной. Выпускники более схематичны и скупы на детали в своих рисунках. Жизненный путь студентов определяется особым социальным, системным качеством индивида, связанным с его позицией в мире и по отношению к миру, к другим людям, к самому себе, к своей деятельности и жизни в целом. Основу этой позиции составляют ценностно-смысловые ориентации конкретного человека, его базовые установки, мотивы, удовлетворенность своей жизнью и т. д. после проведенных методик видно, что представления о жизненном пути студентов педагогического колледжа имеют свои особенности, обусловленные годом обучения.
Одним из направлений помощи студентам первого курса педагогического колледжа в формировании жизненного пространства, в определении своих жизненных ценностей и профессионального самоопределения может стать тьюторская деятельность
1. Абдульманова Д.М. Индивидуальные различия в жизненных сценариях: магистерская дне. / С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2010.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: «Мысль», 1991
3. Абульханова К.А. Рубинштейн С.Л. - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 13-27.
4. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.
5. Анцыферова Л.И. психология формирования и развития личности // психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 207-213.
6. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского М., 2002. Гл. С. 9-34.
7. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 2013.
8. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. -М.: Академия, 2009.
9. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб, пособие / Б.С. Волков; Моск. гос. обл. ун-т. -М.: Трикста: Академ, проект, 2013.
10. Волохонская М.С. Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей / под ред. Волохонской М. С., Микляевой А. В. // Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции. - МО.: СВИВТ, 2012. - С. 94-103
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2014.
12. Гришина НА. Психология жизненного пути// Психологический журнал. 2007. Т. 28, N 5. С. 81-88.
13. Гришина Н.В. Жизненные сценарии: нормативность и индивидуализация // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2011.
14. Гришина Н.В., Лавренчук С.Ю. Ценностные ориентации личности: семья и поколение // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, Психология. Социология. Педагогика. 2008. Вып. 3. С. 113-123.
15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: ВЛАД ОС- ПРЕСС, 2014....38