Введение 3
Глава 1. Психические состояния и эмоционально-экспрессивные реакции в контексте научных знаний
1.1 Понятие «психическое состояние» в общей системе
психологических знаний 8
1.2 Актуальные психические состояния и эмоционально-экспрессивные
реакции в юношеском возрасте 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование по изучению взаимосвязи активных психических состояний и экспрессивных реакций у студентов психологов в период сессии
2.1 Этапы и методы организации изучения взаимосвязи
психических состояний и их эмоционально-экспрессивной проявлений у студентов-психологов в период сессии 20
2.2 Анализ результатов исследования взаимосвязи психических состояний и их эмоционально-экспрессивной проявлений у студентов-психологов в период
сессии 22
Выводы по второй главе 34
Заключение 35
Библиография 37
Приложения 41
В процессе профессиональной подготовки студентов-психологов важно изучение проявлений психических состояний и выраженности эмоциональной экспрессии не только в межсессионный период, но особенно в период напряжения - в период сессии. Исследование взаимосвязей, взаимозависимостей и взаимовлияний психических состояний и эмоциональной экспрессии актуально в связи с формированием профессиональной готовности. Выявление результатов представляет возможность на этапе профессиональной вузовской подготовки оказания студенту-психологу своевременной помощи в научении совладанию с собственной экспрессивными реакциями в напряженных ситуациях. Студенческий возраст, рассматривается в психологии как начало новой взрослой жизни, где сам человек может принимать решения по своей учебной деятельности и достигать своих целей. В учебном процессе студенты впервые сталкиваются с экзаменационной сессией. Экзамен это всегда ситуация, несущая в себе существенный элемент неопределённости и наполнена различными эмоциями. Комплекс различных эмоций провоцирует к активности психические состояния, зачастую не определяемые самим носителем и не контролируемые им. Подобная неопределенность вполне может влиять не только на результат сдачи экзамена, но и на весь процесс подготовки, прохождения и переживания сложной ситуации, что поддерживает утверждение Б. Г. Ананьева о том, что учёба это самый сложный вид деятельности, сопровождается столь же сложными эмоциональными реакциями.
Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н.Д. Левитовым, до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Изучению особенностей возникновения, развития и проявления психических состояний в различных обстоятельствах жизни человека посвящены научные труды отечественных
психологов: Ганзен В.А., Дикая Л.Г., Левитов Н.Д., Немчин Т.А., Прохоров
А.О., Сосновикова Ю.И. и других. Отсутствие четких временных границ отдельного состояния, в свою очередь, вызывает значительные методологические трудности в их диагностике. Теоретические и методологические сложности изучения состояний возрастают в связи с тем, что психические состояния как системные явления характеризуются многоуровневостью, многокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления.
Проблема эмоциональных экспрессивных реакций, впервые изучена в научных трудах Е.П.Ильина, В.В. Виноградовой, Н.А. Лукьяновой и другими. В работах А.О.Прохорова выделены каналы эмоциональной экспрессии, посредством которых изучаются особенности проявления эмоциональной экспрессии человеком и глубина погруженности в состояние. К таким каналам отнесены: громкость голоса, темп речи, скорость речи, сбой речи, образность речи, мимика, лишние движения, активные движения.
Студенчество в качестве отдельной возрастной и социально - психологической категории выделено в науке относительно недавно - в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б. Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе. В исследованиях Л. А. Барановой, М. Д. Дворяшиной, 1976; Е. И. Степановой, 1975; Л. Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю. Н. Кулюткина, 1985, В. А. Якунина, 1994 и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме. Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.
В нашем исследовании, основной акцент сделан на изучении взаимосвязи актуальных психических состояний и эмоционально - экспрессивных реакций у студентов в период сессии, когда наибольшую нагрузку, наряду с интеллектуальной испытывает эмоциональная сфера человека. Так же подвергается «тестированию» индивидуальный способ координации психических процессов, состояний, свойств и возможностей личности, речь идет о системе саморегуляции, именно она согласует темпы, ритмы и направленность психических процессов с событиями, условиями и требованиями деятельности во времени и пространстве. Система саморегуляции испытывает наибольшее напряжение в период сессии. (Г.Ш.Габдреева).
Работа посвящена изучению взаимосвязи актуальных психических состояний у студентов в период сессии, это время тревожных панических проявлений, состояний напряжения, и нестабильности в проявлении эмоциональной экспрессии, что приводит к нарушению активности в период подготовки к экзаменам и прохождения их. Экзаменационная сессия является одним из структурных элементов учения, и её напряженный характер является специфической чертой.
Целью работы является выявление взаимосвязи активных психических состояний и экспрессивных реакций у студентов психологов в период сессии. Объектом исследования являются психические состояния и экспрессивные
реакции.
Предметом исследования является взаимосвязь активных психических состояний и экспрессивных реакции у студентов психологов в период сессии. Гипотеза: проявления экспрессивных реакций студентов-психологов в период сессии связаны с ситуативной активностью актуальных психических состояний.
С учетом проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы определены следующие задачи исследования:
Задачи:
1. Проанализировать понятия «психическое состояние" и "активное психическое состояние" в контексте общетеоретических психологических знаний.
2. Охарактеризовать особенности проявления аффективной активности и эмоциональной экспрессивности в юношеском возрасте.
3. Организовать эмпирическое исследование по выявлению связи активных психических состояний и эмоционально-экспрессивной реакций у студентов психологов в период сессии.
4. Обосновать связь активных психических состояний и эмоционально
экспрессивных реакций у студентов-психологов в период сессии. Методы исследования: для решения поставленных задач, проверки гипотезы были использованы как общенаучные (анализ, обобщение), так и психологические методы: теоретические (дескриптивный метод,
позволяющий произвести сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы);
Эмпирические:
- Методика «Самооценка склонности к проявлению эмоциональной экспрессии. Вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ)» по Е.П.
Ильину;
- Опросник «Актуальные состояния» (АС). А.О.Прохорова;
- Методика «Психическое состояние студентов» А.О.Прохоров. Статистические: подсчёта коэффициента ранговой корреляции по Спирмену (метод используется для математической обработки результатов исследования).
База исследования: респондентами при изучении связи активных психических состояний и экспрессивных реакций выступили студенты- психологи 3 и 4 курсов, очная форма обучения, ИППО КГПУ им.
В.П.Астафьева. Количество респондентов 32, возраст респондентов от 19 — 25 лет.
Практическая значимость состоит в возможности, основываясь на данных исследования сформулировать рекомендации по организации профилактической работы, связанной с формированием само-регуляционной устойчивости студентов, развитию направления деятельности Вуза по консультативному и психотерапевтическому сопровождению студентов в период сессии.
Работа была посвящена изучению взаимосвязи актуальных психических состояний у студентов в период сессии, это время тревожных панических проявлений, состояний напряжения, и уровней эмоциональной экспрессии приводящих к нарушению активности в период подготовки к экзаменам и прохождения их.
Не смотря на проведенное нами исследование, эта проблема остается актуальной, а, следовательно, нуждается в дальнейшем исследовании и содержательном психологическом анализе.
Целью данного исследования было выявление связи актуального психического состояния, переживаемого студентом и средством проявления его эмоционально-экспрессивной активности.
В процессе исследования, в рамках решения поставленных задач было проанализировано понятие «психическое состояние» в контексте общетеоретических психологических знаний, рассмотрены особенности эмоциональной сферы и особенности проявления эмоциональных состояний в юношеском возрасте.
Было проведено эмпирическое исследование, основанное на проведении тестового скрининга по методам («Опросник актуального психического состояния (АС)». Методика «Самооценка склонности к проявлению эмоциональной экспрессии. Вопросник по эмоциональной экспрессии (ВЭЭ)» по Ильину Е.П. и методика «Психологическое состояние студентов». Согласно гипотезе предлагалось подтвердить, что проявления экспрессивных реакций студентов-психологов в период сессии связаны с ситуативной активностью актуальных психических состояний.
В ходе проведенного исследования предложенная гипотеза нашла свое подтверждение частично. С помощью метода ранговой корреляции (по Спирмену) удалось выявить связь между следующими психическими состояниями и средствами эмоционально экспрессивной активности: степень проявления экспрессивности по каналу «двигательная активность» находится в прямой зависимости от психического состояния «тонус: высокий - низкий»; степень проявления экспрессивности по каналу «громкость голоса» находится в прямой зависимости от психического состояния «спокойствие - тревога»; степень проявления экспрессивности по каналу «образность речи» находится в обратной зависимости от психического состояния «активация — деактивация»; зависимость степени проявления экспрессивности по каналу «сбой речи» от психического состояния «самочувствие комфортное - дискомфортное » не выявлена; зависимость степени проявления экспрессивности по каналу «интонация» от психического состояния «эмоциональное возбуждение высокое - низкое» не выявлена;
Качественный анализ и интерпретация количественных результатов эмпирического исследования позволили осуществить анализ связи актуальных психических состояний и эмоционально-экспрессивной активности в юношеском (студенческом) возрасте. Но необходимо отметить, что вышеизложенные результаты и положения требуют дальнейшего экспериментального исследования. В первую очередь, для подтверждения/опровержения полученных выводов необходимо проведение экспериментального исследования на значительно большей по объему выборке.
1. Агавелян, В.С. Теоретические и прикладные аспекты психологии состояний / Психология состояний: Хрестоматия, М, 2004.
2. Анцыферова, Л.И. Развития личности и проблемы геронтопсихологии. - М.,2006.
3. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. М., Речь, 2004. - 165 с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — 3-е изд. — СПб.: Питер; 2001. 282 с.
5. Бергфельд А. Ю. О восприятии эмоций субъектом-носителем // Психология XXI в.: - СПб., 2001. - С. 111-112.
6. Барабанщиков В.А Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. № 1.С. 29-46.
7. Бреслав Г.В. Психология эмоций: учеб. пособие. М.: Академи я, 2007. 544 с.
8. Бадмаева Д. Г. Саморегуляция активности личности в стрессовых ситуациях (на примере экзаменационного стресса): автореф. дис. . канд. психол. наук / Д. Г. Бадмаева. Красноярск, 2004. - 18 с.
9. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
10. Бодров, В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А.Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352с.
11. Ганзен, В.А. Место и роль психических состояний в системе психических явлений / Психология состояний: Хрестоматия, М.:
2004.
12. Габдреева, Г.Ш. Методы регуляции психических состояний / Психология состояний: Хрестоматия, М.: 2004.
13. Ганзен, В.А. Место и роль психических состояний в системе
психических явлений / Психология состояний: Хрестоматия, М.:
2004.
14. Гапонова С. А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза (динамика, детерминанты^ оптимизация): дис. д-ра психол. наук / С. А. Гапонова. Н. Новгород, 2005. — 336 л.
15. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. - М., ИП РАН, 2003....55