Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения психологического комфорта младших школьников в образовательной среде 7
1.1. Понятие психологического комфорта в научной литературе 7
1.2. Факторы и условия психологического комфорта младших
школьников 18
1.3. Психолого-педагогические приёмы создания психологического комфорта
в процессе обучения 25
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению взаимосвязи психологического комфорта и успешности учебной деятельности младших школьников 34
2.1. Методическая организация исследования 34
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 39
2.3. Методические рекомендации по организации психолого-педагогической работы с младшими школьниками, направленной на повышение
психологического комфорта 72
Выводы по Главе 2 79
Заключение 81
Список используемых источников 84
Приложения 89
Ускоряющийся темп преобразования социокультурных практик XXI века способствует созданию принципиально иных условий становления личности современного ребенка. В отечественно и зарубежной образовательной практике и прикладной психологии проводятся мониторинги школьных сред, существует значительное количество работ, посвященных прямому влиянию школьной среды на успеваемость и личность субъектов образовательного процесса, которые показывают значимую связь между комфортом, качеством среды, здоровьем и психологическим благополучием, позитивными установками и поведением, а также высоким уровнем академических достижений обучающихся.
Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности.
С педагогической точки зрения комфорт рассматривается как качественная характеристика: а) организации внутришкольной среды; б) образовательной деятельности школьника в результате реализации его способностей и возможностей, удовлетворения от учебной деятельности, согласованности в общении с педагогами и сверстниками.
Бугаева Н.Н. пишет, что «комфортная внутришкольная среда - внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психо-физиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации». [9, с. 6]
В психологии предпринимаются определённые попытки изучения проблемы психологического комфорта. Большая часть психологов пытаются найти действенные способы повышения психологического комфорта. Над проблемой психологического комфорта в разных аспектах работали
Л. Мечников, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Куликов, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, М. Аргайл, К. Изард, А. Маслоу, Ю. Сосновикова, А.М. Прихожан, В.М. Астапов, Е. Фанталова, К.И. Подбуцкая, Ю. Турчанинова,
Н.П. Капустин, Е.А. Ямбург, А.П. Перре-Клермон.
На наш взгляд, в современном мире очень важно, чтобы младшим школьникам на уроках было психологически комфортно. Очень важно создавать атмосферу в классе для комфортного развития детей во всех областях.
Психологический комфорт оказывает большое влияние на успеваемость младших школьников, ведь если ребенок чувствует себя в школе, рядом с одноклассниками и учителем, комфортно, то он будет стремиться идти в школу, делать все, чтобы быть успешным.
Несмотря на существующие исследования, проблема
психологического комфорта в образовательной среде до сих пор является мало изученной и актуальной. В нашей работе мы хотим проследить влияние психологического комфорта на успешность в учебной деятельности младших школьников.
Цель работы - изучить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и психологического комфорта младшего школьника
Объект исследования - психологический комфорт младших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования - взаимосвязь успешности в учебной деятельности и психологического комфорта младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные подходы к проблеме исследования.
2. Описать критерии психологического комфорта.
3. Подобрать диагностический комплекс для изучения психологического комфорта младших школьников, их успешности в учебной деятельности.
4. Изучить и описать актуальный уровень психологического комфорта младших школьников в образовательном учреждении, успешности в учебной деятельности.
5. Проследить взаимосвязь успешности в учебной деятельности и психологического комфорта младшего школьника в образовательном учреждении.
6. Составить программу психолого-педагогической помощи младшим школьникам, направленную на повышение их становлении психологического комфорта в образовательном учреждении.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
1) существует несколько критериев, влияющих на психологический комфорт младшего школьника:
• позитивное отношение к одноклассникам;
• согласованность в отношениях «учитель-ученик»;
• наличие мотивов позитивного отношения к учению;
• отсутствие устойчивой тревожности;
• ощущение защищенности и безопасности внутри школы;
• наличие достижений в образовательной деятельности;
• положительное отношение к содержанию учебных предметов;
2) на психологический комфорт оказывает влияние кризис развития, связанный с формированием чувства компетентности и неполноценности в младшем школьном возрасте («Я - это то, что Я умею») (по Э. Эриксону).
3) существует взаимосвязь между успешностью в учебной деятельности и психологическим комфортом младших школьников.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Анализ документов.
5. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий
эксперимент проводился на базе МАОУ Лицей №6 «Перспектива» г. Красноярска. В нем приняли участие 75 школьников в возрасте 8-9 лет.
Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Исследования показывают взаимосвязи между комфортом, качеством среды, здоровьем и психологическим благополучием, позитивными установками и поведением, а также высоким уровнем академических достижений обучающихся.
В работе были рассмотрены различные научные подходы к проблеме исследования следующих авторов: Л. Мечников, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Куликов, Е.П. Ильин, Н.Д. Левитов, М. Аргайл, К. Изард, А. Маслоу, Ю. Сосновикова, А.М. Прихожан, В.М. Астапов, Е. Фанталова, К.И. Подбуцкая, Ю. Турчанинова, Н.П. Капустин, Е.А. Ямбург, А.П. Перре- Клермон.
Психологический комфорт оказывает большое влияние на успеваемость младших школьников, ведь если ребенок чувствует себя в школе, рядом с одноклассниками и учителем, комфортно, то он будет стремиться идти в школу, делать все, чтобы быть успешным.
Были выявлены основные показатели психологического комфорта:
• позитивное отношение к одноклассникам;
• согласованность в отношениях «учитель-ученик»;
• наличие мотивов позитивного отношения к учению;
• наличие положительных эмоций в учении;
• отсутствие устойчивой тревожности;
• ощущение защищенности и безопасности внутри школы;
• соответствие самооценки ученика с оценкой учителя;
• уверенность в своих способностях и возможностях;
• удовлетворенность учащихся объёмом школьной информации;
• оптимальная включенность учащегося в образовательный процесс;
• наличие достижений в образовательной деятельности;
• положительное отношение к содержанию учебных предметов;
• позитивное восприятие предметно-пространственной среды школы (визуальное, аудиальное восприятие);
• отсутствие нарушений в состоянии психофизиологического здоровья, вызванных условиями внутришкольной среды (утомляемость, нарушение осанки, зрения).
В работе были рассмотрены некоторые приемы и способы помощи детям в приобретении психологического комфорта такие как: создание атмосферы психологической поддержки в классе (К. Роджерс), приемы общения (Д. Карнеги), упражнения для создания психологического комфорта на уроке, вербальные проявления педагога, влияющие на психологический комфорт школьников.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, который позволил нам сделать вывод о психологическом комфорте младших школьников и установить взаимосвязь психологического комфорта и учебной успеваемости. Результаты исследования показали, что дети с низким психологическим комфортом в учебной деятельности не успешны, у них проблемы по всем школьным предметам. У детей со средним и высоким уровнем психологического комфорта по большинству предметов хорошая успеваемость. Они успешны в учебной деятельности, дети с высоким и средним уровнем психологического комфорта - ударники или отличники. С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена была прослежена статистически значимая взаимосвязь психологического комфорта с учебной успеваемостью. Из этого мы можем сделать вывод, что без психологического комфорта не будет успешной учебной деятельности.
Полученные результаты легли в основу методических рекомендаций по организации психолого-педагогической работы с младшими школьниками, направленной на повышение психологического комфорта.
Анализ работы позволяет оценить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в описании психологического комфорта и способов его достижения на школьных уроках. Также описание критериев, влияющих на возникновение психологического комфорта и повышения его.
Практическая значимость заключается в составлении программы занятий, направленных на повышение психологического комфорта младших школьников в образовательной среде.
Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами при работе над развитием и коррекцией проявления чувства младших школьников, а также родителями, интересующимися данной проблемой.
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М., 2001.
2. Айви А. и др. Психологическое консультирование: методы, техники,
приемы. - М., 2007.
3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические
материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 88 с
4. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом
Ш. Амонашвили, 1995.
5. Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой. [электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1769875/
6. Бадьина Н.П., Афтенко В.Н. Диагностика психологических условий
школьной образовательной среды. - Курган, 2004.
7. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. - СПб, 2002.
8. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. -
Спб., 1994.
9. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной
деятельности. Журнал Начальная школа №1, 2004.
10. Вачков И.В. основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - М., 2001.
11. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. — СПб., 2005.
12. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М., 2006.
13. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. — М., 2004.
14. Гольман Е.И. Доклад на тему: Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе. Заседание школьного МО «Содружество» 18.04.2014
15. Гутник И.С. Заседание методического объединения учителей
начальных классов с использованием активных методов работы с педагогами по теме: "Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке". [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/102968/...51