Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРУППОВЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ В БАСКЕТБОЛЕ

Работа №157677

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ БАСКЕТБОЛЕ 5
1.1 Современные тенденции развития тактики баскетбола 5
1.2 Закономерности обучения групповым тактическим действиям 8
1.2.1 Сущность групповых взаимодействий в нападении 11
1.2.2 Сущность групповых взаимодействий в защите 17
Глава 2. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1 Задачи исследования 28
2.2 Методы исследования 28
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ГРУППОВЫМ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ 30
3.1 Методология формирования навыков тактических взаимодействий
в нападении 30
3.1.1 Обучение тактическим взаимодействиям двух нападающих 31
3.1.2 Обучение тактическим взаимодействиям трех нападающих 41
3.2 Методология формирования навыков тактических взаимодействий в
защите 51
ВЫВОДЫ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63

Актуальность. Для современного баскетбола характерными являются постоянный рост спортивного мастерства игроков на фоне неуклонного развития их кондиционной подготовленности, скоростная техника выполнения игровых приемов, повышение результативности технико-тактических действий в нападении на основе совершенствования их надежности и стабильности, рост агрессивности защитных противодействий.
Значимой особенностью развития игры является тенденция универсализации баскетболистов и индивидуализации их подготовки. В то же время результат баскетбольных матчей во многом зависит от согласованности действий игроков разных амплуа во времени и пространстве. В связи с этим повышение эффективности игровой соревновательной деятельности требует постоянного совершенствования групповых тактических взаимодействий игроков в нападении и защите.
Индивидуальная технико-тактическая подготовленность - важный фактор достижения высоких спортивных результатов в состязаниях квалифицированных баскетболистов. Наличие в составе команде хорошего разыгрывающего, тонко чувствующего игру, направляющего и координирующего тактические действия своих партнеров, в сочетании с атакующим защитником и легким форвардом, отличающимися агрессивными индивидуальными действиями, заряженностью на дальние снайперские броски и скоростные результативные проходы под щит, владеющими широким арсеналом защитных приемов и хорошей индивидуальной тактической выучкой делает ее фаворитом соревнований любого уровня. А присутствие на площадке мобильных атлетически сложенных высокорослых баскетболистов, способных цементировать игру на ближних подступах к своей корзине и умеющих таранить оборону соперников делает ее практически непобедимой [1, 6].
Однако баскетбол - игра командная, и индивидуальные действия отдельных игроков должны быть подчинены командным интересам. Чтобы выстроить командную игру необходимо, прежде всего, добиться слаженных действий двух, трех игроков - освоить на высоком уровне групповые тактические взаимодействия в нападении и защите.
В научно-методической литературе приоритеты преимущественно отдаются исследованию закономерностей тренировки тактических взаимодействий на этапе высшего спортивного мастерства. Данных об особенностях целенаправленной тактической подготовки на этапе специальной базовой подготовки значительно меньше. В большинстве своем они носят теоретический характер [2, 3, 7, 25, 26 и др.] или посвящены проблемам совершенствования отдельных аспектов тактической тренированности баскетболистов «периметра атаки» или игроков передней линии нападения [6, 9, 28 и др.]. Слабо представлена технология начального обучения групповым тактическим взаимодействиям в защите. А как показывает практика, в этом аспекте баскетбольного образования игроков отечественных команд различного уровня существуют большие пробелы.
Такое положение обусловило выбор объекта и предмета исследования, постановку цели аттестационной работы.
Объект исследования- тренировочный процесс баскетболистов.
Предмет исследования- методика начального обучения тактике игры.
Цель работы- обобщить теоретико-методические аспекты обучения баскетболистов групповым тактическим действиям в нападении и защите на этапе специальной базовой подготовки.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что исследование современных технологий тренировки баскетболистов позволит конкретизировать эффективные пути интеграции индивидуальных тактических действий игроков в групповые взаимодействия и создаст предпосылки повышения результативности процесса формирования навыков современной тактики игры в нападении и защите.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы тренерами и учителями при планировании учебно¬тренировочного процесса и организации тактической подготовки с игроками различного уровня мастерства, а также студентами институтов и факультетов физической культуры и спорта, специализирующимися в группах педагогического физкультурно-спортивного совершенствования по баскетболу для расширения знаний по теории и методике спортивной тренировки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Для современного баскетбола при игре в нападении характерно тактическое разнообразие с акцентом на вариативность завершения атакующих действий в зависимости от конкретно складывающейся на площадке игровой ситуации. От нападающих требуется ее быстрая и объективная оценка, верное принятие решения и мгновенная его реализация в условиях дефицита времени.
Усиление игры ведущих отечественных клубов связано с появлением в их составах лучших заокеанских и европейских баскетболистов. В связи с этим наблюдается упрощение тактических схем в нападении с тенденцией уменьшения числа игровых ходов и одновременное повышение их быстроты. Результат командного противоборства часто решается в индивидуальном споре лидеров. Решительность, умение взять инициативу на себя в самые ответственные ("переломные") моменты матча, способность одержать победу над своим визави в очном микропоединке (обыграть "один в один") - необходимые качества современных квалифицированных баскетболистов.
Совершенствование тактики игры в защите главным образом идет по пути повышения агрессивности индивидуальных и командных действий, создания дополнительных проблемных трудностей для нападающей команды соперников за счет упреждающих действий, постоянной смены видов защиты или разновидностей защитных построений в рамках одной системы.
Уровень индивидуальной тактической подготовки игроков разного амплуа становится определяющим. Он обеспечивает возможность расширения тактического потенциала групповых взаимодействий и командной игры в нападении и защите.
2. Эффективность групповых и командных атакующих действий в современном баскетболе предопределяется хорошей обученностью игроков индивидуальной тактике игры в нападении и защите. Формирование навыков групповых тактических взаимодействий в нападении и защите на этапе базовой специальной подготовки требует качественного усвоения юными баскетболистами индивидуальных технико-тактических действий, развития на должном уровне необходимых специальных физических и психологических качеств.
Современные баскетболисты должны в совершенстве владеть всем арсеналом индивидуальных тактических действий в нападении как без мяча, так и с мячом. Игровые приемы нападающего без мяча и с мячом в конкретной ситуации неразрывно связаны во времени и пространстве. Эффективность одиночного технико-тактического действия игрока является только предпосылкой результативности всего игрового эпизода с его участием и подразумевает рациональность предшествующих и последующих действий.
Для результативной, тактически грамотной индивидуальной игры в защите необходимы: хорошее владение техникой защитных приемов и определенный уровень развития специфических физических и личностных качеств. Защитник должен быть быстр и ловок, умен и агрессивен, иметь реактивные ноги и руки, обладать высокой степенью интуиции. Все свои действия против нападающего без мяча и против нападающего, владеющего мячом необходимо уметь соизмерять с конкретной игровой ситуацией. Одной из концептуальных установок современной тактики защиты в баскетболе, которой должен руководствоваться каждый игрок, является организация постоянного «давления» на мяч.
3. Процесс обучения и совершенствования групповых тактических взаимодействий должен быть специально организован. Достижение синтеза индивидуальных действий в нападении в групповые взаимодействия требует выработки согласованности игровых действий баскетболистов во времени и пространстве с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником. Для этого педагогом используется комплекс тренировочных воздействий, направленных на поэтапное решение взаимосвязанных и взаимообусловленных задач:
• сообщение знаний и создание представления о сущности и структуре базовых тактических взаимодействий двух и трех игроков;
• разучивание направления, характера перемещений и содержания действий
каждого игрока во взаимосвязи с действиями партнеров на контролируемой скорости непосредственно на площадке без защитников;
• овладение умениями применения тактических взаимодействий в
конкретных игровых ситуациях с ограниченной активностью соперника;
• формирование способности воспроизведения тактических взаимодействий
в игровых условиях на ограниченном участке площадки;
• приобретение навыков выполнения изученных тактических взаимодействий в игровых соревновательных условиях без каких-либо ограничений активности нападающих и защитников.
«Школа» тактики нападения подразумевает изучение групповых тактических взаимодействий двух игроков: «Передай мяч и выходи», заслоны, «Двойка», наведение и пересечение, и трех игроков: «Треугольник», «'Тройка», «Малая восьмерка», «Скре'стный выход», «Сдвое'нный заслон» и «Наведение на двух игроков»
4. Тактические групповые действия в защите построены на интеграции разновидностей индивидуальных действий. Они базируются на взаимодействии двух или трех игроков и подчинены решению оборонительных задач команды.
Методика интеграции компонентов индивидуальной тактической подготовки в групповые защитные взаимодействия представляет собой систему тренировочных воздействий, направленных на формирование навыков защиты против заслонов, пересечения, наведения; защиты в ситуациях оправданного риска (перехваты, групповой отбор или двойное нападение); защиты в ситуациях численного меньшинства и численного превосходства над нападающими, в стандартных ситуациях (вбрасывание мяча из-за пределов площадки), защиты против первой передачи при быстром прорыве. Тактическая подготовка игроков предусматривает как коллективную тренировочную работу, так и индивидуальное выполнение заданий, дифференцированных согласно модельным характеристикам соответствующих игровых амплуа. Она должна обеспечивать высокую результативность защитной деятельности группы игроков на основе взаимопонимания и согласованности их действий.



1. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры / Под общ. ред. Ю.М. Портнова. - М.: АО "Астра семь", 1997. - 480 с.
2. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры / В.М. Корягин, В.Н. Мухин, В.А. Боженар [и др.]. - К.: Выща школа, 1989. - 232 с.
3. Вуден Д. Современный баскетбол / Д. Вуден, сокр. пер. с англ. Е.Р. Яхонтова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.
4. Гатмен Б., Все о тренировке юного баскетболиста / Б. Гатмен, Т. Финнеган,
пер. с англ. Т.А. Бобровой. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 303 с.
5. Из записной книжки Бобби Найта: Метод. пособие. - М.: РФБ, 1996. - 40 с.
6. Корягин В.М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов: Учебник для вузов физического воспитания. / В.М. Корягин. - Львов: Край, 1998. - 192 с.
7. Коузи Б. Баскетбол: концепции и анализ / Б. Коузи, Ф. Пауэр, сокращенный перевод с англ. Е.Р. Яхонтова.- М.: Физкультура и спорт, 1975. - 272 с.
8. Лихачев О.Е. Теория и методика обучения игре в защите в баскетболе / О.Е. Лихачев, С.Г. Фомин, А.В. Мазурина. - Москва-Смоленск: РФБ-РГУФКСТ- СГАФКСТ, 2012. - 129 с.
9. Луничкин В. Тактика позиционного нападения против личной защиты: Методическое пособие / В. Луничкин, С. Чернов, С. Чернышев. - М.: РФБ, 2002. - 69 с.
10. Мацак А.Б. Некоторые рекомендации по работе с детьми 12-14 лет: Методические рекомендации / А.Б. Мацак, В.Г. Башкирова, Е.А. Чернова. - Самара: РФБ, 2002. - 145 с.
11. Методические материалы: Бюллетень №5 /Составитель Е.Р. Яхонтов. - С¬Пб.: Федераци баскетбола Санкт-Петербурга, 1997. - 64 с.
12. Методические материалы: Бюллетень №6 /Составитель Е.Р. Яхонтов. - С¬Пб.: Федераци баскетбола Санкт-Петербурга, 1997. - 63 с.
13. Методические материалы: Бюллетень №7 /Составитель Е.Р. Яхонтов. - С-
Пб.: Федераци баскетбола Санкт-Петербурга, 1998. - 63 с.
14. Методические материалы: Бюллетень №8 /Составитель Е.Р. Яхонтов. - С¬Пб.: Федераци баскетбола Санкт-Петербурга, 1998. - 63 с.
15. Методические материалы: Бюллетень №9 /Составитель Е.Р. Яхонтов. - С¬Пб.: Федераци баскетбола Санкт-Петербурга, 1998. - 63 с.
16. Методические материалы: Бюллетень №10 /Составитель Е.Р. Яхонтов. - С¬Пб.: Федераци баскетбола Санкт-Петербурга, 1998. - 63 с.
17. Методические материалы: Бюллетень №11 / Составитель Е.Р. Яхонтов. - С-Пб.: Федерация баскетбола Санкт-Петербурга, С.-Петербургская
государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2004. - 90 с.
18. Методические материалы: Бюллетень №12 / Составитель Е.Р. Яхонтов. - С-Пб.: Федерация баскетбола Санкт-Петербурга, С.-Петербургская
государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2004. - 90 с.
19. Методические материалы: Бюллетень №13 / Составитель Е.Р. Яхонтов. - С-Пб.: Федерация баскетбола Санкт-Петербурга, С.-Петербургская
государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 118 с.
20. Методические материалы: Бюллетень №14 / Составитель Е.Р. Яхонтов. - С-Пб.: Федерация баскетбола Санкт-Петербурга, С.-Петербургская
государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 118 с.
21. Некоторые рекомендации для тренеров, работающих с группами начальной подготовки по баскетболу: Методические рекомендации /Пер. с англ. Е.А. Черновой. - Самара: РФБ, 2002. - 79 с.
22. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. - 5-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2010. - 336 с.
23. Нестеровский Д.И. Теория и методика баскетбола: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Д.И. Нестеровский. - 6-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 352 с.
24. Сортэл Н. Баскетбол: первые шаги / Н. Сортэл, пер. с англ. - М.: ООО
"Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002. - 240 с.
25. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова.- 2-е изд. - М: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.
26. Теория и методика спортивных игр: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [Ю.Д. Железняк, Д.И. Нестеровский, В.А. Иванов и др.]; под ред. Ю.Д. Железняка. - 8-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 464 с.
27. Фенин В.И. Некоторые аспекты индивидуальной игры баскетболистов в защите: Метод. рекомендации / В.И. Фенин- М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 26 с.
28. Фрейзер Уолт «Клайд». Баскетбол / Уолт «Клайд» Фрейзер, Алекс Сэчер; пер. с англ. Р.А. Цфасмана. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 348 с.
29. Чернова Е.А. Упражнения и игры с мячами в системе подготовки баскетболистов: Метод. Пособие / Е.А. Чернова, В.С. Кузнецов. - М.: РФБ, 2003. - 102 с.
30. Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под ред. Е.Р. Яхонтова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 175 с.
31. Яхонтов Е.Р. Факторная структура начальной подготовки баскетболистов / Е.Р. Яхонтов, Г.Н. Григорьев // Теория и практика физ. Культуры . - 1976. - №12. - С. 27-29.
32. Яхонтов Е.Р. Индивидуальные упражнения баскетболиста / Е.Р. Яхонтов, Л.С. Кит. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 71 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ