Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

Работа №157652

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы146
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование взаимосвязи стиля семейного воспитания и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников 10
1.1 Общая характеристика стилей семейного воспитания 10
1.2 Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного
возраста в коллективе, социометрический статус ребенка в группе сверстников 33
1.3 Характер влияния стиля семейного воспитания на межличностные
отношения детей со сверстниками и на их социометрическим статус в
коллективе 45
Выводы по главе 53
Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи стилей семейного воспитания и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников 56
2.1 Организация исследования взаимосвязи стилей семейного воспитания и
социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников 56
2.2 Констатирующий этап: диагностика стиля семейного воспитания и
социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста 63
2.3 Программа формирования конструктивного стиля семейного воспитания и изменения социометрического статуса детей старшего дошкольного
возраста 73
2.4 Контрольный этап: повторная диагностика социометрического статуса
детей старшего дошкольного возраста и стиля семейного воспитания 90
Выводы по главе 97
Заключение 101
Библиографический список 108
Приложение 111

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время все чаще наблюдаются случаи неблагоприятного социометрического статуса дошкольников. Ребенок не может установить отношений со сверстниками, вынужден играть в одиночестве, часто конфликтует с другими детьми. Вследствие этого у него формируется эмоциональное неблагополучие, тревожность.
Причины подобного поведения могут быть разными, но, принимая во внимание то, что опыт общения закладывается в семье, закономерно предположить влияние стиля семейного воспитания на общение со сверстниками.
Большое значение и актуальность приобретает стиль семейного воспитания и изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности, от того, какой социометрический статус занимает ребёнок в детском коллективе будет зависеть его психоэмоциональное состояние. При этом стиль семейного воспитания оказывает определенное воздействие на осознание ребенком самого себя и позиционирование в группе сверстников, то есть прослеживается взаимосвязь стиля семейного воспитания и социометрического статуса ребенка дошкольного возраста в группе сверстников, что актуализирует настоящие исследования.
Основным воспитательным институтом является семья, в которой воспитывается ребенок. Именно родители с самого рождения находятся рядом с ребенком и воспитывают его, формируя его личность. Приходя в детский коллектив, дети начинают демонстрировать и проявлять свой характер, свои манеры и умения общаться друг с другом. Социометрический статус ребёнка в коллективе напрямую зависит от семейного воспитания и от того, какие навыки общения и манеры заложили родители в структуру личности своего ребёнка, влияет на его статус в коллективе.
Каждая семья воспитывает своего ребенка по-разному, используя те или иные принципы воспитания. Кто-то воспитывает ребёнка придерживаясь гуманистических принципов, кто-то же применяет грубые методы; в какой-то семье ребёнок эмоционально устойчив и жизнерадостен, в какой-то же испытывает дискомфорт и прибывает в состоянии тревоги. Все это зависит от того, какого воспитательного стиля придерживается семья.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков, как нашей страны, так и зарубежных ученых. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами. В связи с этим затрагиваются некоторые сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
Исследованию влияния семейного воспитания на психическое и интеллектуальное развитие ребенка были посвящены работы педагогов Е.И. Морозовой, Л.К. Сидоровой, психологов М.И. Лисиной, А.В. Петровского, А.М. Прихожан и др.
Значительное внимание в исследованиях ученых уделяется семьям, в которых ребенок (дети) воспитывается только одним родителем. Процессам функционирования полных и неполных семей в России посвящены труды И.Е. Забелина, И.Г. Киселевой, Н.И. Костомарова, В.Ю. Крупнянской, Ю.М. Лотмана, Н.С. Полищук, Б.М. Фирсова.

исследования западные психологи различных направлений и ориентаций (А. Адлер, Дж. Боулби, Р. Дрейкус, К. Роджерс, А. Фрейд, Э. Эриксон и др.).
Исследования психологов показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.
Под влиянием стиля воспитания формируется личность ребенка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неконструктивного стиля семейного воспитания ведет к возникновению тревожности у ребенка и развитию неблагоприятного социометрического статуса.
Таким образом, на основе вышеизложенного была определена цель исследования - изучить взаимосвязь стиля семейного воспитания и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.
На основе цели были определены следующие задачи:
1. Осуществить анализ литературных источников по проблеме исследования с целью выявления теоретических основ.
2. Определить методы исследования и подобрать диагностические методики.
3. Исследовать стиль семейного воспитания родителей и социометрический статус детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести корреляционный анализ взаимосвязи параметров стиля семейного воспитания и статуса ребенка в детском коллективе.
5. Выделить этапы формирующей работы с родителями и детьми в рамках данного исследования и проверить эффективность формирующей работы....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под стилем семейного воспитания понимают - наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. Изучением стилей семейного воспитания и их типологией занимались такие авторы, как А.Я. Варги, А.И. Захарова, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса,
А.Л. Венгер Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, С. Броуди, Е.Е. Маккоби, В. Шутц и др.
Были изучены стили семейного воспитания: демократический, контролирующий, авторитетный, либеральный, индифферентный, тоталитарный, амбивалентный, гармоничный, дисгармоничный,
конструктивный, неконструктивный.
Было рассмотрено определение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, социометрический статус в группе сверстников. Изучением межличностных отношений и социометрическим статусом занимались такие авторы, как: В.М. Холмогорова, Т.А. Репина Е.О. Смирнова, Н.А. Волобуева, Т.В. Климова, В.М. Ширшова и др.
Рассмотрев статусные положения можно сделать выводы о том, какие из них являются благоприятными и неблагоприятными. Дети с благоприятным социометрическим статусом («звезды», «предпочитаемые») обладают такими качествами как эмоциональная лабильность; положительное отношение; живое воображение; демонстративность; импульсивность; настороженность; общительность; потребность в общении; способность быть сильным, могущим что-либо сделать.
Дети, стиль воспитания в семье у которых основывался на взаимоуважении и любви к друг другу, принятии всеми членами семьи друг друга не испытывают особых трудностей во взаимоотношениях со сверстниками и занимают положительные социометрические статусы в группе, такие дети уверенны в себе, инициативны, обладают чувством собственного достоинства.
Во второй главе была представлена экспериментальная выборка. В эксперименте участвовало 30 детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и 30 родителей (мам).
Для изучения стиля семейного воспитания и социометрического статуса ребенка в группе сверстников были подобраны следующие методы и методики: «Секрет» («Подарок») разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой; «Капитан корабля»; опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ); методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).
Для данной экспериментальной выборки характерны все типы социометрического статуса: «звезда», «предпочитаемые», «незамечаемые», «отверженные».
Для данного исследования важно показать взаимосвязь стиля семейного воспитания и социометрического статуса ребенка старшего дошкольного возраста.
Таким образом, было установлено, что социометрический статус ребенка в группе сверстников зависит от того, в какой степени он принимается своими родителями, чем выше принятие, тем выше социометрический статус, чем благоприятнее эмоциональный фон общения и взаимодействия в семье дошкольника, тем выше его социометрический статус. Также выявлена связь социометрического статуса с эмоциональной поддержкой родителя. Чем выше эмоциональная поддержка родителя, тем выше социометрический статус ребенка. Социометрический статус ребенка связан с умением родителя воздействовать на эмоциональное состояние ребенка: ребенок с высоким социометрическим статусом более управляем, более адекватно реагирует на воздействия из вне, нежели тот, кто не получает умелых воздействий со стороны родителей. Также выявлена прямая корреляционная связь социометрического статуса ребенка с отношением к себе как к родителю, стремлением родителя к телесному контакту и ориентацией родителя на состояние ребенка при построении взаимодействия.
Была разработана программа по формированию у родителей конструктивного стиля семейного воспитания, а также по изменению социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста в группе сверстников.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтвердилась.


1. Attachment Theory and Parenting Styles [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://hubpages.com/education/attachement-theory-and-
parenting-styles
2. Parenting style [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.psych-it.com.au/psychlopedia/article.asp?id=260
3. Акулова, Е.Ф. Социально-педагогическое сопровождение воспитания дошкольников в семье / Е.Ф. Акулова // Наука, образование, общество. - 2015. - № 1 (3). - С. 66-74.
4. Алексеева, Н.М. Социометрический статус дошкольника [Электронный ресурс]: сайт «Радужное детство» / Н.М. Алексеева. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/ninaalexeeva2011/glavnaa-stranica
5. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб. пособие
[Электронный ресурс] / Т. В. Андреева. - Режим доступа: http: //www.klex .ru/3db
6. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. - М.: Владос, 2005. - 24 с.
7. Бандура А. Теория социального научения. - СПб: Питер, 2003. - 362 с.
8. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка. - М.: Высшая школа, 2012. - 327 с.
9. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - М.: Приор, 2014. - 320 с.
10. Белогай К.Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношений // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 4. - С. 12-23.
11. Бене Е. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - № 2. - С. 14-41.
12. Богданова О.А. Проблемные формы межличностных отношений
дошкольников [Электронный ресурс]. - Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок» / О.А. Богданова. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/625645/
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПБ.: Питер, 2008. - 400 с.
14. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: краткий
лекционный курс. - СПб: Речь, 2005. - 287 с.
15. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 310 с...75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ