Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И АКЦЕНТУАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №157647

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы104
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОНЯТИЙ «ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» И «АКЦЕНТУАЦИИ» 8
1.1. Сущность понятия «девиантное поведение» и характеристика основных его
проявлений в подростковом возрасте 8
1.2. Акцентуации подростков 22
1.3. Возрастно-психологические и личностные особенности подростков, склонных
к девиантному поведению 33
Выводы по Главе 1 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПА АКЦЕНТУАЦИЙ С ФОРМАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
ПОДРОСТКОВ 42
2.1. Организация и методы исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования 50
2.3. Рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с подростками с выраженными акцентуированными типами, способствующие профилактике
склонности к девиантному поведению 70
Выводы по Главе 2 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 100

Подростковый период - один из сложных периодов в жизни каждого человека, ведь в данном возрасте происходят не только физические изменения, но и изменения в психике. Именно в этом возрасте чаще всего проявляются акцентуации, которые характеризуются, как крайний вариант нормы, при котором некоторые черты характера чрезмерно усилены. Знание причин возникновения акцентуаций, формы проявления помогают психологам эффективно выстраивать работу с подростками, предупредить в будущем возникновение девиации.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ООО) одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования является формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; однако нарушения в поведении значительно затрудняют приспособление индивида к условиям жизни в обществе и могут быть причиной несформированности коммуникативной компетентности, а также социальной дезадаптации [1].
Нарушения поведения у подростков стало чрезвычайно актуальной проблемой за последнее десятилетие, их относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретают патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Современная социальная жизнь предъявляет нервной системе подростка гораздо более высокие требования, чем полвека назад.
Работы М. Вебера, Л.С. Выготского, Д. Долларда, Э. Дюркгейма, И.С. Кона, О. Конта, Ч. Ломброзо, К. Лоренса, Д. Матза, Р. Мертона, Дж. Мида, Т. Парсонса, А.В. Петровского, Г. Сайка, Г. де Тарда, З. Фрейда, У. Шелдона стали теоретической основой данного исследования, которое фокусируется на проблеме
девиантного поведения. Кроме того, вклад К. Леонгарда, А.Е. Личко, Г. Шмишека всецело отражает проблему акцентуаций.
Девиантное поведение трактуется Н.Р. Сидоровым, как поведение индивида, последовательно разрушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит. Психологической основой девиантного поведения индивида являются некоторые характерные особенности динамической системы его смысловых отношений к окружающим людям и к себе [48].
Проблема девиантного поведения вызывает интерес исследователей - представителей различных областей научного знания. Так Ч. Ломброзо, У. Шелдон связывают девиантное поведение человека с особенностями строения его тела. Используя антропометрический метод, Ломброзо выделял основные физиологические характеристики, присущие людям с девиантным поведением. М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Д. Матза, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, Г. Сайк, Г. де Тард, и ряд других исследователей видели причину девиантного поведения в несоответствии социальных норм и ожиданий общества. Девиации рассматривались, как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общества. Д. Доллард, К. Лоренс, З. Фрейд говорили об агрессии, как о некой энергии, которая, накапливаясь в нервной системе внутренним напряжением, может явиться причиной девиантного поведения личности [25].
Среди отечественных психологов проблему девиантного поведения изучали Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.В. Петровский и другие. Как и зарубежные исследователи, они находили причину девиантного поведения в социальной среде индивида, а также выделяли роль семьи в формировании девиаций [10; 22; 26].
Немецкий психиатр К. Леонгард считал, что отклонения в поведении, суицидальные наклонности, вандализм и другие виды девиантного поведения могут быть следствием аномалий характера, то есть они обусловлены акцентуациями и психопатиями. Позже, опираясь на труды П.Б. Ганнушкина и К. Леонгарда, эти идеи нашли развитие в трудах А.Е. Личко, который составил собственную типологию акцентуаций. Таким образом одним из важных моментов 4
в понимании девиантного поведения подростков и определении его причин являются акцентуации характера.
Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [32].
За счет индивидуально-психологических особенностей как акцентуации, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально­коммутативной сферы, могут возникнуть устойчивые формы психосоциальной дезадаптации. Подростки с акцентуациями составляют группу повышенного риска развития расстройств психического здоровья в связи с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды или психических травм. Являясь крайними вариантами нормы акцентуации, выступают как фактор, повышающий риск развития психогенных нервно-психических расстройств или расстройств поведения.
Акцентуации рассматриваются в качестве предпосылок девиантного поведения подростков. Именно они, по мнению В.А. Аверина, делают подростковый возраст «трудным». И.А. Горькова отмечала, что, если в 1985 году акцентуации фиксировались у 52-62% социально-адаптированных подростков, то в 1989 акцентуации отмечались у 97% подростков, а в 1996 - у 96%. Таким образом, на сегодняшний день акцентуации стали характерной особенностью подросткового возраста.
В связи с этим возникает проблема взаимозависимости акцентуаций и проявления девиаций подростков.
Несмотря на накопленный в XX веке эмпирический материал, до сих пор не изучена до конца взаимосвязь акцентуаций подростков и девиантного поведения. Это связано с тем, что в современном мире достаточно разнообразны причины и факторы формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Поэтому часто бывает сложно определить истинную причину совершаемого подростком того или иного поступка. Также стоит отметить, что спектр проявлений 5
девиантного поведения очень широк, и на сегодняшний день этот перечень вариантов девиаций продолжает расширяться.
Таким образом, цель исследования - изучить взаимосвязь склонности к девиантному поведению и акцентуаций в подростковом возрасте.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время проблема изучения взаимосвязи склонности к девиантному поведению и акцентуаций в подростковом возрасте является актуальной в связи с наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания подростков.
У подростков к числу зависимых проявлений от типа акцентуаций относится: особенности протекания возрастного кризиса, неврозов и аффективных реакций. Акцентуации позволяют выявить в психике подростка уязвимые области, что способствует своевременному предотвращению или снижению остроты влияния факторов, которые в свою очередь могут вызвать психогенные реакции, что в последствии может привести к дезадаптации личности подростка.
Акцентуации рассматриваются в качестве предпосылок девиантного поведения подростков. И несмотря на накопленный в XX веке эмпирический материал, до сих пор не изучена до конца взаимосвязь акцентуаций подростков и девиантного поведения. Это связано с тем, что в современном мире достаточно разнообразны причины и факторы формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Потому часто бывает сложно определить истинную причину совершаемого подростком того или иного поступка. Также стоит отметить, что спектр проявлений девиантного поведения очень широк, и на сегодняшний день этот перечень вариантов девиаций продолжает расширяться.
Рассмотрев понятия «девиантное поведение» с точки зрения разных авторов, мы заключили, что девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки психически здорового человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.
Обращаясь к классификации девиантного поведения, опираясь на мнение Змановской, мы обозначили, что существуют определенные трудности в 96
установлении междисциплинарной классификации девиантного поведения, поскольку не существует единых и четких критериев разграничения нормы и отклонений. Однако исследователи выделяют четыре основных подхода к проблеме классификации отклоняющегося поведения: социологический, правовой, клинический, психологический. Наиболее полный и интересный метод классификации, который соответствует психологическому подходу, видов отклоняющегося поведения личности, принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А. Донских.
На основании анализа многочисленных исследований мы сделали вывод, что девиантное поведение выражается прежде всего в таких проявлениях, как агрессия, делинквентное поведение, аддиктивное поведение и суицидальное поведение.
Немецкий психиатр К. Леонгард считал, что отклонения в поведении, суицидальные наклонности, вандализм и другие виды девиантного поведения могут быть следствием аномалий характера, то есть они обусловлены акцентуациями и психопатиями.
Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий, при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. В работе мы рассматривали классификацию К. Леогарда и А.Е. Личко, однако опираемся мы на классификацию нашего отечественного психиатра и профессора А.Е. Личко.
Таким образом, мы пришли к выводу, что знание о наличии выраженных акцентуаций у подростков позволит педагогам и родителям спрогнозировать поведение подростка и поможет выстроить с ним оптимальное взаимодействие, работая с его сильными сторонами и нивелируя слабые.
На основе теоретического анализа было спланировано эмпирическое исследование, благодаря которому были получены следующие результаты:
У данных подростков превалирует такой сильно выраженный компонент агрессии, как враждебность. Наименее реже у обучающихся диагностируется сильная выраженность физической агрессии.
97
Что касается типов акцентуаций у большинства подростков, не считая смешанные типы, диагностирован истероидный тип. Также наиболее часто диагностируется такой смешанный тип, как: эпилептоидный+истероидный. Не считая смешанных типов, наиболее редко диагностируются сенситивный, астено- невротический, лабильный, циклоидный и неустойчивый типы.
Если говорить про наиболее высокую выраженность склонности к девиантному поведению, то у большинства респондентов высокий уровень выраженности наличествует по такой склонности к девиантному поведению как социально обусловленное поведение .
Для выявления взаимосвязи склонности к девиантному поведению и акцентуаций в подростковом возрасте у подростков был проведен корреляционный анализ, который показал следующее:
Склонность к зависимому поведению положительно коррелирует с циклоидным и неустойчивым типом. Склонность к делинквентному поведению положительно коррелирует с эпилептоидным и неустойчивым типом. Помимо это эпилептоидный тип акцентуации положительно коррелирует с компонентом агрессии - гнев. Склонности к аддитивному поведению и к суицидальному поведению положительно коррелируют с астено-невротическим типом акцентуации, а также положительная корреляция с данным типом акцентуации обнаружена с таким компонентом агрессии, как враждебность.
По результатам корреляционного анализа было выявлено, что у таких типов акцентуаций, как гипертимный, лабильный, сенситивный обнаружена
отрицательная корреляционная связь со склонностью к зависимому,
делинквентному и социально-обусловленному поведению. Помимо этого, отрицательная корреляционная взаимосвязь склонности к зависимому поведению обнаружена с такими типами, как психастенический, эпилептоидный и истероидный. Если говорить про склонность к социально обусловленному поведению, то удалось выявить отрицательную корреляционная взаимосвязь с истероидным типом. Склонность к суицидальному поведению также отрицательно коррелирует с сенситивным и истероидным типами акцентуаций....


1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 08.11.2022). Документы. URL: https://lyl.su/oh5 (дата обращения: 10.03.24).
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. 379 с.
3. Антипова Е.А., Ларионова А.В., Орлова В.В. Деструктивное поведение в проблемном поле гуманитарной науки // Векторы благополучия: экономика и социум. Томск: ТПУ, 2020. №4. С. 128-137.
4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 512 с.
5. Белинская А.Б. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя: педагогическая конфликтология: учеб. пособие для среднего профессионального образования. 2-е изд. М.: Юрайт, 2023. 206 с.
6. Беличева С.А. Характеристика современного состояния проблем девиантного поведения несовершеннолетних и пути ее решения // Проблемы социальной работы в России: материалы первой национальной конференции. М.: Ин-т соц. работы, 1995. С. 91-95.
7. Белов В.Г., Ельшибаева К.Г., Парфенов Ю.А., Шахов Д.В. Возрастная специфика зависимого поведения человека // Власть и управление на Востоке России. 2012. №4. С. 100-105.
8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм- Еврознак, 2001. 512 с.
9. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / под ред. канд. мед. наук С.Н. Бокова. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. Т. 2. 448 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. 368 с.
11. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2004. 320 с.
12. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
13. Жезлова Л.Я. Сравнительно-возрастные аспекты суицидального поведения детей и подростков // Актуальные проблемы суицидологии. Труды Московского НИИ психиатрии. 1981. Т. 92. С. 124-133.
14. Жуков Д.А., Григоренко О.Н. Социальные нормы как регулятор общественных отношений // Colloquium-journal. 2021. №33. С. 10-11.
15. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. 4-е изд., расш. М.: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с....52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ