Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение языковой способности и речевой компетенции учащихся средней и старшей школы

Работа №157645

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


На сегодняшний день изучение такого феномена как языковое сознание представляет большой интерес для специалистов различных отраслей научного знания - психологии, психолингвистики, нейролингвистики и возрастной лингвистики.
Сознание является одним из главных и центральных объектов изучения психолингвистики, в то время как термин «языковое сознание» используется для определения тех совокупных представлений о реальности, которые формируются у человека-носителя определённой языковой культуры при использовании самого языка в процессе речи. Понятие языкового сознания описывает сложный механизм интеграции психологической и лингвистической составляющих речевой деятельности.
На данном этапе развития психолингвистики принципальныхм является положение о неразрывности взаимосвязи механизмов мышления, речевой деятельности, восприятия, которые обусловливают и проявление языковой способности, и уровень речевой компетенции, и структуру языкового сознания индивида [Бутакова, 2010].
Данная работа посвящена изучению языковой способности и речевой компетенции учащихся средней и старшей школы.
Актуальность исследования заключается, прежде всего, в том, что происходящие социально-политические и культурные изменения в современном мире ведут за собой и изменения восприятия социальной реальности, что не может не отразиться на языковой системе в целом и в частности на языковом сознании, одними из важнейших компонентов которого являются языковая способность и речевая компетенция.
Объект исследования - языковое сознание учащихся средней и старшей школы. Предмет исследования - языковая способность и речевая компетенция как компоненты языкового сознания школьников среднего и старшего звена.
Цель работы - описать развёртывание языковой способности и речевой компетенции как компонентов языкового сознания учащихся средней и старшей школы на основе анализа текстов сочинений.

Введение 4
Глава I. Изучение языковой способности и речевой компетенции как составляющих языкового сознания индивида 7
1.1. Понятие языкового сознания и регионального языкового сознания 7
1.2. Языковая способность и речевая компетенция как компоненты языкового
сознания индивида 13
1.4. Основные параметры дискурсивной оценки текстов 18
1.4.1. Предметная составляющая текстов 27
1.4.2. Текст с точки зрения использования образных средств и наличия оценки. Эмоционально-смысловая доминанта
текста 29
1.5. Речевые ошибки как проявление механизмов речемыслительной
деятельности 35
Глава II. Изучение языковой способности и речевой компетенции учащихся средней и старшей школы на основе анализа текстов сочинений 49
2.1. Описание сочинений учащихся по основным параметрам дискурсивной
оценки текстов 51
2.1.1. Описание сочинений учащихся средней школы 51
2.1.2. Описание сочинений учащихся старшей школы 63
2.2. Предметная составляющая текстов сочинений учащихся 76
2.3. Количественный анализ состава текстов сочинений учащихся 79
2.4. Анализ текстов сочинений учащихся с точки зрения использования образных средств, наличия оценки и эмоционально-смысловой доминанты.84
2.5. Речевые ошибки в текстах сочинений учащихся 89
2.5.1. Речевые ошибки в текстах сочинений шестиклассников 90
2.5.2. Речевые ошибки в текстах сочинений старшеклассников 95
Заключение 100
Литература 103
Приложение 108

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный этап развития психолингвистики характеризуется интересом к языковой личности носителя и к результатам его речевой деятельности. Как показал анализ теоретической литературы по данной теме, в основном исследуется ценностный аспект языкового сознания (Р.М. Фрумкина, С.П. Васильева, Н.В. Уфимцева). В то же время работы, посвящённые анализу продуктов речевой деятельности, чаще всего опираются на материал, полученный в процессе эксперимента от групп носителей дошкольного возраста. Однако в последнее время интерес к развитию компонентов языкового сознания носителей других возрастных групп только растёт: В.И. Пищальникова занималась исследованием процессов семантизации, Л.О. Бутакова в региональном экспериментальном исследовании языкового сознания проанализировала репрезентацию языковой способности и речевой компетенции школьников и студентов.
В данной работе помимо обобщения теоретического материала, посвящённого проблемам изучения языкового сознания и его компонентов (работы В.И. Пищальниковой, Е.Ф Тарасова, А.Н. Леонтьева и А.А. Леонтьева), был проведён комплексный анализ продуктов речевой деятельности школьников г. Красноярска (6 и 10-11 классы) с применением положений, выдвинутых Н.С. Болотновой (основные категории и параметры текста), И.Н. Гореловым и К.Ф Седовым (коммуникативные стратегии), Н.И. Жинкиным (предметные компоненты высказывания), Л.О. Бутаковой (количественный состав высказывания), В.П. Беляниным (эмоционально¬смысловая доминанта текста), О.В. Кукушкиной (психолингвистическая классификация речевых ошибок).
Результаты анализа показали, что языковая способность и речевая компетенция формируются постепенно, согласно логике развития психики ребёнка (памяти, представления, мышления и речи). Сочинения шестиклассников характеризуются простотой содержания и использованием относительно несложных, хорошо знакомых конструкций. При этом иногда наблюдается нарушение структурирования и синтаксирования, членения текста на высказывания, отдельные предложения, абзацы, нарушение логики построения речевого произведения (до такой степени, что порой сочинение напоминает единый поток «мысли», когда один компонент смысла трудно отделим читателем от другого в формальном и семантическом плане). Текст шестиклассника меньше с точки зрения количественного состава, реже соответствует языковой норме, содержит смешение средств разговорного и книжного стиля. Однако отдельные испытуемые демонстрируют способность к анализу, синтезу, более глубокой рефлексии, нормативности, чёткой структуризации высказывания, от стратегии «описания» мира они переходят к стратегии «познания» мира.
В то же время сочинения старшеклассников больше по объёму и сложнее по структуре. Хотя в них также смешиваются элементы разных стилей, испытуемые демонстрируют стремление выстраивать высказывание согласно литературной норме. Отбор предметных компонентов, структурирование и синтаксирование происходят согласно интенции и стратегии автора, соблюдается членение текста, расширяется объём средств, используемых для поддержания локальной связности. Многие старшеклассники переходят к стратегии «анализа» мира, их текстам присуща оценочность и эмоциональность, образность, актуализация разнообразных концептов, что также выражается в расширении используемых эмоционально-смысловых доминант. Однако чем сложнее становится структура высказывания, тем больше ошибок совершают испытуемые. Это, в свою очередь, требует совершенствования методики преподавания русского языка, в особенности таких разделов, как «Морфология» (темы «Деепричастие», «Причастие») и «Синтаксис» (темы «Причастный оборот», «Деепричастный оборот»), «Лексикология» (работа с семантикой многозначных слов, паронимов, с сочетаемостью лексических единиц). Коррекция и предупреждение ошибок, вызванных спецификой работы операционально-действенных механизмов речевой деятельности, могут проводиться через развитие психических функций, отвечающих за процессы осмысления и вербальной реализации компонентов смысла (долговременная, кратковременная и оперативная память, формальное операциональное и абстрактное мышление).
В дальнейшем данное исследование «по горизонтали» (несколько групп испытуемых разного возраста в конкретный год обучения) можно дополнить пролонгированным исследованием «по вертикали», когда в качестве испытуемых выступают члены одной и той же группы, но при этом берутся результаты за несколько лет обучения в школе. Это даст более полную картину развития механизмов языковой способности и речевой компетенции.



1. Баженова Е.А., Котюрова М.П. Текст// Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ Под. ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 528-533.
2. Баранов А.Г. Когниотипичность текста (к проблеме уровневой абстракции текстовой деятельности)// Жанры речи. Вып. 1. - Саратов, 1997.
3. Баранов Р.Е. Пособие по русскому языку с основами языкознания. - М.: МГПУ, 2015. - 149 с.
4. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики (Модели мира в литературе). - М.: Тривола, 2000. - 248 с.
5. Белянин В.П. Эмотивность и доминанта художественного текста// Виноградовские чтения. Когнитивные и культурологические подходы к языковой семантике. - М., 1990.
6. Братухина И.А. Когнитивная типология речевых ошибок// Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс. Под ред. доц. Антипова А.Г. - Кемерово, 2002. - 322 с.
7. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М.,1998. - 336 с.
8. Бутакова Л.О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка (региональное экспериментальное исследование). Монография. - Омск: ОмГУ, 2010. - 160 с.
9. Бутакова Л.О. Языковая способность и речевая компетенция школьников: анализ сформированности когнитивных механизмов// Вестник ВолГУ. Серия
2. Языкознание, 2016, Т. 15. №4, - С. 40-52.
10. Бутакова Л.О. Языковая способность, речевая компетенция в формате не- /естественной письменной речи (на материале сочинений школьников)// Вестник Кемеровского гос. ун-та. 2016. №3. - С. 101-110. Васильева С.П. Динамика ценностных смыслов ассоциативного поля «Мир» в региональном языковом сознании сибиряков // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2017. № 2 (62). С. 19 - 26.
11. Васильева С.П. Динамика ценностных смыслов ассоциативного поля «Мир» в региональном языковом сознании сибиряков // Политическая лингвистика. Екатеринбург, 2017. № 2 (62). С. 19 - 26.
12. Васильева С.П., Васильев А.Д., Мамаева Т.В., Устьянцева Е.В. Базовые ценности регионального языкового сознания русских Приенисейской Сибири: монография/ отв. ред. С.П.Васильева: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 180 с.
13. Васильева С.П., Ильина А.Г. Эстетические ценности в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири// Политическая лингвистика №4, 2013. - С. 172-176.
14. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие д. педагогических вузов. - М., Высш. шк., 2001. - 288 с.
15. Владимирская О.И. Теория поэтического языка. - М., 1995...59


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ