Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Феноменология когнитивного стиля 8
1.2. Когнитивный стиль «полезависимость/поленезависимость» 13
1.3. Особенности развития личности в подростковом возрасте 30
1.4. Анализ данных исследований когнитивной сферы подростков 42
Глава 2. Изучение связи когнитивного стиля
«полезависимость/поленезависимость» с характеристиками личности подростков
2.1. Описание процедуры и методов исследования 52
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 56
Выводы 69
Заключение 71
Список используемых источников 72
Приложение 1 76
Приложение 2 81
Многими исследователями отмечается серьезный разрыв между психологией личности и психологией познавательных процессов [27, 29, 37]. В исследованиях познавательных процессов зачастую личность оказывается вне содержательного поля исследований, в то время как изучение личности пренебрегает конкретикой познавательных функций. Однако как бы ни были описаны особенности тех или иных познавательных процессов, сами по себе они или их определенная организация не способны действовать в предметном мире [27].
Преодоление существующего разрыва осуществляется в исследованиях личностной обусловленности психических функций. В настоящее время укрепляется научная позиция, утверждающая ведущую роль когнитивных процессов в понимании психического функционирования человека [31]. Вместе с тем, вопрос о соотношении когнитивных и личностных характеристик в психической структуре субъекта остаётся малоизученным и дискуссионным. Вопросы, прежде всего, возникают в отношении места и роли когнитивных стилей в психическом строении личности.
Поиск ответов на все эти вопросы происходит в рамках новой структурно-интегративной методологической парадигмы в психологии, ориентированной на объяснение наблюдаемых психических свойств (в том числе стилевых) на основе анализа особенностей структурной организации индивидуального ментального опыта [36, с.359]. Все большую популярность набирает направление когнитивной психологии, изучающее когнитивные стили человека.
Термин «когнитивный стиль» используется в психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как конкретный человек воспринимает, запоминает информацию, и какой предпочитает способ решения проблем. Вместе с тем, когнитивный стиль следует отличать от когнитивной способности, он отражает не только особенности интеллекта, но и стиль деятельности, общения, направленности познавательной активности, тип адаптации.
Исследования когнитивных стилей не только раскрывают механизмы проявлений познавательной активности и специфики склада индивидуального ума, но направлены и на изучение вопросов, касающихся роли когнитивного фактора в психической организации личности и регуляции индивидуального поведения. Феномен когнитивных стилей проявляется как в факте существования индивидуального своеобразия познавательной активности, так и в индивидуальной «картине мира». Разные стили по-разному влияют на ее обогащение и объективацию. Когнитивные стили выполняют роль посредника между «ментальным миром» человека и «миром реальности», обеспечивая такое уникальное человеческое качество, как «индивидуальность творческого ума» [36].
Отметим, что на сегодняшний день нет единой теоретической концепции, описывающей и объясняющей взаимодействие параметров когнитивных стилей и различных свойств индивидуальности. Есть немногочисленные эмпирические исследования, направленные на изучение взаимосвязей когнитивных стилей и свойств личности. Такие исследования, как правило, проводились без учёта возрастных особенностей и возрастных изменений. Поэтому существует потребность в получении именно такого рода данных в формировании научных представлений о том, как отражаются возрастные особенности на характере взаимосвязей определённых параметров когнитивных стилей с личностными характеристиками и свойствами. Изучение этой проблемы может прояснить целый круг вопросов, связанный как с природой когнитивных стилей, так и с индивидуально - личностными особенностями и индивидуально-психологическими различиями [31].
Одним из наиболее изученных параметров когнитивного стиля является полезависимость, где под «полем» понимается актуальная психологическая ситуация, в которой находится индивид. Различия в характеристиках полезависимых и поленезависимых индивидов определяется способностью «отходить» от контекста и обладать относительной свободой от воздействия внешних референтов. В ряде исследований (Уиткин Г., Палей А.И., Егорова М.С., Холодная М.А.) показана связь этого когнитивного стиля с общением, отношением к конфликтам и социальным ситуация, а также с некоторыми личностными характеристиками.
Что касается подросткового возраста, то он оказывается практически не изученным в рамках исследований когнитивных стилей. Единственное исследование, которое располагает данными о когнитивно-личностных соотношениях при вступлении в пубертат, указывает на увеличение генетической составляющей в вариативности вербальных способностей и индуктивного мышления от 12-13 лет к 16-18 годам [12].
Как отмечают М.С. Егорова, Н.М. Зырянова и др., изменение генотип- средовой обусловленности показателей интеллекта является следствием перестройки когнитивной сферы подростков, которая сопутствует общим пубертатным изменениям, проявляющимся в личности подростка [12].
Целью данного исследования является изучение связи когнитивного стиля подростков с характеристиками их личности для использования диагностических данных в работе педагога-психолога при решении вопросов личностного развития, успешности учебной деятельности и определения оптимальных условий обучения и воспитания подростков.
Объектом исследования являются показатели полезависимости/поленезависимости подростков и характеристики их личности.
Гипотеза: существует связь когнитивного стиля подростков «полезависимость/поленезависимость» с такими характеристиками личности, как мотивация достижения, стратегии преодоления трудностей, механизмы психологической защиты и толерантность к неопределенности.
Для реализации цели исследования в ходе его проведения решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические и эмпирические данные по
вопросам феноменологии когнитивных стилей, содержания
«полезависимости/поленезависимости», особенностей развития личности и когнитивной сферы в подростковом возрасте.
2. Подобрать диагностический инструментарий для диагностики когнитивных стилей и характеристик личности подростков.
3. Провести диагностическое исследование, проанализировать полученные результаты, интерпретировать выявленные связи, сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы такие диагностические методики, как:
- методика «Фигуры Готтшальдта» для изучения показателей полезависимости/поленезависимости;
- методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Нормана, Д.Ф. Эндлера (адаптированный вариант Т.А. Крюковой);
- тест изучения механизмов психологической защиты Р. Плутчика (адаптация Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.);
- тест-опросник А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед- Эминова) для измерения мотивации достижения;
- шкала толерантности к неопределённости Д. Мак-Лейна (версия Е.Г. Луковицкой).
В качестве методов математической статистики были использованы Т- критерий Стьюдента и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В исследовании приняли участие 29 подростков (возраст 15-16 лет).
С конца прошлого века активизировались исследования когнитивных стилей личности, и сейчас такие исследования являются одним из приоритетных направлений в отечественной и зарубежной психологии.
Под когнитивными стилями принято понимать присущие человеку индивидуально-своеобразные способы переработки информации о наличной ситуации и о своем окружении. Проблематика когнитивных стилей - ее история, феноменология, становление и развитие основных теоретических положений - представляет особый интерес для современной психологии.
Психология когнитивных стилей остается пока еще мало разработанной областью исследований, до сих пор находящейся в стадии своего становления. На сегодняшний день нет единой теоретической концепции, описывающей и объясняющей взаимодействие параметров когнитивных стилей и различных свойств индивидуальности. Есть небольшое число исследований взаимосвязей когнитивных стилей и свойств личности. Но такие исследования проводились без учёта возрастных особенностей личности. Поэтому существует потребность в получении научных представлений о том, как отражаются возрастные особенности на характере взаимосвязей определённых параметров когнитивных стилей с личностными характеристиками и свойствами.
Выбор возраста респондентов в нашем исследовании обусловлен тем, что подростковый возраст практически не изучен в рамках исследований когнитивных стилей, в то время, как общие пубертатные изменения обусловливают перестройку когнитивной сферы подростков, которая сопутствует изменениям и в личности подростка. Результаты проведенного нами исследования указывают на то, что выработка моделей формирования и развития личностных качеств и социальной активности в подростковом возрасте должна осуществляться с учетом когнитивного стиля.
1. Алексапольский A.A. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: Дисс. ... канд. психол. наук. - М.: Институт психологии РАН. 2008. - 148 с.
2. Аллахвердов В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания // Когнитивные стили. - Таллин, 1986. - C. 17-20.
3. Беловол Е.В. Измерение когнитивного стиля
полезависимость/поленезависимость: методы, психометрические
характеристики, сравнительный анализ. - М.: «Северо-принт», 2006. - 112 с.
4. Божович Л.И. Подростковый возрастhttps://psyera.ru/4605/l-i-bozhovich-podrostkovyy-vozrast
5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей - М.: Издательство: МГУ, 1990. - 134 с.
6. Виноградова Л.А. Интеллектуальный контроль как фактор преодоления эмоционально-трудной ситуации // Психол. журн. 2004. Т. 25. № 5. - С. 21-28.
7. Воробьёва Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. Ростов н/Д: РГУ. 2007. - 47 с.
8. Головина Е.В. Категория «уверенность в себе» как когнитивный конструкт личности // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 160-187.
9. Дубровина И.В., Круглов Б.С. и др. Особенности обучения и психического развития школьников 12-17 лет - М.: Педагогика, 1998. - 192 с.
10. Дудорова Е.В. Интеллект как процесс и знание в области культуры: когнитивные, личностно-мотивационные и продуктивные аспекты: Дис. ... канд. психол. наук. - Пермь, 2005. - 153 с.
11. Е.А. Карасева Когнитивные стили в психокоррекционном взаимодействии с подросткамиhttp://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/karase01.pdf
12. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Малых С.Б., Мешкова Т.А.,
Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д. Генетические и средовые детерминанты когнитивного развития: лонгитюдный анализ.
http: //www.psychology.ru/library/00071. shtml
13. Иванов П.Н. Влияние некоторых индивидуально -
психологических особенностей на процесс общения. Дис. . канд. психол. наук. - М.: МГУ, 1985. -112 с.
14. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - Спб.: Питер, 2004. - 701 с.
15. Карпова Е.В., Яблокова А.В. Когнитивные стили: история вопроса и новые проблемы - Ярославский педагогический вестник - 2016. №6.https://cyberleninka.ru/article/v/kognitivnye-stili-istoriya-voprosa-i-novye-problemy
16. Крюкова Т.Л. Возрастные и культурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. № 2. - С. 5 - 15.
17. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы - Кострома: КГУ им. Некрасова, 2010. - 64 с.
18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
19. Локалова Н.П. Системообразующая роль когниций в общей структуре личности // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. 2007. № 4. - С. 51-53.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. - М.: Академия, 2010. - 452 с.
21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Россия, 2011. - 414 с.
Т1. Овсянникова В.В. Когнитивные стратегии распознавания эмоциональных состояний // Сибирский психологический журнал № 25, 2007. - С. 40-46.
23. Пиаже Ж. Психология интеллекта - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
24. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2001. - 720 с.
26. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта //
Автореферат дисс. ... докт. психол. наук - М., 2001.
http://irbis.gnpbu.ru/Aref 2001/Selivanov V V 2001 .pdf
27. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта: Дисс. . докт. психол. наук. - Смоленск: СмолГУ, 2001. - 382 с.
28. Семяшкин A.A. Влияние гендера и мотивации достижения на соотношения когнитивных стилей и психодинамических свойств личности // Вестник Якутского государственного университета. 2009. Том 6. № 4. - С. 96-103.
29. Семяшкин A.A. Научно-теоретическая значимость исследования когнитивно-стилевой сферы человека // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 22-24 апреля 2010 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О.Ю. Щелковой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - С. 447-449.
30. Семяшкин А.А. Связь когнитивно-стилевых параметров с мотивационно-личностными и индивидуально-типическими особенностями у мужчин и женщин // Вестник Новгородского государственного университета. 2010 ж. № 58. - С. 72-76.
31. Семяшкин А.А. Соотношение когнитивных стилей и индивидуально-психологических особенностей личности: Дисс. . канд. психол. наук. - Москва, 2010. - 192 с.
32. Сергеев С.В. Инструменты обучающей среды: интеллект и когнитивные стилиhttps: //www.researchgate.net/publication/266117133 Instrumenty obucausej sredy intellekt i kognitivnye stili
33. Серегина Т.Н. Черты личности и когнитивный стиль (Взаимодействие и роль в успешности обучения): Дис. канд. психол. наук. - Краснодар, 2001. - 149 с.
34. Скотникова И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. - М.: Смысл, 1998. - С. 64-78.
35. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды. - М.: МПСИ, 2012.- 427 с.
36. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.
37. Холодная М.А., Берестнева О.Г., Муратова Е.А. Структура стратегий совладания в юношеском возрасте (к проблеме валидности опросника «Юношеская копинг-шкала»). Вопросы психологии - 2007. № 4. - С. 143 - 156.
38. Черткова Ю.Д. Природа межиндивидуальной изменчивости когнитивных характеристик в подростковом возрасте. Дис. канд. психол. наук. - М.: ПИ РАО, 2003. - 181 с.
39. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. - 156 с.
40. Щукин М.Р. Проблема развития стиля деятельности в свете новых факторов // Вестник ПГПУ. 2000. - № 1-2. - Серия I «Психология». - С. 21-34.
41. http://xn--80ahc0abogjs.com/vozrastnaya-psihologiya 783/poznavatelnoe-razvitie-podrostka-40092.html
42. http://psylab.info/index.php?title=Методика«Фигуры Готтшальдта»&oldid=3789