Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Визуальные средства обучения как дидактический ресурс на уроках истории

Работа №157635

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения визуальных средств обучения в условиях реализации
ФГОС 7
1.1 Сущность и типология наглядных средств обучения 7
1.2 Психолого-педагогические особенности восприятия визуальной
информации подростками 11
1.3 Виды современных визуальных средств обучения 15
1.4 Реализация требований ФГОС на уроках истории при использовании
визуальных средств обучения 25
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности применения визуальных средств на уроках истории
2.1 Дидактическая основа применения визуальных средств обучения на уроках
истории в 7 классе 31
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Выводы по Главе 2 45
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Приложения 54

Актуальность. На сегодняшний день одним из главных факторов повышения уровня образования является совершенствование учебно­методической базы школы и разностороннее применение в процессе преподавания современных средств обучения, с целью увеличения эффективности учебно-воспитательного процесса. Одним из важнейших условий проведения урока выступают различные принципы обучения, без соблюдения которых учителю будет проблематично осуществлять педагогическую деятельность, а учащимся - приобретать новые знания более эффективно. Одним из таких принципов выступает наглядность, считающаяся «золотым правилом дидактики».
Однако появляется вопрос: «С помощью каких средств обучения реализация принципа наглядности на уроке становится возможной?» На наш взгляд, достижение наглядности, в большей степени, осуществляется с помощью визуальных средств обучения. Они позволяют обратить внимание учащихся на объект изучения, изучить строение, свойства, сформировать необходимые понятия. К сожалению, несмотря на все разнообразие визуальных средств обучения, преподаватели часто ограничиваются использованием либо электронных презентаций, либо видеофрагментов. Именно поэтому необходимо рассмотреть и охарактеризовать, подобрать в соответствии с требованиями современного образовательного процесса визуальные средства обучения, которые можно успешно применять на уроках истории.
Цель: рассмотреть визуальные средства обучения, используемые на уроках истории, и выявить, обосновать их эффективность для достижения метапредметных результатов освоения ОНИ.
Задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности восприятия визуальной информации подростками;
2. Раскрыть сущность и типологию наглядных средств обучения;
3. Охарактеризовать виды современных визуальных средств обучения и определить особенности их эффективного использования;
4. Выявить метапредметные результаты освоения ООП в результате применения визуальных средств обучения;
5. Организовать опытно-экспериментальную работу по апробации визуальных средств на уроках истории.
Объект исследования: процесс обучения истории в 7 классе.
Предмет исследования: использование визуальных средств обучения на уроках истории.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: общий теоретический метод анализа специальной литературы по рассматриваемой теме; метод смыслового анализа экспериментального и теоретического материала; тестирование; анкетирование; метод математико-статистической обработки данных.
Источниками исследования являются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, примерная рабочая программа основного общего образования «История» (протокол от 27 сентября 2021 г. № 3/21), оценка уровня достижения обучающимися
метапредметных результатов в общеобразовательной организации (Каирова М.А.), учебники и пособия по методике преподавания (В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова, Э.В. Ванина, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов).
Методологической основой исследования являются: «Великая
дидактика» Яна Амоса Коменского; исследования мышления подростков Божович Л.И. и Фельдштейна Д.И.; статья Николаевой И.А., Гаврилушкина С.А., Гурылевой Л.В. «Особенности восприятия информации подростками, обучающимися в сфере дополнительного образования»; статья Коняшиной С.Е «Психофизиологические закономерности восприятия и усвоения информации учащихся»; статья Тиллаевой Ш.М. «Условия эффективного применения наглядности»; различные статьи и работы по визуальным средствам обучения, в том числе книга «Супермышление» за авторством Тони Бьюзена, создателя ментальных карт, а также книга Лаптева В.В. «Изобразительная статистика. Введение в инфографику»; монография «Методика преподавания истории в средней школе» Вагина А.А. и др.
Степень научной разработанности темы исследования.
К сегодняшнему дню сложились условия, позволяющие проработать теоретическую составляющую указанной проблемы по разным направлениям:
• работы по изучению мышления подростков и восприятия им информации (Л.И. Божович, И.А. Николаева, Д.И. Фельдштейн, С.Е. Коняшина, А.А. Сорокин, В.И. Краус);
• труды по основам методики преподавания (А.А. Вагин, В.В. Давыдов, Я.А. Коменский, С.В. Сидоров);
• работы, рассматривающие принцип наглядности и визуализацию (С.В. Матюшенко, О.О. Князева, С.А. Носков, Т.Ю. Перегудова, Ш.М. Тиллаева, И.А. и Д.А. Трухан, Н.Ч. Чувелева, В.Я. Оберман);
• исследования визуальных средствах обучения (Н.А. Абдулаева, Н.А. Гончаренко, В.В. Лаптьев, Т. и Б. Бьюзен, О. Бойко, П. Петровский).
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что мы представили варианты визуальных средств обучения, которые можно применить на уроках истории; показали ситуации и стадии урока, когда можно задействовать те или иные визуальные средства; реализовали возможности подбора и адаптации визуальных средств, как взятых из сети Интернет, так и специально созданных студентом-учителем для определенной темы урока. Результаты данной работы могут быть использованы и студентами педагогических вузов в ходе педагогической практики, и учителями, преподающим историю учащимся средней школы
Апробация результатов исследования осуществлялась дважды в 2023 и 2024 гг. на Международной научно-практической конференции «Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых» в рамках XXV Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (диплом III степени. 2024 г.).
Структура данной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Введение раскрывает актуальность, цель, задачи и методы исследования, объект, предмет, источники и методологическую основу исследования, определяет степень научной разработанности темы исследования, раскрывает практическую значимость работы, представляет апробацию результатов исследования.
В первой главе дается характеристика принципа наглядности и наглядных средств обучения, рассматриваются особенности восприятия визуальной информации подростками, виды визуальных средств обучения и метапредметные результаты их применения на уроках истории. Во второй главе проводится тестирование и анкетирование учащихся, дается описания уроков, на которых применялись визуальные средства обучения, а также подводятся результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги нашего исследования, мы можно утверждать, что все поставленные задачи были достигнуты.
Нами было установлено, что принцип наглядности в обучении обеспечивает использование конкретных образов для лучшего понимания и запоминания информации. По своей типологии наглядные средства делятся по происхождению, по способам восприятия, по технике выполнения и по предназначению. Особую роль в осуществлении принципа наглядности в процессе обучения играет визуализация - это представление информации и мыслительных образов в виде изображения с целью максимального удобства их понимания.
В теоретической части исследования мы рассмотрели особенности подросткового мышления и выявили, что оно свои имеет недостатки, например, в области избирательного внимания. Это можно объяснить особенностями современной жизни, когда технологии доступны повсеместно, и на людей обрушиваются постоянные потоки информации. Это, в свою очередь, приводит к формированию «клипового» мышления. Иными словами, память и мышление подростков становятся кратковременными и фрагментарными. Из-за того, что при «клиповом» мышлении большое значение придаётся визуальным образам и впечатлениям, особую роль в процессе образования играет принцип наглядности.
В характеристике видов современных визуальных средств обучения на уроках истории выделяют аудиовизуальные, визуально-графические, визуально-изобразительные и визуально-предметные средства. На наш, взгляд наиболее эффективными и доступными являются именно визуально­графические средства. Тем не менее, применение других видов визуальных средств также валидно, так как они могут служить хорошей основой для создания ассоциаций и визуальных образов, соотносимых с той или иной исторической темой.
Мы также выявили влияние применения визуальных средств обучения на достижение метапредметных результатов освоения ООП. Согласно нашим наблюдениям, визуальные средства обучения лучше всего помогают освоить познавательные УУД (базовые логические действия, базовые исследовательские действия). При использовании визуальных средств обучения на уроках истории у обучающихся формируются такие ключевые умения и навыки, как визуальное мышление, навыки работы с информацией и визуальное представление информации. Таким образом, применение визуальных средств обучения на уроках истории играет важную роль в формировании метапредметных результатов у учащихся, так как эти средства позволяют наглядно показать исторические события, что помогает учащимся лучше анализировать причины возникновения тех или иных исторических ситуаций, выстраивать причинно-следственные связи между ними, выявлять последствия и, в целом, понимать изучаемые темы.
В практической части исследования, мы организовали опытно - экспериментальную работу по апробации визуальных средств на уроках истории. Было проведено четыре исследовательских этапа: 1) проведение тестов по определению сформированности метапредметных компетенций у обучающихся; 2) проведение уроков с использованием визуальных средств и анкетирование учащихся об эффективности их применения; 3) проведение контрольного теста; 4) сравнительный анализ полученных результатов.
В исследовании приняли участие 32 учащихся 7-ого класса (группа 7Э) образовательного учреждения МАОУ Гимназия № 2 г. Красноярск. После анализа полученных результатов, начался второй этап исследования. Для решения задач исследования были разработаны и реализованы уроки истории в 7 классе с применением различных визуальных средств обучения.
После осуществления запланированной педагогической деятельности с группой 7Э, было проведено повторное тестирование. Согласно полученным результатам, уровень сформированности метапредметных результатов, в целом, повысился. Это можно считать успехом в нашей практико­экспериментальной деятельности.
После этого было проведено анкетирование с помощью методики неоконченных предложений. Анализируя полученные ответы, мы пришли к выводу, что учащиеся считают визуально-графические средства обучения наиболее предпочтительными в учебном процессе для формирования причинно-следственных связей в историческом процессе и понимания учебного материала.
Таким образом, цель нашего исследования - рассмотреть визуальные средства обучения, используемые на уроках истории, и выявить, обосновать их эффективность для достижения метапредметных результатов освоения ОПП достигнута, поставленные задачи решены.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что мы представили варианты визуальных средств обучения, которые можно применить на уроках истории; показали ситуации и стадии урока, когда можно задействовать те или иные визуальные средства; реализовали возможности подбора и адаптации визуальных средств, как взятых из сети Интернет, так и специально созданных студентом-учителем для определенной темы урока. Результаты данной работы могут быть использованы и студентами педагогических вузов в ходе педагогической практики, и учителями, преподающим историю учащимся средней школы.


1. Методика обучения истории: учебник для студентов учреждений высшего образования / В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова, Э.В. Ванина [и др.]; под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. - Москва, 2016. - 429 с.
2. Оценка уровня достижения обучающимися метапредметных результатов в общеобразовательной организации / Авт.-сост. Каирова М.А. - ГАУ ДПОМОБ ИРО. - 2022. - 30 с.
3. Примерная рабочая программа основного общего образования «История» // Институт стратегии развития образования
российской академии образования. - Москва. 2021 г. - протокол от 27 сентября 2021 г. № 3/21.
4. Стихи и поэма "Братская ГЭС" [Текст]. - [Москва] : [Сов. писатель], [1967]. - 240 с.
5. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: официальный текст. URL: https://classinform.ru/fgos/1.3- osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9-class.html_ (дата обращения 20.04.2024)
II. Статьи и монографии по теме ВКР
7. Абдулаева, Н. А. Использование вещественных и изобразительных источников на уроках истории / Н. А. Абдулаева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - № 3. - С. 57 - 59.
8. Божович Л.И. Личность и учение подростка // Психологическая наука и образование. 1997. Том 2. № 1.
9. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен ; пер. с англ. П. А. Самсонов. Минск : Попурри, 272 с.
10. Вагин, А. А. Методика преподавания истории в средней школе / А. А. Вагин. - М.: Просвещение, 1968. - 431 с.
11. Гончаренко, Н. А. Использование таймлайнов на уроках истории как средство визуализации учебного материала / Н. А. Гончаренко // Дидактика сетевого урока : материалы IV Междунар. науч.-практ. онлайн-конф., Минск, 2-3 дек. 2021 г. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: О. А. Минич [и др.]. - Минск, 2022. - С. 365-371.
12. Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего // Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся профессионально­технических училищ. М., 1974, с. 3—14. [с сокращениями]
13. Коменский, Я.А. Великая дидактика. - Санкт-Петербург: ред. журн. "Семья и школа", 1875-1877. - 312 с.
14. Лаптев, В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику / Владимир Лаптев. - СПб.: Эйдос, 2012. - 180 с.
15. Матюшенко С.В. Новый формат принципа «Наглядность в обучении» / С.В. Матюшенко, О.О. Князева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий - Омск, 2022. - Том 11, № 4. - с. 59-65....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ