ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 7
§ 1.1. Тренды современного образования 7
§ 1.2. Индивидуальный образовательный маршрут: сущность и структура...14
§ 1.3. Дидактические возможности реализации проектной деятельности обучающихся 20
Вывод по главе 1 28
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-7 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ
МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 30
§ 2.1. Организация проектной деятельности обучающихся на основе индивидуального образовательного маршрута 30
§ 2.2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности.. 41
§ 2.3. Апробация и анализ результатов 47
Вывод по главе II 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Библиографический список 53
Приложение А 58
Приложение Б 75
Приложение В 87
В век повсеместной глобализации и информатизации, условиях быстро меняющихся норм и правил, очень важно иметь навыки, которые позволяют подстраиваться под быстро изменяющиеся условия социума. Этим обусловлено смещение акцента в образовании на формирование у обучающихся гибких, универсальных, навыков, которые включают в себя коммуникативность, самоорганизацию, планирование и способность к самоанализу. Данные навыки успешнее всего формируются в рамках проектной деятельности.
Важность проектной деятельности также отмечается в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), где акцентируется внимание на том, что проектная деятельность оценивается наравне с урочной и внеурочной учебной деятельностью [48]. А согласно письму от Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49 "О направлении методических рекомендаций", индивидуальный итоговый проект выступает способом оценивания сформированности метапредметных образовательных результатов [33]. Таким образом, проектная деятельность является очень важной со ставляющей образовательного процесса.
Несмотря на требования нормативных документов о формировании навыков проектной деятельности у каждого обучающегося, в условиях реальной образовательной практики этот процесс приобретает формальный характер по ряду причин: нехватки педагогических кадров, загруженность обучающихся и педагогов, квалификационные дефициты педагогов и т.п.. В этом случае достаточно сложно реализовать индивидуальный подход, позволяющий повысить эффективность проектной деятельности. Тогда как в ФГОС ООО отмечено, что в общеобразовательных учреждениях должны создаваться условия, обеспечивающие “...индивидуализацию процесса образования посредством проектирования..”[48].
Вопросу организационно-методического обеспечения проектной деятельности обучающихся посвящены работы Р.Р. Алиева, А.Б. Бакашева, Л.Ш. Гамидова, Н.В. Горбунова, О.А. Гребенникова, Л.Ф.Зиангирова, В.Х. Килпатрик, Х.М. Мартазанов, К.А. Инзитор, М.А. Исаева,О.А Леонтович, Х.Э. Мамалова, А.С. Обухов, М.А.Ушакова.
О.И. Ваганова, Т.Р. Газимова, Н. Генов, А.А. Кирсанов, М.М. Комилова, Н.Г. Кондрахина, В. М. Круцкий, Е.В. Лучникова, И.В. Пестова, Е.С. Полат, М.Ю. Прокофьева, Д.Р. Раянова, Л.Л. Середина, Г.К.Селевко, И.Э.Унт, В.Д. Шадриков, Н.Е. Южакова в своих работах рассматривали различные психологические и дидактические аспекты организации индивидуализации обучения.
С учетом всего вышесказанного, можно выделить следующую проблему: недо статочная разработанность методического обеспечения проектной деятельности обучающихся основной школы.
Цель исследования: разработать и апробировать организационно-методическое обеспечение проектной деятельности обучающихся 6-7 классов с использованием индивидуального образовательного маршрута в процессе их математической подготовки...
В заключении хотим отметить, что индивидуализация образовательного процесса при организации проектной деятельности в математической подготовке с помощью ИОМ являет собой отличное решение для повышения качества образования, в частности, повышения качества сформированности навыков проектной деятельности, в условиях острой нехватки педагогов. Данный вывод можно сделать на основе следующих результатов:
1. Был проведен анализ трендов современного образования и выявлено, что ИОМ, посвященный освоению навыков проектной деятельности, является тем образовательным продуктом, который соответствует ведущим трендам образования в России.
2. Была рассмотрена сущность и структура ИОМ и выявлено, что он являет собой образовательную технологию, реализовывающую принципы индивидуализации обучения и позволяющую осваивать компонент содержания обучения в рамках выбранной траектории развития обучающегося.
3. Были рассмотрены дидактические возможности реализации проектной деятельности обучающихся. Выявлено, что несмотря на существующие образовательные технологии, индивидуализация обучения с помощью ИОМ имеет преимущество в рамках освоения навыков проектной деятельности, так как позволяет вывести процесс обучения на более качественный уровень.
4. Была описана организация проектной деятельности в процессе математической подготовки на основе ИОМ, необходимые методики и авторские разработки.
5. Были составлены методические рекомендации по организации проектной деятельности на основе разработанного ИОМ в математической подготовке обучающихся.
6. Была проведена апробация и анализ её результатов. Таким образом была выявлена эффективность разработанного ИОМ.
Таким образом, поставленные перед нами задачи были выполнены; цель данного исследования также была достигнута. Практически мы выявили, что разработанный нами индивидуальный образовательный маршрут может способствовать повышению эффективности освоения навыков проектной деятельности в процессе математической подготовки. И внесли свой вклад в организационно-методическое обеспечение проектной деятельности обучающихся 6-7 классов.
1. Kukulska-Hulme, A., Bossu, C., Charitonos, K., Coughlan, T., Deacon, A., Deane, N., Ferguson, R., Herodotou, C., Huang, C-W., Mayisela, T., Rets, I., Sargent, J., Scanlon, E., Small, J., Walji, S., Weller, M., & Whitelock, D. (2023). Innovating Pedagogy 2023: Open University Innovation Report 11. Milton Keynes: The Open University.
2. Fleming N., Bonwell Ch., HOW DO I LEARN BEST? A LEARNER’S GUIDE TO IMPROVED LEARNING V A R K Visual, Aural, Read/Write, Kinesthetic, May 2019. ISBN Number: 978-0-473-07810-2
3. Алиева Р.Р., Гамидова Л.Ш., Мартазанов Х.М. Организация проектной деятельности со студентами / Мир науки, культуры, образования. № 6 (79). 2019. С. 329-331
4. Аристова С.А., Кузьмина Е.Н. Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство // Преемственность в образовании. 2019. №17 (4), С. 54-51.
5. Багачук А.В., Берсенева О.В. Развитие профессиональных компетенций педагогов инженерно-технологического образования школьников на основе индивидуальных образовательных маршрутов // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 657-672.
6. Ваганова О.И., Павлова Е.С, Шагалова О.Г., Воронина И.Р. Технология индивидуализации обучения // 2020. Т.9. №2 (31). С. 208-212.
7. Вахнина Ю.Н. Афонин Н.Н. Сущность метода проектов: как он раскрывается в российском образовании / Вестник науки. №2 (71). Т.3. 2024. С. 241-247.
8. Вентцель К.Н. Как создать свободную школу. Дом свободнаго ребенка. / К. Н. Вентцель. - Москва : Типолитография т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1906.- 35 с.
9. Волкова Л.Н. Метод проектов на уроках математики / Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013.
10. Газимова Т.Р. Определение содержания понятий “Индивидуальный подход в обучении” и “Индивидуализация обучения”. // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. №5. С 17-23.
11. Генов Н. Вызовы индивидуализации. // Международный журнал социальных наук 2014. том 64. выпуск 212-213
12. Границкая А.С. Научить думать и действовать : Адаптивная система обучения в школе : методическое пособие / А. С. Границкая. - Москва : Просвещение, 1991. - 172с. - ISBN 5-09-003080-4
13. Гребенникова О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов обучающихся / Вестник Новгородского Государственного Университета. №88. 2015. С. 30-33.
14. Жабакаов В.Е., Жабакава Т.В. Трансдисциплинарное проектирование индивидуальных образовательных маршрутов будущих педагогов физической культуры.// Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 5. С.87-99.
15. Зиангирова Л.Ф. Организация проектной деятельности старшеклассников / Образование и наука. №3 (51). 2008. С. 123-126...50