Введение 3
Глава I Теоретическое исследование кейс-технологии в образовательном процессе 8
1.1. История возникновения кейс-метода и сферы его применения 8
1.2. Кейс технология как метод обучения: сущность и классификация.10
1.3. Особенности и признаки критического мышления обучающихся.. .14
Вывод по I главе 18
Глава II Эмпирическое исследование применения кейс технологии на уроках истории 20
2.1. Урок истории с точки зрения критического мышления 20
2.2. Разработка и апробация кейсов на уроках истории 23
2.3. Методические рекомендации по использованию кейсов на уроке
истории 27
2.4. Анализ применения кейсов на уроках истории для развития некоторых качеств критического мышления
обучающихся 33
Вывод по II главе 37
Заключение 38
Библиографический список 39
Приложение 41
Актуальность
Историко-культурный стандарт (ИКС) требует от педагогов организации учебного процесса, обеспечивающего высокий уровень усвоения материала. «Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся образовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации» Это актуализирует профессиональные задачи для учителя истории:
1. Создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России.
2. Показать историю как неотъемлемую часть мирового исторического процесса.
3. Раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян.
4. Применить новый подход к истории культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имён и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-эконмическим развитием страны.1
Содержание школьных учебников, методических пособий не предусматривает включение кейсов или каких-то ситуационных заданий. В распоряжении учителя есть только учебник с вопросами к параграфу и иногда рабочие тетради, контурные карты. Создание и апробация кейсов на уроках истории в 5-х классах будет современным дидактическим ресурсом - который смогут использовать учителя и обучающиеся. Также с помощью кейсов можно решить проблему нехватки методического раздаточного материала.
Для эффективной работы на уроке от преподавателя, учителя, наставника требуется владеть не одной, а несколькими методиками и технологиями. В образовательном процессе широко применяются фронтально-парные методы, фронтальные, индивидуальные. Среди них одна из актуальных - кейс-технология. Для классических методов не требуется много дополнительной подготовки и информации, вопросов и наглядного материала. Для использования кейс-технологии нужна дополнительная подготовка к уроку, она направлена на составление кейсов по истории России, а также рекомендаций к ним.
Кейс-технологию как способ формирования у обучающихся критического мышления самостоятельности и способности принятия решений независимо от педагога-наставника применяют немногие педагоги и преподаватели. Внедрение данной технологии находится на стартовом этапе в первую очередь потому, что эта технология требует дополнительной подготовки к уроку: разработки заданий, подготовки наглядного материала, поиска дополнительной информации, исторических источников. Педагоги зачастую, привыкли работать по стандартной схеме классического урока и в большинстве совсем, не всегда готовы разнообразить свой урок и развивать критическое мышление у школьников, ориентируя обучающегося самостоятельно анализировать ситуацию. Чаще всего, они сами предлагают обучающемуся схему действий, по которой можно двигаться.
В век новейших технологий очень сложно ориентироваться в большом количестве информации, которая поступает из разнообразных источников, а тем более её критически анализировать, делать выводы, поэтому так важно развивать критическое мышление у школьников. Кейсы направлены на тренировку таких видов деятельности.
С приходом социальных сетей в жизнь человека, в образовании встает вопрос: дети и подростки часто не умеют говорить, выступать и отстаивать свою позицию. Причины этому могут быть разные: 4
скованность, отсутствие практики, боязнь быть непонятым, психологические проблемы и так далее, причин может быть очень много. Это ориентирует образовательный процесс на формирование навыков у учащихся самостоятельно принимать решения и анализировать ситуацию, отстаивать свою точку зрения, в том числе, с помощью современных интерактивных методов, образовательных технологий, ресурсов особенно при изучении обществоведческих дисциплин. Гуманитарный характер предмета «история» обеспечивает возможность формирования этих умений в процессе изучения развития человечества, цивилизаций и анализа исторических личностей, событий и т.д.
Проблема исследования
Тенденция к поиску наиболее эффективного средства развития мышления, критического мышления школьников всегда остается актуальной. В литературе предложено немало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи. Однако теоретические и практические положения относительного нахождения путей решения задачи остаются мало разработанными. Тем не менее, ряд публикаций утверждает, что современные методы обучения, такие, как использование кейс-технологий, являются актуальным и действенным средством повышения эффективности обучения.
Объект исследования - педагогический процесс обучения истории в школе.
Предмет исследования - особенности использования кейс-технологий на уроках истории в школе.
Цель исследования - теоретически рассмотреть применение кейс- технологии на уроках истории и апробировать на практике авторские кейсы при изучении истории в 5 классе.....
Кейс метод был впервые введен американскими учеными и применялся в школе экономики. В последствии она приходит и в Россию сначала в профессионально-ориентированном обучении и затем и в школах. Кейс обучение - это учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения. Кейс метод хорошо развивает критическое мышление, а конкретно в нашем случае умение обобщать и делать выводы, анализ и синтез информации.
В современном образовательном процессе применение кейс- технологии на уроках истории особенно актуально, так как среди образовательных целей - не только получение знаний, но и формирование метапредметных умений, таких как: умение работать с большими текстами и значительным количеством информации, анализ разнообразных нестандартных ситуаций, публичное выступление, работа в группе, способность, использование модели поведения в критических ситуация и т.п. В ходе опытно экспериментальной работы были апробированы авторские кейсы по истории Древнего мира для пятых классов. При помощи них мы постарались создать такие условия, которые помогут развивать критическое мышление. Обучающиеся в ходе работы с кейсами научились сопоставлять, анализировать, синтезировать информацию из разных источников, а также делать выводы о проделанной работе.
Кейсы были использованы в качестве мотивационного материала в начале урока как фронтально, со всем классом, так и в парах на 3-5 минут для активизации деятельности обучающихся. Можно использовать как основную составляющую урока при изучении нового материала, а также для контроля знаний. Был выработан алгоритм урока 37
с использованием кейс технологии: 1. Включение обучающихся в работу; 2. Постановка задачи; 3. Самостоятельная работа с кейсом; 4. Рефлексия и подведение итогов.
Была проведена диагностика некоторых качеств критического мышления. Её целью было определить уровень абстрактного мышления и способность к синтезу, анализу полученной информации и умению делать выводы. На основе полученных данных был сделан вывод, что метод кейс технологии влияет на развитие критического мышления, а конкретно: способность к анализу, синтезу, абстрактному мышлению и обобщению.
Был проведен опрос учителей МБОУ СОШ № 5 г. Дивногорска. На основе отзывов учителей, мы можем сделать вывод, что кейс - технология может быть использована и хорошо подходит на уроке истории. Каждый учитель может интерпретировать ее самостоятельно и использовать по своему усмотрению.
1. Garvin David A. Making the Case [Электронный ресурс] / Harvard
Magazine, September-October 2003. - Режим доступа:
http ://harvardmagazine. com
2. Браус Дж., Вуд Д. Инвайронментальное образование в школах: Руководство: как разработать эффективную программу / Д. Браус. Д. Вуд; пер с англ. Спб.: NAAEF , 1994.499с.
3. Дайана Халперн «Психология критического мышления» С. 21
4. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс]/ Долгоруков А. М. Лекции. Режим доступа: http://www.vshu.ru
5. Дэвид Клустер «Что такое критическое мышление?» / главная страница журнала «Первое сентября», «Русский язык». №29/2002
6. Еремина М.Ю. Потенциал кейсового метода /М.Ю.Еремина //Школьные технологии.- 2004.-N 6.-С.104-106.
7. ИКС Историко-культурный стандарт в системе ФГОС: системный подход к преподаванию истории в школе и вузе [Электронный ресурс] : сборник материалов всероссийского семинара / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого" ; [редколлегия: Е. В. Симонова, С. В. Краюшкина, И. А. Щуринова]. - Тула : ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016. - 1 электрон. опт. диск (CD- ROM); 12 см.; ISBN 978-5-87954-983-6 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2016. - 452 с.
8. Казакова Е.И. Методическое пособие для преподавателей (Гл. 5)/Е.И.Казакова. - М.:НФПК, ООО «Миралл», 2005 -С.80-90.
9. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса /Е.А.Михайлова //Школьные технологии.-2005.-N 5.-С.106-115.
10. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: - М.: ВЛАДОС, 2017. - 688 с.
11. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 44.
12. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организации развития персонала: Учебное пособие. - СПб: ИВЭСЭП, 2003
13. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Рос. пед. агентство, 2015.
14. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М: Педагогика- Пресс, 1996.-536с. - (Психология: Классические труды). ISBN 5-71550747-2
15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (Стандарты второго поколения)/[сост. Е.С. Савинов]. - 4-е изд., перераб. М, 2013. 223с....28