Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа сопровождения подростков с трудностями в обучении

Работа №157618

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования 8 особенностей личности подростков с трудностями в обучении
1.1. Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологические особенности детей подросткового возраста 14
1.3. Акцентуация характера как причина отклоняющего поведения
22 подростков
Выводы по первой главе 32
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей личности
34 подростков с трудностями в обучении
2.1. Организация, методы и методики исследования 35
2.2. Исследование личности подростков с трудностями в обучении 39
Выводы по второй главе 48
Глава III. Коррекция личностных особенностей подростков с трудностями
в обучении
.••••••••••• .•••••••• .•••••••• .•••••••• .••••••••............................................. ^51
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции личностных
особенностей подростков с трудностями в обучении 51
3.2. Основные направления, формы и методы психологической коррекции 58
личности подростков с трудностями в обучении
3.3. Результаты апробации программы психологической коррекции личности подростков с трудностями в обучении
64 Выводы по третьей главе 70
Заключение 74
Библиография 78
Приложения 86

Актуальность исследования. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Понятие «трудные» подростки получило развитие в педагогической практике и первоначально рассматривалось в рамках любого отклонения в развитии ребенка. В процессе дальнейших научных и практических исследований выделялись новые направления, уточнялся и углублялся предмет исследования трудновоспитуемости как психолого-педагогического явления. В трудах современных педагогов, психологов и медиков представлен глубокий и содержательный анализ сущности и критериев различения типов трудновоспитуемости детей, раскрыты ее причины.
И.В. Дубровина (1998) [60] отмечает, что половое созревание является фактором, который может способствовать развитию различных психофизиологических и психических отклонений. Пубертатный скачок обуславливает бурный рост и физиологическую перестройку всего организма. В этой связи у подростков может наблюдаться генерализация чувства тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. Также фиксируются крайняя изменчивость настроения, эмоциональная нестабильность, переходы от стеничности к астеничности.
В психологических исследованиях, посвященных изучению личности подростков с трудностями в обучении, представлено описание внутренних стимулов и внешних проявлений отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Д.И. Фельдштейн (1999) [70] дифференцирует
подростков с трудностями в поведении и обучения, учитывая характер доминирующих отрицательных потребностей и соответствующих им проявлений поведения. Удовлетворение или неудовлетворение настоятельных потребностей личности в понимании со стороны окружающих, самопознании и самосовершенствовании вызывает у подростков глубокие и длительные эмоциональные переживания по поводу оценки себя другими и своих возможностей в целом. В связи с острой необходимостью удовлетворения этих потребностей, а также с появлением с гормональной перестройкой в организме, у подростков появляется чувство психологического дискомфорта и тревожности. При этом, результат обучения школьника во многом зависит от индивидуально-психологических особенностей школьника. Таким образом, к категории трудные «подростки» относятся дети, которые демонстрируют явные отклонения в личностном развитии и обуславливает снижение успеваемости в обучении.
Таким образом проблема исследования вытекает из установленного противоречия. Так, отнесение подростка к категории «трудного»
осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его поведения, но при этом мало учитывается его психологические особенности, которые служат препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса и результативности обучения. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения подростка, бывают весьма разнообразными. Поэтому нередко к трудновоспитуемым детям относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка подростка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нём родителей и педагогов, а не его конкретные личностные характеристики.
В качестве одного из значимых ресурсов образовательного учреждения по обеспечению возможностей для коррекции личностных качеств подростков с трудностями обучения выступает возможность для организации этой деятельности комплексом специалистов - педагогами, психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками. Образовательное учреждение как открытая система имеет множество различных ресурсов, посредством которых психолого-педагогическое сопровождение подростков с трудностями обучения может быть эффективно осуществлена. Таким образом, благодаря выявленному противоречию и сформулированной проблеме все вышесказанное определило тему нашего исследования.
Объект исследования: личность подростка.
Предмет исследования: психологическая коррекция подростков с трудностями в обучении.
Гипотеза исследования: особенности личности специфичны у подростков с трудностями в обучении.
Данная гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:
• подростков с трудностями в обучении характеризуют выраженные акцентуации, неустойчивая самооценка, несформированная система ценностей, низкий уровень эмпатических способностей, повышенная агрессивность и тревожность;
• целенаправленная психолого-педагогическая работа по коррекции личностных качеств подростков с трудностями в обучении является эффективным средством развития личности подростков и способствует результативности обучения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и
экспериментально проверить эффективность психологической программы коррекции особенностей личности подростков с трудностями в обучении.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого­педагогической литературы изучить современное состояние проблемы исследования.
2. Подобрать методы диагностики особенностей личности подростков с трудностями обучения.
3. Провести экспериментальное исследование особенностей личности подростков с трудностями в обучении и сделать содержательные выводы.
4. Разработать и апробировать психолого-педагогическую программу по коррекции личностных качеств подростков с трудностями в обучении.
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МАОУ СОШ № 149. В исследовании участвовало 13 детей подросткового возраста, которых можно отнести к «группе риска» в возрасте 11-15 лет, из которых 6 девочек и 7 мальчиков.
Методы исследования. Для реализации цели и поставленных задач был использован теоретический метод исследования: анализ психолого­
педагогической литературы по проблеме исследования. Изучение и анализ психодиагностических методик, интерпретация полученных результатов в процессе исследования с использованием количественного и качественного анализа данных.
В процессе исследования мы применяли следующие психодиагностические методики: характерологический опросник К. Леонгарда, в адаптации Шмишека (2002) [36].
2. Метод самооценивания, разработанный A.M. Прихожан на основе методики Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (2006) [37].
3. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (2002) [36].
4. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (2001) [35].
5. Тест «Несуществующее животное», разработанный М. Дукаревич (2002) [36].
Методологическая основа исследования. В своей работе мы опирались на теоретические взгляды о причинах и условиях возникновения трудностей в поведении в подростковом возрасте Ю.В. Антоняна (1992) [8], С.А. Беличева (2012) [20], Л.И. Божович (1995) [18], С. Н Дубинина (2011) [32],
A. Е. Личко (1983) [49], Г.М. Миньковского (1982) [55], А.А. Реана (2013) [61],
B. Г. Степанова, Л.Б. Шнейдер (2015) [72] и др.; на взгляды, относительно организации системы оказания психологической помощи и поддержки подростков с трудностями обучения Л.Я. Олиференко (2001) [58], Н.С. Климчук (2018) [45] и др.
Этапы проведения исследования.
Исследование проводилось в период с 2020 г. по 2022 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап. Изучение и анализ общей, специальной, психолого-педагогической и медико-биологической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния.
Констатирующий этап - выявление особенностей развития личности подростков с трудностями в обучении на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Формирующий этап - разработка и реализация программы психологической программы коррекции особенностей личности подростков с трудностями в обучении.
Контрольный этап состоял в обработке результатов формирующего эксперимента, в анализе полученных результатов и проверке эффективности психологической программы коррекции особенностей личности подростков с трудностями в обучении. Осуществлялись обобщение и сравнение полученных результатов.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа была направлена на изучение особенностей личности подростков с трудностями в обучении, а также психологическую коррекцию личности подростков.
Опытно - экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 149. В исследовании участвовало 13 детей подросткового возраста, которых можно отнести к «группе риска» в возрасте 11-15 лет, из которых 6 девочек и 7 мальчиков. В процессе исследования мы применяли следующие психодиагностические методики: характерологический опросник К.
Леонгарда, в адаптации Шмишека (2002) [36]; метод самооценивания,
разработанный A.M. Прихожан на основе методики Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн (2006) [37]; методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (2002) [36]; методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко (2001) [35]; тест «Несуществующее животное», разработанный М. Дукаревич (2002) [36].
Теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы подростковый возраст характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. В данном возрасте формируется новое представление о себе, укрепляется самооценка.
Для подростков с трудностями в обучении характерно нарушение адаптации в коллективе; неудовлетворенность своим положением в учебной группе; нарушения в эмоционально-волевой сфере, агрессивность, тревожность; семейное неблагополучие.
Акцентуации характера, являясь чрезмерно заостренными чертами, проявляются в большей степени в подростковом возрасте и являются фактором, который может способствовать формированию девиантных и делинквентных форм поведения.
Экспериментальное исследование позволило выявить, что подростки с трудностями в обучении имеют следующие психологические особенности: преобладание возбудимой, гипертимной, застревающей, тревожной и демонстративной акцентуаций характера; нереалистичные представления о себе; неразвитость самооценки и уровня притязаний; рефлексивности; дизгармоничный уровень сформированности правосознания. Также наблюдаются изменения в эмоционально -волевой сфере, которые выражаются в повышенном уровне агрессивности и тревожности.
На основании полученных результатов нами предложена психокоррекционная программа, направленная на психологическую коррекцию личности подростков с трудностями в обучении. Программа направлена на формирование у подростков навыков конструктивного общения в социуме, установление адекватной самооценки, осознания позитивных ценностных ориентаций в жизни, снижение агрессивности и тревожности.
Следует отметить, что результаты, полученные в процессе исследования, ярко демонстрируют направления, которые могут составить основу для работы психолога в образовательном учреждении. Организуя психологическую помощь и поддержку подростков с трудностями в обучении, специалисты, в первую очередь, должны учитывать психологические особенности такой категории детей.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что подростков с трудностями в обучении характеризуют выраженные акцентуации, неустойчивая самооценка, несформированная система ценностей, низкий уровень эмпатических способностей, повышенная агрессивность и тревожность.
Следует отметить, что психологическая помощь подросткам с трудностями в обучении имеет свою специфику, обусловленную своеобразием их индивидуально-личностных качеств. Проведенное нами теоретическое и практическое исследование, направленное на изучение особенностей личности подростков с трудностями в обучении, позволило нам определить специфику организации психокоррекционной работы с такими подростками и предложить программу коррекции поведения подростков с проблемами в поведении и обучении.
По результатам апробации программы были получены незначительные изменения в акцентуациях характера. Снизилась выраженность гипертимной, возбудимой, тревожно - боязливой акцентуаций характера. Такая динамика обусловлена тем, что подростковый возраст является периодом становления характера и в это время формируется большинство характерологических типов, при этом, акцентуации проявляются наиболее ярко. Для того, чтобы были стабильные изменения необходимо в дальнейшем продолжить работу с подростками и его социальным окружением, в первую очередь, с семьей.
Также после проведения коррекционной программы снизились показатели неадекватно высокой самооценки, увеличились показатели адекватной самооценки и уменьшилась выраженность низкой самооценки, т.е. самооценка подростков стала более дифференцированной. Получены динамические изменения у подростков в уровне притязаний: нереалистично высокий уровень притязаний снизился, увеличилось численность подростков с адекватным уровнем притязаний. Таким образом, подростки стали более увереннее в себе, критичнее в своих неправильных поступках, продуктивнее в деятельности. В иерархии ценностей личности подростков, которая оценивалась с помощью методики М. Рокича, не произошли динамические изменения. В целом среди наиболее важных для них оказались ценности, связанные со счастливой семейной жизнью, материальным благополучием, здоровьем, свободой. Агрессивность и склонность к вербальной агрессии, тревожность у подростков тоже имеет тенденцию к снижению. Однако, у подростков наблюдается тот факт, что в рисунках присутствуют изображения, указывающие на значимость сексуальной сферы. И если соотнести результаты, тенденция к снижению невелика. Это может говорить о скрытой тревожности у подростков и, естественно, связано с пубертатным скачком.
Выявленные тенденции определяют проведение индивидуальной психологической работы с некоторыми подростками.
По всем показателям эмпатии произошли динамические изменения в сторону повышения тенденций. Так, увеличились средние показатели рационального канала эмпатии, эмоционального канала эмпатии, интуитивного канала эмпатии, положительных установок, способствующих эмпатии, идентификации. У подростков повысилась способность входить в одну эмоциональную «волну» с окружающими, сопереживать и соучаствовать, способность видеть поведение партнеров и чувствовать их настроение.
Таким образом, предложенная нами коррекционная программа способствовала осознанию подростками неправильного поведения, причин своего отклоняющегося поведения, развитию у подростков с трудностями обучения навыков и умений для положительного взаимодействия в социуме, управления своими чувствами и эмоциями, развитию способности к по­ниманию других людей, умения адекватно выражать свои эмоции и чувства, регулировать свое поведение.
Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволило доказать нашу гипотезу о том, что целенаправленная психолого­педагогическая работа по коррекции личностных качеств подростков с трудностями обучения является эффективным средством их развития и в последствии будет способствовать повышению результативности обучения.


1. Абрядина, О. В. Использование инновационных подходов и практик в организации социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними / О.В. Абрядина // Работник социальной службы. 2013.
• № 9. - С. 45-51.
2. Авдулова, Т.П. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков: моногр. / Т.П. Авдулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 132 c.
3. Аксюта, М. Почему одни подростки трудны, а другие - нет. Воспитание с помощью окружения / М. Аксюта, Т. Сандлер. - М.: В Круге, 2018. - 360 c.
4. Алёшина, Н.А. Представления об объектах экологического риска у подростков: монография / Н.А. Алёшина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 188 c.
5. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2001. - 260 с.
6. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб.: Питер. 2017. - 271 с.
7. Арпентьева, М.Р. Трудные ситуации психотерапии и психологического консультирования подростков и юношей / М.Р. Арпентьева // Актуальные проблемы подростково-юношеской психиатрии материалы всероссийской научно-практической конференция с международным участием, посвященной памяти профессора М.Я. Цуцульковской. - М: Научный центр психического здоровья, 2015. - С. 40­46.
8. Антонян, Ю.М. Изучение личности преступника / Ю.М. Антонян.
• М.: ВНИИ МВД СССР. - 1992. - 79 с.
9. Алтышев, К. Р. Профилактика социального сиротства (Опыт на карте) / К.Р. Алтышев // Социальная работа. - 2010. - № 6. - С. 48-49.
10. Акулинина, Ю. Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию у девиантных подростков «мотива / Ю.Н. Акулинина // Социальная педагогика. 2011. - №1. - С. 81-85.
11. Антонова, Л. Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен / Л.Н. Антонова // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 28-33.
12. Ахмедова, М.Г. Реабилитация «трудных» подростков при трудовом и экономическом воспитании Международный журнал гуманитарных и естественных наук / М.Г. Ахметова. - 2021. - № 11-2 (62). - С. 94-100.
13. Батурина, А.С. Дети с девиантным поведением субъекты права на образование со специальным правовым статусом / А.С. Батурина // Право и образование. - 2011. - № 4. - С. 26-34.
14. Большакова, Н. А. Комплексная социальная реабилитация
несовершеннолетних: инновационные методы работы (Социальная
реабилитация несовершеннолетних: инновационные методы работы) / Н.А. Большакова // Социальная работа. - 2010. - № 6. - С. 6-7.
15. Блонский, П.П. Трудные школьники / П.П. Блонский. - М.: Работник просвещения, 1930. - 131 с...75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ