Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И НОРМОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Работа №157617

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВАХ.Теоретические основы изучения ошибок у младших школьников в норме и с ОНР.
1.1. Психофизиологическая характеристика процесса письма 10
1.2. Особенности проявления ошибок у детей с ОНР в сравнении с детьми
нормой речевого развития 14
1.3 Анализ коррекционных методик по проблеме диагностики и коррекции нарушений письменной речи 23
1.4. Основные подходы к преодолению дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза 29
ГЛАВА 2.Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1. Организация и методики констатирующего эксперимента 37
2.2 . Анализ результатов констатирующего эксперимента 52
2.3. Методические рекомендации по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для учителей начальной школы... .62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 91

равнительное изучение ошибок на основе нарушений языкового анализа и синтеза у младших школьников с ОНР и нормой речевого развития
Актуальность проблемы и темы исследования. Актуальной проблемой современной школы остается проблема повышения эффективности и качества образования. Происходящие изменения в социально-экономической жизни общества, постоянное повышение требований к уровню образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Речевое развитие учащихся является одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) [ 60 ] требования, предъявляемые к ученикам начальной школы повысились. В приказе Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. N 1576 говорится о сформированности позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Учащиеся оказываются не в состоянии за отведенное время и в нужном объеме усвоить учебную программу, количество таких детей постоянно увеличивается и по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20%-30% от общего числа детей младшего школьного возраста. К данной категории относятся дети и с общим недоразвитием речи (ОНР). Структура общего недоразвития речи свидетельствует о том, что у ребёнка недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения оппозиционных звуков, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи. Нарушение письменной речи у данной категории детей является распространённой формой речевой патологии. Дети путают буквы, пропускают, добавляют ненужные буквы и слоги в слове, пишут в зеркальном отражении и т.д. Часто учителя списывают эти ошибки на невнимательность учеников или на их лень в учёбе, суммируют эти ошибки к орфографическим и ставят отрицательную оценку.
Снижается успеваемость учащихся по родному языку. Нарушения формирования письменной речи у школьников препятствуют не только успешности обучения, но и эффективности школьной адаптации, часто вызывают психические нарушения и в связи с этим, отклонения в формировании личности ребенка.
Дисграфия (от греческого "дне" - затруднение, нарушение, отклонение от нормы; "графо" - писать, изображать) - частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки. К ним относятся искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Ошибки при дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано «... ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения».
В существующей системе логопедической теории и практики на современном этапе развития уделяется большое внимание исследованию специфических нарушений письма у младших школьников и поиску усовершенствования содержания коррекционной работы в этом направлении.
Освещены вопросы симптоматики, механизмы, структура этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии И.Н.Ефименкова, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева. Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова и другие авторы.Однако вопросы диагностики и коррекции этих нарушений остаются актуальными, что связано не только с большой распространенностью этого нарушения среди обучающихся общеобразовательных школ, но и с трудностями её преодоления.
Несмотря на постоянное внимание учёных, исследователей, педагогов и психологов проблеме теоретических и практических методов нарушений письменной речи у младших школьников, онаостаётся малоизученной, чтои определяет актуальность выбранной темы.
Проблема исследования: наличие специфических ошибок при письме у учащихся общеобразовательных школ является одним из показателей школьной неуспеваемости, существующие методы коррекции не решают проблемы в полном объёме.
Актуальность и теоретическая значимость проблемы нарушения письма у младших школьников позволяет определить предмет, объект, гипотезу и задачи исследования.
Цель: Изучить и сравнить характер проявлений ошибок на основе языкового анализа и синтеза, у детей младшего школьного возраста с ОНР и нормой речевого развития, разработать методические рекомендации с учётом выявленных особенностей.
Объект исследования: ошибки на основе языкового анализа и синтеза у младших школьников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс выявления ошибок на основе языкового анализа и синтеза у младших школьников с ОНР и нормой речевого развития.
Цель, объект и предмет исследования определили гипотезу, заключающуюся в предположении о том, что:
1. Учащиеся с ОНР и нормой речевого развития при овладении письменной речью допускают ошибки на языковой анализ и синтез.
2. Мы предполагаем, что проявление этих ошибок у детей с ОНР и нормой речевого развития будут иметь различный характер нарушений.
3. Выявленные специфические особенности нарушений письма у младших школьников с ОНР позволят нам разработать методические рекомендации с учётом уровня успешности учащегося, направленные на коррекцию дисграфических ошибок на основе языкового анализа и синтеза учителю-логопеду в общеобразовательной школе и учителю начальных классов.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой мы выделили следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических методик, литературных источников по проблеме письма у младших школьников.
2. Подобрать диагностический комплекс по обследованию письма у младших школьников, выполнить сравнительный анализ этих ошибок у детей с ОНР и нормой речевого развития.
3. Провести констатирующий эксперимент с целью выявления, специфических ошибок нарушений письма на почве нарушения языкового анализа и синтеза
4. Проанализировать результаты и разработать методические рекомендации по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся с ОНР, сделать выводы по исследованию.
Методологической базой и теоретической основой являются работы по проблеме нарушений письменной речи А.Н. Корнева, Р.П. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой, Е.В. Мазановой, И.В. Прищеповой.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие методы:
теоретические анализ литературы по проблеме исследования, изучение психолого - медико-педагогической документации детей (личные дела, протоколы психолого-медико-педагогической комиссии, медицинские, речевые карты);
эмпирические беседа с учителем, наблюдение за детьми в процессе обследования и на уроках;
экспериментальные - проведение констатирующего эксперимента;
интерпретационные - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: разработанные
методические рекомендации по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников могут быть использованы учителями-логопедами и учителями начальной общеобразовательной школы.
Экспериментальное исследование было организовано на базе логопункта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зыковская Средняя Общеобразовательная Школаяс.Зыково Красноярского края, Березовского района.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе проанализированы источники, обобщён и систематизирован материал по проблеме коррекции нарушения письма у младших школьников. Рассмотрены методики разных авторов для устранения дисграфии.
Научная новизна. В результате проведенного исследования:
• Подобрана и адаптирована методика для исследования письменной речи у детей с общим недоразвитием речи и нормой развития.
• Разработаны критерии оценки методики для исследования письменной речи .
• Составлены дифференцированные методические рекомендации, направленные на преодоление специфических ошибок на письме у младших школьников и тесты-задания для работы учителей-логопедов и учителей начальной школы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование было направлено на сравнительное изучение ошибок на основе нарушений языкового анализа и синтеза у учащихся 2-ых классов с ОНР и нормой речевого развития.
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников на сегодняшний день актуальна, поскольку письмо становится базой и средством дальнейшего обучения.Особенно актуальной и важной становится данная проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи.
Нами были рассмотрены теоретические аспекты формирования письменной речи у младших школьников.
Дисграфию на основе нарушения языкового анализа и синтеза авторы рассматривают с разных точек зрения и считают, что эта форма, одна из наиболее часто встречающихся у младших школьников с различными речевыми нарушениями.
Мнения многих авторов сходятся в том, что у школьников на почве нарушения языкового анализа и синтеза, выделяются 3 основные группы специфических ошибок: на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез), на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез), на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).
По результатам проведенного анализа литературных источников по теме исследования, был составлен диагностический комплекс и проведен констатирующий эксперимент, в котором участвовали две экспериментальные группы. Нами проведено и описано исследование на проявления особенностей ошибок на основе нарушений языкового анализа и синтеза у учащихся 2-ых классов с ОНР и сравнение с проявлениями этих ошибок у детей с нормой речевого развития. При анализе результатов констатирующего эксперимента нами получены данные о том, что 100 % испытуемых школьников допускают в своих письменных работах дисграфические ошибки, из них преобладали ошибки языкового анализа и синтеза. Результаты 2-ого этапа подтвердили и уточнили результаты 1-ого этапа: 100 % испытуемых допустили в специально подобранных текстах ошибки на пропуск гласных, пропуск согласных букв при стечении, добавление буквы в слове или пропуск слогов, слитное или раздельное написание слов, нарушение границ предложения.Учащиеся с ОНР и нормой речевого развития при овладении письменной речью допускают ошибки на языковой анализ и синтез.Проявление этих ошибок у детей с ОНР и нормой речевого развития имели различный характер нарушений. У детей с ОНР ошибки имели стойкий и специфический характер . У школьников с нормой речевого развития ошибки данного характера проявлялись в единичных случаях на фоне звуко-буквенного анализа и синтеза.Выявленные специфические особенности нарушений письма у младших школьников позволили нам разработать методические рекомендации итесты- задания с учётом уровня успешности учащихся, для учителей -логопедов и учителей начальных классов общеобразовательной школы.Тесты-задания рассчитаны для младших школьников с нормой речевого развития и общим недоразвитием речи.
Таким образом, поставленные цели и задачи реализованы, гипотеза нашла свое подтверждение в данной работе.


1. Азова, О.И. Особенности овладения орфографией младшими школьниками с общим недоразвитием речи / О.И. Азова. — Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. — М.: Издательство МСГИ, 2004,— 14-20 с.
2. Аманатова, М.М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ / М.М. Амантова. — Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. — М.: Сфера, 2006. —156 с.
3. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, — 2008. — 141 с.
4. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников / Н.Г. Андреева. — Пособие для логопеда. Под редакцией Р.И. Лалаевой / М.: Владос. — 2006. — 182 с.
5. Ахутина, Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина. — Письмо и чтение: трудности обучения. Москва, Воронеж. — 2001. — 7-20 с.
6. Ахутина, Т.В., Иншакова, О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина. О.Б. Иншакова. — М.: В. Секачев. — 2008. —128 с.
7. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика / Т.В. Буденная. — Методическое пособие / СПб.: «Детство-пресс». — 2008. — 64 с.
8. Брюховских, Л.А. Формирование предложных конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи / Л.А. Брюховских. — Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.И. Астафьева. — Красноярск. — 2015. - 184 с.
9. Брюховских, Л.А. Некоторые подходы к разработке алгоритма комплексной диагностики как основы психолого-медико-педагогического сопровождения школьников с речевой патологией в процессе инклюзии / Л.А. Брюховских. Современная наука. Актуальные проблемы науки и образования: Серия «Гуманитарные науки», № 11- 12 2014. — 25-27 с.
10. Величенкова, О.А., Русецкая, М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма и чтения у младших школьников / О.А. Величенкова., М.Н. Русецкая. — М., 2008.
11. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / Л.С. Волкова. — 5-е изд., перераб. и доп. —М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 703 с.
12. Воронова, А. П. Нарушение письма у детей / А.П. Воронова. — Методические рекомендации. - СПб.: Образование. — 1994.
13. Визель, Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Г. Визель. — учеб.-метод, пособие. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига. — 2005. — 127 с.
14. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. — М.: ЭКСМО, 2002. 50—54 с.
15. Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1— 4 классы / Л.И. Гайдина. — ЛМ.: ВАКО. — 2007, — 112 с....74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ