Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основания исследования особенностей формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1. Психологические особенности старших дошкольников в контексте
предмета исследования 8
1.2. Коммуникативные умения старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня: сущность, структура и уровни сформированности 16
1.3. Дидактический потенциал игрового логопедического цикла по
формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 30
Выводы по главе 1 47
Глава II. Апробация игрового логопедического цикла по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 49
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов предпроектного этапа
исследования 55
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа
исследования 75
2.4. Анализ и интерпретация результатов реализации завершающего этапа
проектного исследования. Оценка результативности разработанного игрового логопедического цикла 81
2.5. Методические рекомендации для педагогов и родителей по
формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 98
Выводы по главе II 102
Заключение 104
Список использованных источников 106
Приложения 114
Глава I. Теоретические основания исследования особенностей формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1. Психологические особенности старших дошкольников в контексте
предмета исследования 8
1.2. Коммуникативные умения старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня: сущность, структура и уровни сформированности 16
1.3. Дидактический потенциал игрового логопедического цикла по
формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 30
Выводы по главе 1 47
Глава II. Апробация игрового логопедического цикла по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 49
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов предпроектного этапа
исследования 55
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа
исследования 75
2.4. Анализ и интерпретация результатов реализации завершающего этапа
проектного исследования. Оценка результативности разработанного игрового логопедического цикла 81
2.5. Методические рекомендации для педагогов и родителей по
формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 98
Выводы по главе II 102
Заключение 104
Список использованных источников 106
Приложения 114
Актуальность проектной работы предопределена исключительной значимостью речи в плане психического, эмоционального и социального развития индивида. В связи с этим, нельзя не признать особенно важным изучение и совершенствование коммуникативных возможностей, необходимых для полноценного взаимодействия с окружающими. Успешность социализации человека любого возраста немыслима вне речи. Без нее невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
Формирование коммуникативных умений продиктовано темпами развития современного общества. Это подчеркивается в нормативноправовых актах. В пункте 3 статьи 26 Конституции Российской Федерации установлено, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения» . В пункте 4 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право на изучение русского языка как родного языка» .
Государственная программа «Развития образования» на 2019 -2025 годы провозглашает необходимость изучения языка на всех уровнях образования . Министерство просвещения России утвердило ведомственную целевую программу «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» [43].
Особое значение для формирования коммуникативных умений имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этот период происходит формирование всех сторон речи. В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в пункте 2.6 поставил перед педагогами определенные задачи образовательной области «речевое развитие», включающее владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи .
Формирование коммуникативных умений является одним из важнейших направлений развития речи, поскольку содействует расширению, обогащению и стимуляции словарного запаса (пассивного и активного), развитию грамматических навыков, формированию связной речи. Формирование коммуникативных умений является объективной необходимостью современного образования, целевая направленность которого связывается с формированием личности дошкольников.
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей дошкольного возраста. Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием является группа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Личность ребенка с общим недоразвитием речи имеет свои особенности: недостаточно развито самосознание и неадекватная активность или пассивность во взаимодействии с окружающим. Расстройства в личностной сфере старших дошкольников с общим недоразвитием речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к явлениям социальной дезадаптации из-за неготовности к принятию роли школьника. Исходя из изложенного, проблема развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.
В настоящее время наукой разработаны разнообразные методы, средства, способы и технологии, применяемые в процессе формирования коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи, среди которых непосредственная образовательная деятельность, проектная деятельность, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность. Наряду с указанными, одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), является игровая деятельность.
...
Формирование коммуникативных умений продиктовано темпами развития современного общества. Это подчеркивается в нормативноправовых актах. В пункте 3 статьи 26 Конституции Российской Федерации установлено, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения» . В пункте 4 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право на изучение русского языка как родного языка» .
Государственная программа «Развития образования» на 2019 -2025 годы провозглашает необходимость изучения языка на всех уровнях образования . Министерство просвещения России утвердило ведомственную целевую программу «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» [43].
Особое значение для формирования коммуникативных умений имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этот период происходит формирование всех сторон речи. В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в пункте 2.6 поставил перед педагогами определенные задачи образовательной области «речевое развитие», включающее владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи .
Формирование коммуникативных умений является одним из важнейших направлений развития речи, поскольку содействует расширению, обогащению и стимуляции словарного запаса (пассивного и активного), развитию грамматических навыков, формированию связной речи. Формирование коммуникативных умений является объективной необходимостью современного образования, целевая направленность которого связывается с формированием личности дошкольников.
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей дошкольного возраста. Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием является группа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Личность ребенка с общим недоразвитием речи имеет свои особенности: недостаточно развито самосознание и неадекватная активность или пассивность во взаимодействии с окружающим. Расстройства в личностной сфере старших дошкольников с общим недоразвитием речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к явлениям социальной дезадаптации из-за неготовности к принятию роли школьника. Исходя из изложенного, проблема развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.
В настоящее время наукой разработаны разнообразные методы, средства, способы и технологии, применяемые в процессе формирования коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи, среди которых непосредственная образовательная деятельность, проектная деятельность, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность. Наряду с указанными, одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), является игровая деятельность.
...
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Среди детей дошкольного возраста с речевой патологией, дети с ОНР представляют самую многочисленную категорию. Для них характерна совокупность речевого недоразвития и недостатков в развитии высших психических и моторных функций, а также эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей. Общее недоразвитие речи носит системный характер, затрагивая не только речь, но и все другие психические процессы, которые характеризуются задержанными сроками развития и отличиями от нормы. Все это приводит к нарушению речевой коммуникации.
В рамках формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня и их анализа, были применены диагностические методы исследования, разработанные О.В. Дыбиной, Е.Г. Федосеевой, Н.Ю. Кузьменковой. По результатам обследования установлено, что коммуникативные умения у детей сформулированы преимущественно на среднем уровне.
На основании данных результатов была выявлена необходимость формирования коммуникативных умений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста посредством организации логопедических игр. Для этого был составлен игровой логопедический цикл. В процессе игр у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня формировалось умение вступать в общение со сверстниками и взрослыми, завершая его и приобретая опыт эмоционального самовыражения. Дети учились понимать, что сверстник говорит о них, а также определять характер отношений сверстника с другими детьми. Как правило, при этом дети сравнивали сверстников по характеру отношений к другим. Игровые сюжеты, характерные для такого цикла, обычно предполагают личное взаимодействие между ребенком и окружающими.
Для того чтобы проверить эффективность реализованного игрового логопедического цикла, направленного на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, организовано повторное обследования.
Сравнительный анализ данных обследования свидетельствует о положительной динамике. Старшие дошкольники с ОНР III уровня научились распознавать эмоциональные состояния сверстников и взрослых, понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению. Дети научились получать необходимую информацию в общении, выстраивать диалог со взрослыми и сверстниками. У детей сформировано умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению и интересам, они научились спокойно отстаивать свое мнение. Дети научились выстраивать взаимодействие в системе «ребенок -ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь. Дети знают нормы организованного взаимодействия, учитывают интересы сверстника, не допускают ссоры и конфликтные ситуации, учитывают мнение других.
Это свидетельствует об эффективность реализованного игрового логопедического цикла, направленного на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, эффективность реализованного игрового логопедического цикла, направленного на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, доказана.
Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Среди детей дошкольного возраста с речевой патологией, дети с ОНР представляют самую многочисленную категорию. Для них характерна совокупность речевого недоразвития и недостатков в развитии высших психических и моторных функций, а также эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей. Общее недоразвитие речи носит системный характер, затрагивая не только речь, но и все другие психические процессы, которые характеризуются задержанными сроками развития и отличиями от нормы. Все это приводит к нарушению речевой коммуникации.
В рамках формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня и их анализа, были применены диагностические методы исследования, разработанные О.В. Дыбиной, Е.Г. Федосеевой, Н.Ю. Кузьменковой. По результатам обследования установлено, что коммуникативные умения у детей сформулированы преимущественно на среднем уровне.
На основании данных результатов была выявлена необходимость формирования коммуникативных умений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста посредством организации логопедических игр. Для этого был составлен игровой логопедический цикл. В процессе игр у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня формировалось умение вступать в общение со сверстниками и взрослыми, завершая его и приобретая опыт эмоционального самовыражения. Дети учились понимать, что сверстник говорит о них, а также определять характер отношений сверстника с другими детьми. Как правило, при этом дети сравнивали сверстников по характеру отношений к другим. Игровые сюжеты, характерные для такого цикла, обычно предполагают личное взаимодействие между ребенком и окружающими.
Для того чтобы проверить эффективность реализованного игрового логопедического цикла, направленного на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, организовано повторное обследования.
Сравнительный анализ данных обследования свидетельствует о положительной динамике. Старшие дошкольники с ОНР III уровня научились распознавать эмоциональные состояния сверстников и взрослых, понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению. Дети научились получать необходимую информацию в общении, выстраивать диалог со взрослыми и сверстниками. У детей сформировано умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению и интересам, они научились спокойно отстаивать свое мнение. Дети научились выстраивать взаимодействие в системе «ребенок -ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь. Дети знают нормы организованного взаимодействия, учитывают интересы сверстника, не допускают ссоры и конфликтные ситуации, учитывают мнение других.
Это свидетельствует об эффективность реализованного игрового логопедического цикла, направленного на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, эффективность реализованного игрового логопедического цикла, направленного на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, доказана.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа по составлению описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений предикативной стороны речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование словарного запаса у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию связных высказываний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ
АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022





