Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №157609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы150
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основания исследования особенностей формирования коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1. Психологические особенности старших дошкольников в контексте
предмета исследования 8
1.2. Коммуникативные умения старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня: сущность, структура и уровни сформированности 16
1.3. Дидактический потенциал игрового логопедического цикла по
формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 30
Выводы по главе 1 47
Глава II. Апробация игрового логопедического цикла по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 49
2.1. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов предпроектного этапа
исследования 55
2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации проектного этапа
исследования 75
2.4. Анализ и интерпретация результатов реализации завершающего этапа
проектного исследования. Оценка результативности разработанного игрового логопедического цикла 81
2.5. Методические рекомендации для педагогов и родителей по
формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 98
Выводы по главе II 102
Заключение 104
Список использованных источников 106
Приложения 114

Актуальность проектной работы предопределена исключительной значимостью речи в плане психического, эмоционального и социального развития индивида. В связи с этим, нельзя не признать особенно важным изучение и совершенствование коммуникативных возможностей, необходимых для полноценного взаимодействия с окружающими. Успешность социализации человека любого возраста немыслима вне речи. Без нее невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
Формирование коммуникативных умений продиктовано темпами развития современного общества. Это подчеркивается в нормативно­правовых актах. В пункте 3 статьи 26 Конституции Российской Федерации установлено, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения» . В пункте 4 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право на изучение русского языка как родного языка» .
Государственная программа «Развития образования» на 2019 -2025 годы провозглашает необходимость изучения языка на всех уровнях образования . Министерство просвещения России утвердило ведомственную целевую программу «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» [43].
Особое значение для формирования коммуникативных умений имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этот период происходит формирование всех сторон речи. В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в пункте 2.6 поставил перед педагогами определенные задачи образовательной области «речевое развитие», включающее владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи .
Формирование коммуникативных умений является одним из важнейших направлений развития речи, поскольку содействует расширению, обогащению и стимуляции словарного запаса (пассивного и активного), развитию грамматических навыков, формированию связной речи. Формирование коммуникативных умений является объективной необходимостью современного образования, целевая направленность которого связывается с формированием личности дошкольников.
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей дошкольного возраста. Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием является группа детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Личность ребенка с общим недоразвитием речи имеет свои особенности: недостаточно развито самосознание и неадекватная активность или пассивность во взаимодействии с окружающим. Расстройства в личностной сфере старших дошкольников с общим недоразвитием речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к явлениям социальной дезадаптации из-за неготовности к принятию роли школьника. Исходя из изложенного, проблема развития коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является одной из наиболее актуальных в современной педагогике и логопедии.
В настоящее время наукой разработаны разнообразные методы, средства, способы и технологии, применяемые в процессе формирования коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи, среди которых непосредственная образовательная деятельность, проектная деятельность, чтение художественной литературы, театрализованная деятельность. Наряду с указанными, одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), является игровая деятельность.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Среди детей дошкольного возраста с речевой патологией, дети с ОНР представляют самую многочисленную категорию. Для них характерна совокупность речевого недоразвития и недостатков в развитии высших психических и моторных функций, а также эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей. Общее недоразвитие речи носит системный характер, затрагивая не только речь, но и все другие психические процессы, которые характеризуются задержанными сроками развития и отличиями от нормы. Все это приводит к нарушению речевой коммуникации.
В рамках формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня и их анализа, были применены диагностические методы исследования, разработанные О.В. Дыбиной, Е.Г. Федосеевой, Н.Ю. Кузьменковой. По результатам обследования установлено, что коммуникативные умения у детей сформулированы преимущественно на среднем уровне.
На основании данных результатов была выявлена необходимость формирования коммуникативных умений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста посредством организации логопедических игр. Для этого был составлен игровой логопедический цикл. В процессе игр у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня формировалось умение вступать в общение со сверстниками и взрослыми, завершая его и приобретая опыт эмоционального самовыражения. Дети учились понимать, что сверстник говорит о них, а также определять характер отношений сверстника с другими детьми. Как правило, при этом дети сравнивали сверстников по характеру отношений к другим. Игровые сюжеты, характерные для такого цикла, обычно предполагают личное взаимодействие между ребенком и окружающими.
Для того чтобы проверить эффективность реализованного игрового логопедического цикла, направленного на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, организовано повторное обследования.
Сравнительный анализ данных обследования свидетельствует о положительной динамике. Старшие дошкольники с ОНР III уровня научились распознавать эмоциональные состояния сверстников и взрослых, понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению. Дети научились получать необходимую информацию в общении, выстраивать диалог со взрослыми и сверстниками. У детей сформировано умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению и интересам, они научились спокойно отстаивать свое мнение. Дети научились выстраивать взаимодействие в системе «ребенок -ребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь. Дети знают нормы организованного взаимодействия, учитывают интересы сверстника, не допускают ссоры и конфликтные ситуации, учитывают мнение других.
Это свидетельствует об эффективность реализованного игрового логопедического цикла, направленного на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, эффективность реализованного игрового логопедического цикла, направленного на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, доказана.


1. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности «Психология». Изд. 5-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. 362 с.
2. Артемова С.А., Шашунова Ю.С., Стаханова Н.Н. Модернизация
технологии формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2022. № 2(92). С. 32-39. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48898345 (дата обращения 05.09.2022).
3. Архипова С.В., Рысева С.А. Формирование коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1. С. 26-29.
4. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учебное пособие. М.: Астрель, 2006. 158 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. № 28(1). С. 1 -33.
URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28925332 (дата обращения 18.10.2022).
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019. 432 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25627914 (дата обращения 10.09.2022).
7. Глухов В.П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций. М.: МИГУ,
2017. 170 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36990458 (дата обращения
04.11.2022).
8. Грабарь И.С. Формирование коммуникативных умений у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Мир детства в современном образовательном пространстве : Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Витебск: Витебский государственный
университет им. П.М. Машерова, 2022. С. 194-195.
9. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : методическое пособие. 2-е изд. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. 90 с.
10. Гурачевская А.Е., Козырева О.А. Сравнительное изучение сформированности коммуникативных умений у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи III уровня [Электронный ресурс] // Молодежь и наука XXI века. Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья : Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов. Электронный ресурс (Красноярск, 14 мая 2020 года). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2020. С. 59-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42977974 (дата обращения 05.09.2022).
11. Джейранова С. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи // Лучшая научно-исследовательская работа 2017 : сборник статей IX Международного научно-практического
конкурса, Пенза, 27 июня 2017 года. Пенза: «Наука и Просвещение», 2017. С. 118-122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29374241 (дата обращения 09.09.2022).
12. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников : сборник игр и упражнений. Москва: Книголюб, 2006. 62 с.
13. Дубровина Т.И. Формирование слухоречевой памяти в системе
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников: дис. канд. пед. наук. М., 2010. 176 с. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=19242348 (дата обращения 02.09.2022).
14. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: пособие для воспитателей и учителей начальных классов: для работы с детьми 5-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 58 с.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. М.: КнигоМир, 2011. 320 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20110724 (дата обращения 13.09.2022).
... всего 67 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ