ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 7
1.1. Жизнеспособность личности в исследованиях отечественных и
зарубежных психологов 7
1.2. Жизнеспособность и индивидуально-психологические особенности
личности подростков, оставшихся без попечения родителей 22
Выводы по 1 главе 44
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 48
2.1. Организация и методики исследования 48
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 51
2.3. Методические рекомендации развития жизнеспособности подростков,
оставшихся без попечения родителей 60
Выводы по 2 главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность исследования. Психическое и личностное развитие подростков оставшихся без попечения родителей носит специфический характер. Ведь все особенности их развития определяются условиями, в которых они живут. Наиболее значимыми из них являются психические лишения, отсутствие близкого взрослого, который безоговорочно принимает и любит ребенка, а также негативное отношение общества к этим детям. Все это приводит к формированию агрессивного, но крайне уязвимого, неуверенного в себе человека, который защищается от внешнего мира и не взаимодействует с ним.
Понятие жизнеспособности демонстрирует степень приспособленности человека к жизни и к ее резким переменам: это его способность существовать, развиваться, адаптироваться в новых условиях, сохранять бодрость, хорошее настроение, психическое и физическое здоровье. Жизнеспособность проявляется в таких качествах, как оптимизм, стойкость, мобильность.
За последние пять лет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в государственном банке в России, удалось сократить на 34%, в регионах страны занимаются перестройкой системы ведомственной подчиненности организаций для детей сирот, совершенствуются законодательства и формы семейного устройства детей. Но, несмотря на политику государства по сокращению количества детей, лишенных родительской опеки, путем поддержки семьи и организации семейных форм воспитания детей-сирот, их количество остается высоким. В то же время, исследования судов выпускников детских домов показывают, что только 10% из них живут относительно полноценной жизнью, а остальные 90% становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками и самоубийцами [36]. Поэтому важно понять, какие психологические характеристики воспитанников государственных учреждений являются препятствием для успешной самостоятельной жизни, что влияет на жизнеспособность таких детей в настоящем и будущем.
Формирование жизненных перспектив, как правило, рассматривают, начиная с юношеского возраста, когда актуальным становится вопрос профессионального самоопределения. С нашей точки зрения формирование жизненных перспектив является актуальной в подростковом возрасте, поскольку именно этот возрастной период является очень важным для формирования личности. Исследований, направленных на изучение представлений о собственных жизненных перспективах подростков, особенно тех, которые в силу разных жизненных обстоятельств, остались без попечения родителей явно недостаточно.
Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы. «Жизнеспособность подростков оставшихся без попечения родителей».
Проблема исследования: каковы структурные компоненты
жизнеспособности подростков, оставшихся без попечения родителей
Объектом исследования: жизнеспособность подростков, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: структурные компоненты жизнеспособности подростков, оставшихся без попечения родителей.
Целью исследования: определить структурные компоненты
жизнеспособности подростков, оставшихся без попечения родителей
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Провести эмпирическое исследование по определению структурных компонентов жизнеспособности подростков, оставшихся без попечения родителей
...
Проблема исследования взаимосвязи структурных компонентов жизнеспособности и индивидуально - психологических характеристик личности, определения предикторов жизнеспособного поведения личности одновременно и актуальна и мало изучена.
Резюмируя, отметим, что жизнеспособность личности в современных исследованиях рассматривается в нескольких ракурсах: индивидуальные характеристики, общественное влияние, отношения с близкими, включенность в традиции своей культуры. Жизнеспособность ученые рассматривают как системное качество личности, которое характеризует единство индивидуальных и социально - психологических способностей индивида к реализации потенциала, ресурсов. К ресурсам ученые относят психическое здоровье, экстраверсию, межличностные отношения, социально - психологические особенности семьи. Рассматривая жизнеспособность как предпосылку к развитию и адаптации, категорией развития называют взаимосвязи самой личности как некой системы и способы самореализации личности в жизни. А.А. Нестерова предлагает структурные компоненты жизнеспособности: саморегуляцию, эмоциональный контроль, планирование своего времени и управление будущим [29].
Мы рассматриваем жизнеспособность подростков как интегративное образование, для которого характерна согласованность связей между различными элементами. Таким образом, мы выделим и рассмотрим взаимосвязи между такими переменными, как нейротизм, экстраверсия, оптимистичность, рефлексивность, мотивация с жизнеспособностью подростков. Нейротизм и экстраверсию, согласно концепции Е.А. Рыльской, мы рассматриваем как врожденные предпосылки, которые увеличивают вероятность формирования жизнеспособности или нежизнеспособности [44]. Мотивацию - как образование, определяющее инициацию, устойчивость и направленность поведения благодаря целеполаганию. Рефлексию - как 67
способность соотнесения своего опыта с общественными и личными нормами. Оптимизм - как показатель самоэффективности и удовлетворения жизнью.
Таким образом, мы видим, что психическое и личностное развитие детей-сирот носит специфический характер. В конечном итоге все особенности их развития определяются теми условиями, в которых живет ребенок. Наиболее значимыми из них являются психическая депривация, отсутствие близкого взрослого человека, который бы безоговорочно принимал и любил ребенка, негативное отношение к этим детям со стороны социума. Все это приводит к формированию агрессивной, но крайне ранимой, неуверенной в себе личности, защищающейся от внешнего мира, а невзаимодействующей с ним.
Исходя из вышеперечисленного, мы можем утверждать, что у жизнеспособности довольно много дефиниций. Российская психология жизнеспособность изначально рассматривала в рамках вопроса о способах существования человека, а первые эмпирические исследования были направлены на изучение готовности человека к эффективному функционированию (общей трудоспособности). Методологические подходы в изучении жизнеспособности - это совокупность различных научных парадигм, которые рассматривают процесс формирования, развития, детерминации структурных элементов жизнеспособности, механизмов и условий ее формирования и развития с разных сторон. В рамках субъектного подхода рассматривались такие категории, как «активность», «саморегуляция», «саморазвитие», «личностный потенциал». Представители субъектно-деятельностного подхода связывали жизнеспособность с категорией развития, выделяя стадии развития, восходящий их характер, когнитивную основу и факторы. С точки зрения личностно-деятельностного подхода, в рамках психологии способностей жизнеспособность есть совокупность свойств, влияющих на эффективность деятельности. На современном этапе ученые исследуют данную категорию в рамках кросс- культурного подхода, в контексте сознания разных культур, исследуя родственные жизнеобеспечивающие феномены: сопротивляемость, чувство связности, разрастание, неуязвимость, обращение к жизненной проблематике, к идее воспитания жизнеспособного поколения, включая в структуру жизнедеятельности такой компонент, как своевременность. Для нашего исследования актуально положение о динамической системе В.Д. Шадрикова, в котором ученый говорит о свойстве системы развиваться во времени, изменять в составе компоненты и связи, сохраняя при этом функции, где человек понимается как целостная психологическая система, а жизнеспособность - как характеристика, отражающая качество некоторых функций, отвечающих за успешное адаптивное поведение.
...
1. Абульханова-Славская К.А. Сознание как жизненная способность личности/Психологический журнал. 2009. Т.30. №1. С.32-43.
2. Адлер А. Индивидуальная психология. М.: НАУКА. 2003. 325 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. 384 с.
4. Айзенк Г. Парадоксы психологии. М.: Эксмо, 2009. 352 с.
5. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., 2000. 175 с.
6. Беличева С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Средне- Уральск. книжное изд-во, 2004. 129 с.
7. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара: Изд-во «Универс-групп», 2003 52 с.
8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Рассвет, 2006. 398 с.
9. Брутова М.А. Социальная педагогика. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. 76 с.
10. Галагузова М.А. Социальная педагогика. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 320 с.
11. Гарванова М.З., Гарванов И.Г. Исследование ценностей в современной психологии // Современная психология: материалы 3 междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2014. С. 4-20.
12. Гордеева М. От мер - к развитию // Педагогика, 2015. №4. С. 2-5.
13. Гурьянова М.П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен // Педагогика. 2006. №10. С. 43-50.
14. Дубровина И.В. Минкова Э.А. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения // Детский дом. 2006. №19. С. 12-14.
15. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России. 2015. №8. С. 70-74.
16. Ильинский И.М. Образование. Молодежь. Человек: М.: Изд-во Моек, туманит, ун-та, 2006. 560 с.
17. Клейберг Ю.А. Психология и педагогика девиантного поведения. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 97 с.
... всего 60 источников