Интерактивные задания по информатике как средства формирования коммуникативных умений обучающихся начальной школы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1 Понятие коммуникативных умений в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Возрастные особенности обучающихся начальной школы 14
1.3 Способы и средства формирования коммуникативных умений на
уроках информатики в начальной школе 17
ГЛАВА II. Формирование коммуникативных умений обучающихся начальной школы посредством интерактивных заданий по информатике 28
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений
обучающихся начальной школы 28
2.2 Формирование коммуникативных умений обучающихся начальной
школы посредством интерактивных заданий по информатике 31
2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных
умений обучающихся начальной школы посредством интерактивных заданий по информатике 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1 Понятие коммуникативных умений в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Возрастные особенности обучающихся начальной школы 14
1.3 Способы и средства формирования коммуникативных умений на
уроках информатики в начальной школе 17
ГЛАВА II. Формирование коммуникативных умений обучающихся начальной школы посредством интерактивных заданий по информатике 28
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений
обучающихся начальной школы 28
2.2 Формирование коммуникативных умений обучающихся начальной
школы посредством интерактивных заданий по информатике 31
2.3 Методические рекомендации по формированию коммуникативных
умений обучающихся начальной школы посредством интерактивных заданий по информатике 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность исследования. В современных психолого-педагогических исследованиях по проблемам развития общения на разных этапах жизни человека обнаружено и подтверждено, что своевременное овладение коммуникативной культурой, коммуникативными способностями и умениями является необходимым условием позитивной социализации личности, ее социальной успешности, эффективной самореализации (О.Г. Абрамлина, Г.М. Батуева, С.А. Козлова, В.С. Селиванов, Т.А. Федосеева, Н.Е. Щуркова и др.).Эффективность общения зависит от того, насколько человек владеет знаниями об общении и коммуникативными умениями, которыми он овладевает в условиях ежедневной коммуникативной практики и социального взаимодействия с окружающими людьми, целенаправленного освоения коммуникативной культуры общества благодаря обучению и воспитанию (Б.Г. Ананьев, A.A.Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев). Современное образование призвано обеспечить условия, необходимые для своевременного коммуникативного развития личности (ФГОС начального общего образования, Закон РФ «Об образовании»).
Коммуникативные умения определяются исследователями как свойства и способности, обеспечивающие успешность общения человека с другими людьми и как специфические способы деятельности общения, обеспечивающие достижение его целей (О.И. Киличенко, Н.М. Косова, Е.В. Смирнова, В.Д. Ширшов и др.). Теоретические основы формирования коммуникативных умений и навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых: А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и других.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных умений. Важным вопросом теоретико-прикладного характера, требующего детального изучения, является вопрос о педагогических средствах целенаправленного формирования у младших школьников комплекса коммуникативных умений, которые позволили бы учащимся успешно решать возникающие перед ними социальные и практические задачи.
Большой потенциал для формирования коммуникативных умений в начальной школе имеет информатика (Бешенков С.А., Кузнецов A.A., Роберт И.В. и др.). Формируемые в начальной школе в рамках изучения информатики коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Для повышения качества формирования коммуникативных умений в образовательном процессе, необходимо активно использовать информационные технологии, позволяющие расширить область самостоятельной работы учащихся и обеспечить высокую активность их взаимодействия с учебными материалами. Для решения этой проблемы могут быть использованы интерактивные задания, обеспечивающие визуализацию учебной информации и эффективное взаимодействие между пользователем и средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) или между различными пользователями посредством ИКТ. Однако в настоящее время интерактивные задания в начальной школе используются эпизодически.
Таким образом, выявляется противоречие между возможностями использования интерактивных заданий как способа формирования коммуникативных умений младших школьников и недостаточной разработанностью методической базы их применения в школьной практике.
Из установленного противоречия вытекает проблема исследования: какими должны быть интерактивные задания по информатике и способы их использования в процессе обучения младших школьников, способствующие формированию коммуникативных умений у обучающихся начальных классов? Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Интерактивные задания по информатике как средства формирования коммуникативных умений обучающихся начальной школы».
Цель исследования: разработать комплект интерактивных заданий по информатике, способствующих формированию коммуникативных умений у обучающихся начальной школы...
Коммуникативные умения определяются исследователями как свойства и способности, обеспечивающие успешность общения человека с другими людьми и как специфические способы деятельности общения, обеспечивающие достижение его целей (О.И. Киличенко, Н.М. Косова, Е.В. Смирнова, В.Д. Ширшов и др.). Теоретические основы формирования коммуникативных умений и навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых: А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и других.
Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных умений. Важным вопросом теоретико-прикладного характера, требующего детального изучения, является вопрос о педагогических средствах целенаправленного формирования у младших школьников комплекса коммуникативных умений, которые позволили бы учащимся успешно решать возникающие перед ними социальные и практические задачи.
Большой потенциал для формирования коммуникативных умений в начальной школе имеет информатика (Бешенков С.А., Кузнецов A.A., Роберт И.В. и др.). Формируемые в начальной школе в рамках изучения информатики коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Для повышения качества формирования коммуникативных умений в образовательном процессе, необходимо активно использовать информационные технологии, позволяющие расширить область самостоятельной работы учащихся и обеспечить высокую активность их взаимодействия с учебными материалами. Для решения этой проблемы могут быть использованы интерактивные задания, обеспечивающие визуализацию учебной информации и эффективное взаимодействие между пользователем и средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) или между различными пользователями посредством ИКТ. Однако в настоящее время интерактивные задания в начальной школе используются эпизодически.
Таким образом, выявляется противоречие между возможностями использования интерактивных заданий как способа формирования коммуникативных умений младших школьников и недостаточной разработанностью методической базы их применения в школьной практике.
Из установленного противоречия вытекает проблема исследования: какими должны быть интерактивные задания по информатике и способы их использования в процессе обучения младших школьников, способствующие формированию коммуникативных умений у обучающихся начальных классов? Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Интерактивные задания по информатике как средства формирования коммуникативных умений обучающихся начальной школы».
Цель исследования: разработать комплект интерактивных заданий по информатике, способствующих формированию коммуникативных умений у обучающихся начальной школы...
1. Для формирования в исследовании были отобраны
коммуникативные умения: умение сознательно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации, умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации, умение формулировать точку зрения, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений, умение определить общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
2. Для полноценного развития коммуникативных универсальных учебных действий необходимо развитие речи учеников. Работая над коммуникативными умениями детей, необходимо применять современные педагогические технологии, дидактические и ролевые игры, включение в работу коллективно-творческого дела, активные методы обучения, задания и задачи по организации многообразной деятельности обучающихся.
3. Интерактивные задания для формирования коммуникативных умений у обучающихся начальной школы должны соответствовать общим целям начального образования, уровню знаний обучающихся, привлекать интерес и способствовать диалогу, по длительности взаимодействия с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой не превышать 15 минут.
4. Разработан комплект интерактивных заданий по информатике, направленных на формирование таких коммуникативных умений обучающихся начальной школы, как научиться пользоваться речевыми средствами в познавательных целях, строить расширенные монологические высказывания, пользоваться аудиовизуальной поддержкой в процессе своих выступлений, владеть диалогической формой учебного общения, применять инструменты информационно-компьютерных технологий и дистанционного общения; допускать существование разных мнений, стремиться к координации действий и учебному сотрудничеству, формулировать собственное мнение, приходить к общему решению, четко и понятно выражать свою мысль, а также методические рекомендации по их применению.
коммуникативные умения: умение сознательно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации, умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации, умение формулировать точку зрения, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений, умение определить общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
2. Для полноценного развития коммуникативных универсальных учебных действий необходимо развитие речи учеников. Работая над коммуникативными умениями детей, необходимо применять современные педагогические технологии, дидактические и ролевые игры, включение в работу коллективно-творческого дела, активные методы обучения, задания и задачи по организации многообразной деятельности обучающихся.
3. Интерактивные задания для формирования коммуникативных умений у обучающихся начальной школы должны соответствовать общим целям начального образования, уровню знаний обучающихся, привлекать интерес и способствовать диалогу, по длительности взаимодействия с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой не превышать 15 минут.
4. Разработан комплект интерактивных заданий по информатике, направленных на формирование таких коммуникативных умений обучающихся начальной школы, как научиться пользоваться речевыми средствами в познавательных целях, строить расширенные монологические высказывания, пользоваться аудиовизуальной поддержкой в процессе своих выступлений, владеть диалогической формой учебного общения, применять инструменты информационно-компьютерных технологий и дистанционного общения; допускать существование разных мнений, стремиться к координации действий и учебному сотрудничеству, формулировать собственное мнение, приходить к общему решению, четко и понятно выражать свою мысль, а также методические рекомендации по их применению.
Подобные работы
- Электронно-образовательные контенты как средство реализации дополнительного математического образования школьников
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАРТА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2015 - ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАРТА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА
БАЗЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2023 - Использование современных мультимедиа для формирования устных речевых умений обучающихся старшей школы на уроках английского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ
ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДИЗАЙНЕРСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
ССУЗА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
(в процессе освоения ДПИ)
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016



