ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РОЛЬ И МЕСТО НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА 6
1.1 Общие вопросы развития личностного потенциала учащихся в современных научных
представлениях 6
1.2 Неформальное образование в современных социокультурных практиках работы со
школьниками и студентами 16
1.3 Интеллектуально-творческие соревновательно-игровые форматы неформального для
развития личностного потенциала учащихся 21
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РАБОТЕ С ШКОЛЬНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ 25
2.1 Вопросы организации образовательно-игровых квест-форматов для увлечения учащихся
науками, исследованиями, технологиями 25
2.2 Модельная разработка и проведение научно-образовательной командно-соревновательной
игры для школьников (Техно-квеста) 28
2.3 Рефлексия результатов исследования и организационно методические рекомендации
проектировщикам и организаторам интеллектуально-творческих соревновательных мероприятий неформального образования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
В настоящей реалии динамично меняющегося мира, в котором растут требования как к личностным, так и профессиональным качествам человека, стратегия современного образования должна быть направлена не только на передачу знаний, но и на формирование у обучающихся навыков и умений, способствующих их всестороннему развитию и качественной адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни. Несмотря на значительные усилия по реформированию традиционного образования, оно по-прежнему характеризуется недостатком гибкости и неспособностью быстро адаптироваться ко многим техногенным и социогенным вызовам и изменениям. Стандартизованные общеобразовательные программы, фактически, не учитывают индивидуальные особенности учащихся и не направлены на развитие многогранной личности.
Возможности развития современных школьников напрямую связаны с образовательной средой, в которую они погружены. Личностно-развивающая ограниченность предложений системы формального образования порождает необходимость поиска дополнительных возможностей для решения современных образовательных задач. Эти дополнительные возможности существуют в сфере неформального образования, которое сегодня становится все более влиятельным участником процессов культурно-образовательного развития человека в самых разных его значимых аспектах.
Потенциал сферы неформального образования имеет возможность значительно расширить палитру образовательных предложений современным школьникам как в содержательном, так и в процессуальном и образовательно¬средовом отношении. В организационно-деятельностном потенциале неформального образования есть такие образовательно-деятельностные инструменты, которые фактически невозможно использовать в рамках формальных, стандартизованных систем образования, но которые имеют реальную образовательную эффективность в работе с разными целевыми аудиториями.
Одними из таких инструментов являются образовательно-игровые технологии, которые сегодня рассматриваются как одни из наиболее действенных для решения ряда психолого-педагогических задач, в частности таких, как формирование и развитие творческих, познавательных и научных интересов и устремлений учащихся, необходимых для формирования человеческого кадрового потенциала инновационного развития.
Сегодня важно понимать, реально ли получение новых личностных мотивационных и образовательно-стимулирующих эффектов у обучающихся при краткосрочном их соприкосновении с интерактивной образовательно-игровой средой, создаваемой научно-педагогическими специалистами в рамках некоторых особых форматов неформального образования, а также понимать в какой мере такая деятельность отражается на собственных мотивационных и стимульных основаниях деятельности самих педагогических специалистов. Поиск ответов на эти вопросы лежит в основе научно-исследовательской проблематизации настоящего исследования.
Объект исследования - неформальное образование современных школьников и студентов.
Предмет исследования - интеллектуально-творческие соревновательно-игровые мероприятия неформального образования для школьников и студентов.
Цель исследования:
Подтверждение возникновения новых личностных мотивационных и образовательно-стимулирующих эффектов у школьников, студентов и преподавателей от их участия в интеллектуально-творческих соревновательно-игровых мероприятиях неформального образования...
В выпускной квалификационной работе в теоретических и практико- деятельностных аспектах рассматривался вопрос разработки и применения интерактивно-игровых интеллектуально-творческих состязаний вне рамок формального школьного образования для расширения спектра образовательных предложений современным учащимся для развития их личностного потенциала.
В ходе работы был проведен анализ научных источников по обозначенным значимым аспектам проблематики исследования, рассмотрены современные психолого-педагогические представления о личностном потенциале, его составляющих и ключевые характеристики его формирования. Отмечена важность аспектов социально-психологической и социально-педагогической адаптации учащихся для формирования их готовности к образовательной и профессиональной деятельности в быстро меняющихся условиях инновационно¬технологического развития общества.
Раскрыта концептуальная позиция, что современная система формального общего образования не способна оперативно реагировать на многие техногенные и социогенные вызовы современности, обуславливающие возникновение инновационных образовательных вызовов. В связи с этим возникает потребность в расширении образовательных предложений школьникам с использованием возможностей и инструментов неформального образования.
Проведен теоретический обзор концептуальных особенностей неформального образования как социокультурного феномена, дополняющего и расширяющего возможности формального образования. Рассмотрены практико¬деятельностные организационно-образовательные форматы, которые могут в рамках неформального образования использоваться для развития личностного потенциала людей.
Выявлен и приоритетно актуализирован в деятельностно-практическом педагогическом плане такой формат неформального образования, как квест- технология, который включает в себя не только элементы познавательно-мыслительных и логико-ориентированных заданий, но и фокусирует учащихся на решение творческих поисково-исследовательских и практико-ориентированных разработческих задач. Такой формат является образовательно-игровым.
Было выдвинуто подлежащее проверке научно-исследовательское предположение, что использование образовательно-игрового квест-формата неформального образования способствует возникновению новых личностных мотивационных и образовательно-стимулирующих эффектов влияния на развитие личностного потенциала школьников, студентов и педагогических специалистов.
В практической части выпускной квалификационной работы осуществлено проектирование и создание модельной разработки командного соревновательно-игрового интеллектуально-творческого мероприятия с использованием квест- технологии. Определены и раскрыты ключевые составляющие применения такого формата, описаны специфики его организации.
На основе модельной разработки квеста осуществлены организация и проведение командного соревновательно-игрового интеллектуально-творческого мероприятия - Техно-квеста «Эврика = прошлое + будущее» на базе Технопарка универсальных педагогических компетенций им. М.И. Шиловой КГПУ им. В.П. Астафьева.
Выполнен рефлексивный анализ результатов и эффектов организации и проведения Техно-квеста по двум исследовательским линиям - ученической и профессионально-педагогической, контекстно интерпретированы все полученные исследовательские данные и на этой основе сформулированы организационно- методические рекомендации для организаторов образовательных мероприятий в квиз- и квест-формате.
Аналитические результаты исследования позволяют говорить о фактическом подтверждении исследовательского предположения (гипотезы) о возникновении новых личностных мотивационных и образовательно- стимулирующих эффектов влияния интеллектуально-творческих соревновательно-игровых мероприятий неформального образования как на познавательные интересы и уровень образовательных притязаний, запросов, профессиональных устремлений учащихся, так и студентов и преподавателей- организаторов таких мероприятий. Из этого сделан итоговый вывод о значимости полученных в исследовании практических результатов, так как они дают представление о влиянии инструментов неформального образования на формирование и развитие личностного потенциала и учащихся, и педагогических специалистов.
1. Аболин, Л. М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения / Л.М. Аболин // Вопросы психологии : издается с января 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин. - 1989. - №4 июль-август 1989. - С. 141-148. - Текст: непосредственный.
2. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Академия педагогических наук СССР, Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков; ред.: А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова. - Москва : Педагогика, 1982. - 238 с. - Библиогр.: с. 223-238. - Текст : непосредственный.
3. Андреева, Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание второе, перераб. и доп. / Ю. Б. Андреева. - М: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.
4. Анохин, П. К. Теория отражения и современная наука о мозге / П. К. Анохин, акад. - Москва : Знание, 1970. - 46 с. - Текст : непосредственный.
5. Ардашева, Н. В. Квест в образовательном процессе / Н.В. Ардашева, Е .Н. Козева, Н. А. Шабунина // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 3 (62). С. 55-57. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kvest -v-obrazovatelnom-protsesse/viewer
6. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии : издается с января 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин. - 1989. - №1 январь-февраль 1989. - с. 92- 101. - Текст : непосредственный.
7. Бахтызина А. П. Анализ опыта организации квестов в мире и России / А. П. Бахтызина, С. В. Зинченко, Е. М. Бижанова // Вестник Пензенского государственного университета. 2020. № 4 (32). С. 40-44. URL: https://cy- berleninka.ru/article/n/analiz-opyta-organizatsii-kvestov-v-mire-i-rossii.
8. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека : монография / Ф. Б. Березин ; АН СССР, Дальневост, отд-ние, Ин-т биол. проблем Севера, М-во здравоохранения СССР, 1-й Моск. мед. ин-т им.
И.М.Сеченова. - Л. : Наука, 1988. - 270 с. : табл. - Библиогр.: с. 260-268.
9. Боева, О. М. Педагогический феномен интеллектуальной игры И Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 141-147. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pcdagogicheskim-fenomen-intellektualnom-igry/viewer
10. Божович, Л. И. Избранные психологические труды // Проблема формирования личности. Под ред. Д. И. Фельдштейна - М., 1995. - 352 с
11. Букина, Н. Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России / Букина Н. Н. // Человек и образование. 2010. -№1. С. 56-61. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gosudarstvennoy- sistemy-neformalnogo-obrazovaniya-vzroslyh-v-rossii/viewer
12. В поисках себя : Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - Москва: Политиздат. 1984. - 335с.
13. Глаголева, К. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева И Молодой ученый: 2017. № 4 (138). — С. 324-326.
14. Горбунова, Ю. А. Квиз как игровая технология преподавания философии в вузе / Ю. А. Горбунова, О. А. Блинова // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 1 (38). С. 31-39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kviz- kak-igrovaya-tehnologiya-prepodavaniya-filosofii-v-vuze/viewer
15. Груздов, О. Г. Применение квиз-технологии в образовании / О. Г. Груздова, Т. А. Согласова // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 3 (39). С. 13-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pri- menenie-kviz-tehnologii-v-obrazovanii...33