ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Понятия «общение» и «коммуникация» в психолого-педагогической
литературе, общие и отличительные признаки 8
1.2. Особенности развития коммуникативных умений детей среднего
дошкольного возраста 14
1.3. Возможности театрализованной деятельности как средства развития
коммуникативных умений детей среднего дошкольного
возраста 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений детей посредством организации театрализованной деятельности 31
2.3. Оценка результативности опытно-экспериментальной 40
деятельности 46
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Современное общество требует от каждого человека умений устанавливать необходимые контакты с окружающими, находить нужную информацию из разных источников и обмениваться ею с другими людьми, уметь находить выход из конфликтной ситуации, то есть обладать коммуникативными умениями. Коммуникация - это «специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств» [2, с. 36].
Часто понятия «общение» и «коммуникация» считают однородными, но многие исследователи полагают, что это не так. Далеко не каждое общение является коммуникацией, но вместе с тем любая коммуникация между людьми основана на общении. В «Кратком психологическом словаре» дано следующее определение: коммуникация - «смысловой аспект социального взаимодействия» и если общение - это взаимодействие между людьми, то коммуникация - это смысл общения [18, с. 62].
Сторонники этой позиции (например, учёный-психолог Н.С. Козлов)считают, что коммуникация, в отличие от общения, «предполагает наличие цели хотя бы у одного из участников», это «процесс влияния участников общения друг на друга, обмен идеями, информацией» [20].
Иначе говоря, коммуникация - это взаимодействие людей в общении. При этом коммуникация является как средством организации общения, таки продуктом общения [21, с. 64].
В психолого-педагогических исследованиях нет единого подхода к определению коммуникативных умений детей дошкольного возраста. Согласно одному из определений, «коммуникативные умения дошкольников - это осознанные действия детей и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения» [22].
Формирование и развитие коммуникативных умений начинается уже в дошкольном детстве.
Обладание коммуникативными умениями позволяет ребёнку активно общаться с окружающими, помогает «найти себя» в коллективе сверстников. Неразвитость коммуникативных умений, в свою очередь, не только может привести к обратному результату, но и вызвать отвержение ребёнка со стороны сверстников, что может нанести большой вред его психическому и морально-нравственному развитию.
Проблема формирования и развития коммуникативных умений приобретает особую актуальность в среднем дошкольном возрасте. Ведь этот период является «мостиком» к старшему дошкольному периоду, когда перед ребёнком ставятся более высокие требования к особенностям общения со взрослыми и сверстниками. Этот период назван известными учёными- психологами и педагогами (Л.С. Выготским. А.А. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным и другими) «максимально чувствительным и обладающим благоприятными условиями для формирования определённой способности или типа деятельности организма» [11].
Вопросами развития коммуникативных способностей и умений детей дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи в отечественной науке, такие как: А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина, М.И. Лисина, А.Г. Арушанова, А.П. Панфилова, А.А. Максимова, Я.Л. Коломенский, Т.А. Маркова и другие. Современныеспециалисты в сфере общения детей со взрослыми и сверстниками (Т.З. Адамьянц, Л.Н. Галигузова, Воронич Е.А., Бодалев А.А., Букатов В.М., Смирнова Е.О.) продолжают исследовать формы и методыразвития коммуникативных умений и способностей у дошкольников [7].
В п. 4.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) названы следующие целевые ориентиры: «ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывая интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других» [40, с. 7].
Таким образом, формирование коммуникативных умений и способностей у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО является актуальной социально-педагогической проблемой, ведь от её решения во многом зависит успешность взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, успешность его социальной адаптации.
...
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы выяснили, что в научной литературе нет пока однозначного отношения к понятиям «коммуникация» и «общение», часто эти понятия используются как синонимы. Учёные М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривают процесс общения как коммуникативную деятельность, понятие «коммуникация» понимается ими как более широкое понятие, чем понятие «общение».
Учёная М.И. Лисина под общением понимает «взаимодействие людей, которое направлено на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений», она подчёркивает необходимость и значимость коммуникативных способностей и умений, формирующихся в отношениях у детей в дошкольном возрасте.
Нами изучены особенности развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста. Установлено, что коммуникативные умения у детей развиваются в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Большинство исследователей отмечают, что крайне важно проведение работы по формированию коммуникативных умений у детей в среднем дошкольном возрасте. К старшему дошкольному возрасту ребёнку также необходимо овладеть такими коммуникативными умениями, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, понимать своего собеседника и его эмоциональное состояние, воспринимать и понимать информацию; использовать этикетные правила общения.
Выявлены возможности театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста. Она является важнейшим средством развития условий, необходимых для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит развитие общения дошкольников, служит неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству и общей человеческой культуре.
Для того, чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на формирование коммуникативных умений дошкольников, необходимо иметь представление об уровне их развития у детей. С учётом необходимых требований нами были подобраны диагностические методики, которые позволяют составить объективное представление о состоянии развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста: «Рукавички» (Г.А. Цукерман), методика «Подели игрушки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); методика «Картинки» (О. В. Дыбина).
Исследование коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста проводилось на базе детского сада ХХ г. Зеленогорска Красноярского края. В диагностике с согласия администрации детсада ХХ и родителей детей -участников исследования участвовали 20 детей средней группы. Диагностический материал для методик «Рукавички» и «Картинки» приведён в приложении А.
Результаты диагностики коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста показали, что коммуникативные умения у детей в группе и отношения между сверстниками развиты недостаточно. Большинство детей в группе показали низкий (6 детей -30%) и средний (10 детей - 50%) уровень развития коммуникативных умений. Только 4 ребёнка в группе показали высокий результат, что составляет 20%. Общий результат первичной диагностики показан в приложении Б (таблица 5).
По результатам диагностики было принято решение о проведении опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
В опытно-экспериментальной работе принимали участие дети среднего дошкольного возраста, прошедшие первичную диагностику, из МБДОУ д/с № ХХ г. Зеленогорск Красноярского края в количестве 20 человек.
...
1. Адамьянц, Т.З. Что такое коммуникативные умения и навыки и как их развивать [Электронный ресурс]. URL: www. pedsovet. prg. (дата обращения: 25.11.2019г.)
2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду/ Е.А. Антипина. М.: Просвещение, 2016. 98 с.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников/Л.В. Артемова.М.: Кнорус, 2015. 301 с.
4. Арушанова, А.Г. Коммуникативное развитие дошкольников: проблемы и перспективы / А.Г. Арушанова. М.: ГНОМ и Д, 2016. 93 с.
5. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие/ А.Г. Арушанова. М: ТЦ Сфера, 2015. 80 с.
6. Богуславская, Н.Г., Купина, Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.Г. Богуславская, Н.А. Купина. Екатеринбург: АРГО, 2015.192 с.
7. Бодалев, А. А. Личность и общение: избранные труды / А. А.Бодалев.М.: Педагогика, 2016. 270 с.
8. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию /Л.П. Бочкарёва. Ульяновск, ИПКПРО, 2016. 94 с.
9. Василик, М.А. Основы теории коммуникации/М.А. Василик. М.: Гардарики, 2015. 615 с.
10. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. СПб.: Питер, 2017. 272с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 2014. 362 с.
12. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет/ Л.Н. Галигузова, Е.О.Смирнова. М.: Просвещение, 2017. 143 с.
13. Дмитриева, И.А. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников [Электронный ресурс] URL:ййрУ/туе/ба-пагоб.гиСдата обращения: 25.11.2019 г.)
14. Доронова, Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 2015.127 с.
15. Доронова Т.; Доронова, Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей / Т. Доронова, Е. Доронова. М.: Просвещение, 2016. 67 с.
...
44 источника