Введение
Глава 1. Педагогическая власть как объект философского анализа
1.1. Понятие педагогической власти в системе научно-философского знания
1.2. Единство и многообразие форм проявления педагогической власти
Глава 2. Педагогическая власть в контексте социального прогресса
2.1. Педагогическая власть как фактор образовательных и социокультурных процессов
2.2. Диалектика власти и свободы в образовательном процессе
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы научно-квалификационной работы обусловлена объективными тенденциями в эволюции общества и складывающейся в первой четверти ХХ1 века констелляцией социально-философских, социально-исторических и философско-онтологических проблем.
Во-первых, в связи с общим усложнением социальной системы становятся актуальными задачи её поддержания и совершенствования, то есть проблемы, касающиеся власти, управления обществом, организации и самоорганизации. Власть - всепроникающая, имманентная социуму структура - переосмысливается как позитивный, творческий фактор общественного развития. Всё в большей мере внимание исследователей привлекают неполитические виды и формы власти (например, в трудах Мишеля Фуко, Мишеля де Серто, Хайнца Хекхаузена). Акцент смещается на отношения господства-подчинения в семье, в медицинской практике, в образовательной практике... Между тем, ни один из ныне существующих подходов к власти (индивидуалистический, нормативистский, феноменолого-герменевтический, структуралистский и другие) не дает целостного, тем более, исчерпывающего представления о ней. Особую остроту проблема власти приобретает в условиях глобализации, в связи со становлением информационного общества, а также в свете идеала освобождения человека. Аксиомы классического рационализма, декларирующего единство разума (знания) и свободы, были поставлены под сомнение и представителями Франкфуртской школы, и представителями постмодернистской философии.
Во-вторых, философскому переосмыслению подвергаются революционные изменения, охватившие сферу образования, ее особенности в эпоху глобализации и информатизации, задачи, формы, уровни и принципы учебно-воспитательного процесса, так называемый «кризис в образовании», опасности дегуманизации. В условиях быстро меняющегося мира обостряется проблема сохранения преемственности в развитии, то есть передачи опыта и ценностных ориентаций последующим поколениям, что предполагает элемент навязывания им воли со стороны предшествующих поколений. Во весь рост встала проблема сопротивления манипуляции сознанием, прежде всего, со стороны СМИ, перетягивающих на себя функции системы образования. Попытки установления климата толерантности драматически сталкиваются с усилением фундаменталистских тенденций.
В то же самое время, в-третьих, последние десятилетия ознаменовались беспрецедентным возрастанием интереса к феномену детства. Представления о детстве изменяются радикальным образом. О роли детства в жизни индивида, о месте детства как социокультурного явления в жизни общества, о задачах, стоящих перед индивидом в начале его жизненного пути. Небывалую остроту приобретают вопросы о правах ребёнка, о его способности к сознательному выбору (нравственных ценностей, сексуальной ориентации, учебного предмета, профессии), о правах и обязанностях родителей, о правах и обязанностях школы, о статусе учителя, о полноценном участии ребёнка в экономической жизни общества, о деформации личности ребёнка (раннее вовлечение в те формы деятельности, которые традиционно рассматривались как прерогатива взрослых людей - конкурсы красоты, контент для взрослых, терроризм). Нетрудно заметить, что красной нитью через все перечисленные коллизии проходит диалектика свободы и принуждения (насилия, власти) в отношениях между субъектами образования и его объектами.
Таким образом, комплексному осмыслению подлежит вся совокупность разнообразных социальных процессов, тенденций, проблем, складывающаяся на пересечении феномена власти и феномена образования.
Актуальность исследований, таким образом, неотделима от их практической значимости и ценности полученных результатов. Решаемые задачи имеют существенное значение как для развития отдельных областей социальной философии, так и для развития научно-философской мысли в целом, о чём свидетельствует история разработки данной темы.
Глубинная взаимосвязь между философией власти (в частности, политической философией) и философией образования была четко зафиксирована в трудах Платона, Аристотеля, Плутарха и других античных классиков.
Исследование совокупности властных отношений, имманентной образованию как сфере человеческого бытия, позволило обосновать широкую трактовку понятия педагогической власти и обобщить на основе данного понятия комплекс знаний, касающихся разнообразных социальных процессов, тенденций, проблем, складывающихся на пересечении феномена власти и феномена образования (а также - следует подчеркнуть особо - феномена детства).
Стало очевидным, что педагогическая власть представляет собой прогрессивный и перспективный вид власти, оказывающий влияние на развитие общества в целом, достойный идеал властных отношений. Механизмы влияния могут быть многообразными, зависящими и от культурно-цивилизационных особенностей общества, и от формационных его особенностей, и от сферы реализации (понятно, что в сфере здравоохранения эта форма власти реализуется не так, как в армии).
В ходе дальнейших изысканий необходимоустановить место понятия «педагогическая власть» в системе философского знания, более детально исследовать проявления и предпосылки педагогической власти, выявить структуру и функции властных отношений в контексте социальных, социокультурных, образовательных процессов, сфокусировать внимание на соотношении элементов принуждения и свободы в образовательном процессе и, в конечном счете, оправдать замысел рассмотрения педагогической власти в масштабах современного общества, социальной системы в целом, а не только образования или, тем более, системы образования. Данная работа представляет собой первый шаг на пути к поставленной цели.
1. Августин А. Исповедь. М.: Канон+, 1997. - 464 с.
2. Августин А. О граде Божием // Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 1296 с.
3. Августин А. Об учителе / Августин А. Об истинной религии. Теологический трактат// Минск: Харвест, 1999. - 1600 с. - С. 300-350.
4. Аверинцев С. София-Логос. Словарь. Собрание сочинений / Под ред. Н. П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. К.: ДУХ I Л1ТЕРА, 2006. - 912 с.
5. Адорно Т. В. Негативная диалектика. M.: Научный мир, 2003. - 374 с.
6. Алюшин А. Л. Гарольд Лассуэлл о природе политической реальности // Полис. Политические исследования. 2006. № 5. - С. 158-170.
7. Аникевич А. Г. Феномен власти: социально-философский анализ. Докторская диссертация, специальность 09.00.11. Красноярск, 1999.
8. Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. М.: Наука, 1996. - 335 с.
9. Апресян Р. Г. Этика силы - в противостоянии насилию и агрессии / Р. Г. Апресян // Вопросы философии. - №9. - 2010. - С. 143-153.
10. Арендт А. О насилии / Пер. с англ. Г.М. Дашевского // М.: Новое издательство, 2014. -148 с.
11. Аристотель. Большая этика // Соч. в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1983. - С. 295-374.
12. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1976. - С. 63-367.
13. Аристотель. Никомахова этика // Соч. в 4 т. Т.4. М.: Мысль, 1983. - С. 53¬293.
14. Аристотель. О душе // Соч. в 4 т. Т.1. М.: Мысль, 1976. - С.369-448.
15. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1983.
Т. 4. - С. 376-644. Перевод с древне-греч. С. Жебелева.
...
215 источников