Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ СТРАХОВ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 3-4 ЛЕТ И РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К НИМ

Работа №157572

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы117
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕОБОСНОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ
ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 3-4 ЛЕТ 7
1.1. Характеристика родительского отношения 7
1.2. Страхи детей младшего дошкольного возраста 15
1.3. Гендерные отличия девочек и мальчиков 3-4 лет 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЙ СТРАХОВ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ 3-4 ЛЕТ 42
2.1. Характеристика испытуемых и обоснование выбора диагностических методик 42
2.2. Определение взаимосвязей типа родительского отношения и
проявлений страхов девочек и мальчиков 3-4 лет 48
2.3. Коррекционно-педагогическая работа, направленная на
оптимизацию родительского отношения и уменьшения страхов девочек и мальчиков 3-4 лет 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 84


Актуальность работы заключается в том, что стиль родительского отношения является важным фактором в развитии дошкольника, в частности, в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений.
В последние десятилетия заложен прочный фундамент для законодательного и практического утверждения приоритета семейного воспитания. Существует ряд действенных законодательных актов, методических рекомендаций по проблеме семейного неблагополучия, проводятся научно-практические семинары, выполняются научные исследования по данной тематике и пр. Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Э. Эриксон,
A. Фрейд, Д. Винникотт, Дж. Боулби, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И Лисина). В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка.
В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительское отношение, находящее выражение в типе семейного воспитания, и включающая такие компоненты как: особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций и социальный контроль (А.Е.Личко, А.Л. Варга,
B. В.Столин, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.С.Спиваковская, О.А.Карабанова).
В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия, формируется привязанность.
Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает
существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В
общении ребенка со взрослым создается "зона ближайшего развития", где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности.
В данном исследовании мы обращаемся к такой проблеме, как влияние родительского отношения на проявления страхов у мальчиков и девочек. В последние годы вопросы психодиагностики и психокоррекции страхов у детей имеют особое значение в силу их высокой степени распространенности среди детей. Это обуславливает необходимость своевременного выявлению страхов у таких детей и их особенностей с целью проведения коррекционной работы. Теме страхов посвящены теоретические исследования известных отечественных и зарубежных психологов В. В. Столина, Дж. Ман, Л. С. Выготского, В. С. Мухиной, Л. Ф. Обуховой, А. А. Цахаевой. Проблема страхов у детей дошкольного возраста находит отражение в работах А. И. Захарова «Дневные и ночные страхи у детей», «Как помочь нашим детям избавиться от страха», А. М. Прихожан «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность обращения к проблеме взаимосвязей родительского отношения и страхов девочек и мальчиков 3-4 лет обусловлена значимостью семьи для формирования эмоциональной сферы ребенка. Выявляемые в младшем дошкольном возрасте проявления эмоционального неблагополучия, к которым в числе прочих относятся страхи, подлежат коррекции, однако профилактическая и коррекционная работа будет эффективной в том случае, если учтет и ведущий фактор формирования данных проявлений - родительское отношение. В данном исследовании мы рассмотрели гендерный аспект проблемы взаимосвязей родительского отношения и проявлений страхов у мальчиков и девочек.
Нами проведено исследование на базе МАДОУ ДСКН «Х» г.Сосновоборска с целью выявить особенности родительского отношения матерей и отцов к мальчикам и девочкам 3-4-летнего возраста. Выборку составили 22 семьи: 11 матерей и 11 отцов мальчиков 3-4 лет, 11 матерей и 11 отцов девочек 3-4 лет.
Как показали результаты диагностики родительского отношения, гармоничное родительское отношение проявляется в 45,45% семей, в остальных случаях выявлены те или иные нарушения родительского отношения. При этом значительного различия в стилях родительского отношения к девочкам и мальчикам не прослеживается. Расчет критерия Манна-Уитни не выявил достоверных различий в выраженности тех или иных стилей родительского отношения в семьях мальчиков и девочек. Однако у девочек получено большее разнообразие стилей родительского отношения, здесь в единичных случаях были встречены стили авторитарная гиперсоциализация (9,09%) и маленький неудачник (9,09%), которые не проявились в группе мальчиков.
Эмпирическое исследование страхов у дошкольников 3-4 лет показало, что у девочек чаще, чем у мальчиков, проявляются страхи. При этом для
мальчиков и девочек одинаково характерны страхи врачей и боли, чудовищ, замкнутого пространства, наказания, одиночества, чудовищ. В содержании страхов проявились следующие гендерные различия: девочкам в большей степени, чем мальчикам, характерны страх уколов, глубины, страшных снов, животных, страх неудач и страх опоздать. Мальчикам в большей степени, чем девочкам, характерны страхи смерти родителей, крови, войны.
Было получено, что проявление отвержения в родительском отношении способствует максимальному увеличению страхов, причем в группе девочек это проявляется в наибольшей степени. Уровень симбиоза способствует повышению страхов у мальчиков, у девочек, напротив, при данном стиле уровень страхов не повышается.
Таким образом, выдвинутая гипотеза получила подтверждение: 1) имеется взаимосвязь стиля родительского отношения и количества, содержания страхов у младших дошкольников; 2) во взаимосвязи стиля родительского отношения и проявления страхов младших дошкольников имеются гендерные различия: у мальчиков возрастанию количества страхов способствует тип родительского отношения симбиоз, поскольку при данном стиле родительского отношения ограничиваются проявления
самостоятельности, значимые для мальчиков , у девочек возрастанию количества страхов способствует тип родительского отношения отвержение, поскольку при данном стиле родительского отношения не удовлетворяется значимая для девочек потребность в эмоциональной близости . Полученные нами данные соотносятся с выявленными в ходе теоретического анализа положениями о том, что для мальчиков важнее во взаимоотношениях с родителями признание самостоятельности, для девочек - эмоциональная близость.
На основании полученных результатов разработана коррекционно­педагогическая программа. Составленная программа по оптимизации внутрисемейных отношений направлены на принятие ребенка, уважение к его личности, повышение психолого-педагогической компетентности родителей. В
целом, занятия считаю удавшимися, поведение родителей и детей по итогам проведения программы психологического сопровождения становилось более свободным, отношения в диаде «родитель-ребёнок» - более гармоничными.
Исследование может быть продолжено по следующим направлениям:
• исследование влияния особенностей гендерной социализации на эмоциональную сферу дошкольников;
• разработка и проверка эффективности коррекционных программ, учитывающих гендерные различия тревожности и страхов детей.


1. Августова Л.И. Психология здоровья. СПб. 2000. 240 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: 2007. 214 с.
3. Антропов Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю.С. Шевченко. СПб. 2002. 560с.
4. Белогай К.Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношений // Психологическая наука и образование. 2008. № 4. С. 12-23.
5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды.М.:2004. 264 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: 2004. 360 с.
7. Большой психологический словарь. / Сост. Б. Мерещаков, В. Зинченко. СПб. 2004. 524 с.
8. Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. М.: 2005. 180 с.
9. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб. 2001. 241 с.
10. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий // Школьный психолог: Прил. к газ. «Первое сентября». 2004. № 8. С.9.
11. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: 2012. 386 с.
12. Возрастная и педагогическая психология: / Под ред. А. В. Петровского. М.: 2011. 360 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 2005. 410 с.
14. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. Л., 1990. 176с.
15. Гульянц Э.К. Детско-родительские отношения как фактор
развития личности ребёнка // Индивидуальные и стилевые характеристики личности: Сборник научных статей. Ростов н/Д, 2013.
275 с.
16. Детская практическая психология: Учебник / Под ред.
Т.Д. Марцинковской. М.: 2001. 286 с.
17. Детская психология: Учеб.пособие/ Я. Л. Коломинский,
Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др. М.: 1988. 240 с.
... всего 53 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ