Введение 7
1 Анализ предметной области и требований 9
1.1 Анализ предметной области и постановка задач 9
1.2 Анализ аналогичных решений 11
1.2.1 Анализ мобильного приложения «Winner-Создание турниров» 11
1.2.2 Анализ мобильного приложения «League App» 12
1.2.3 Анализ мобильного приложения «Международный симулятор» 13
1.3 Анализ целевой аудитории 14
1.4 Анализ функциональных требований 16
1.5 Анализ нефункциональных требований 26
1.6 Планирование разработки и оценка бюджета 27
2 Проектирование мобильного приложения 37
2.1 Выбор технологий и инструментальных средств разработки 37
2.2 Проектирование архитектуры программного обеспечения 38
2.3 Проектирование пользовательского интерфейса 39
2.4 Проектирование серверной части приложения 51
2.4.1 Логическое проектирование базы данных 51
2.5 Проектирование API 58
3 Реализация мобильного приложения 60
3.1 Реализация серверной части 60
3.1.1 Реализация базы данных 60
3.1.2 Реализация серверной части приложения 62
3.2 Реализация клиентской части мобильного приложения 65
4 Тестирование программного продукта 68
4.1 Тестирование серверной части приложения 68
4.2 Тестирование клиентской части приложения 76
4.2.1 Функциональное тестирование 76
4.3 Метрики кода 78
4.3.1 SLOC-метрика 79
4.3.2 Метрики Холстеда 80
Заключение 83
Список использованных источников 84
Приложение А. Глоссарий 88
Приложение Б. Исходный код серверной части 90
Приложение В. Исходный код мобильного приложения 120
Приложение Г. Результаты тестирования серверной части 132
Приложение Д. Результаты тестирования мобильного приложения 136
В последнее время информационные технологии внедряются во все сферы человеческой жизни. Все страны мира уделяют этому сектору огромное внимание, Россия так же не является исключением. Об этом может свидетельствовать утверждение в 2017 году программы «Цифровая экономика Российской Федерации», основной задачей которой является «развитие цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и экономический суверенитет» [1]. За последнее десятилетие резко увеличилось количество владельцев смартфонов, что привело к появлению различных мобильных приложений, интернет-сервисов. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» предусматривает широкомасштабное применение в информационном обществе web-сервисов сети «Интернет», а также различных мобильных устройств и, соответственно, мобильных приложений [2].
В настоящее время спортивные мероприятия становятся все более частым явлением в жизни людей. Их проводят как на профессиональном уровне, так и на любительском. Профессиональные спортивные команды, школы, университеты, предприятия соревнуются и выявляют сильнейших в различных спортивных турнирах. Как правило, когда проводится какой-либо спортивный турнир, например, между школами, то информация о турнире, его календарь, состав участников хранится у ответственного преподавателя физической культуры в бумажном виде, протоколы матчей заполняются судьями или секретарями игр так же в аналогичном виде, а иногда и вовсе игнорируются. Школьники, принимающие участие в турнире, могут получить информацию о положении своей команды в турнирной таблице, узнать как сыграли конкуренты из другой школы или узнать с кем им осталось провести матчи в турнире только из уст преподавателя, но не всегда это является возможным и удобным. Все вышеописанные процессы можно представить в другой, более удобной форме в настоящее время - цифровой, а устройством представления должна выступать популярная вещь, имеющаяся в настоящее время у любого человека - на эту роль отлично подходит мобильный смартфон [3 - 6].
При наличии мобильного приложения, позволяющего представлять информацию и данные о спортивных турнирах в цифровом виде, документировать протоколы матчей, а так же отображать всю эту информацию в удобном для пользователя виде, можно упростить процесс проведения спортивных мероприятий, сделать его более удобным как для организаторов турниров, так и для самих спортсменов. В одном приложении будет производиться и протоколирование матчей и отображение информации о турнирах - турнирные таблицы, календари матчей, результаты сыгранных игр, списки лучших снайперов и ассистентов. Все участники турниров будут осведомлены о предстоящих играх, будут знать результаты всех сыгранных матчей, будут иметь представление о том, какие из игроков турнира являются наиболее «опасными» - списки лучших снайперов, ассистентов и бомбардиров будут давать ответы на этот вопрос.
Таким образом, подобные системы способны облегчить работу организаторов турнира, упростить процесс получения информации о турнире для участников соревнований.
Исходя из вышесказанного, целью выпускной квалификационной работы является разработка мобильного приложения, позволяющего управлять спортивными мероприятиями. Разработка такого приложения является актуальной и перспективной задачей в настоящее время.
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы было разработано мобильное приложение для управления спортивными мероприятиями.
На этапе анализа требований был проведен сравнительный анализ мобильных приложений-аналогов и выделены их слабые и сильные стороны, выделены функциональные и нефункциональные требования к разрабатываемому приложению, проведен анализ целевой аудитории разрабатываемого приложения.
Было осуществлено планирование разработки мобильного приложения, оценена стоимость такой разработки. Планирование показало, что срок реализации проекта составит 45 дней, а оценка стоимости проекта составила 57 480 рублей.
На этапе проектирования приложения была составлена логическая модель базы данных, выстроена архитектура разрабатываемого приложения. Серверная часть приложения была разработана в среде Microsoft Visual Studio 2019 на языке программирования C#. Клиентская часть была разработана так же в среде программирования Microsoft Visual Studio 2019 на языке программирования C# при помощи технологии Xamarin.Forms. Для реализации базы данных использовалась СУБД MS SQL Server 2016.
Было проведено тестирование серверной и клиентской части разработанного программного продукта, которое показало корректность работы всего приложения.
В дальнейшем планируется добавление новых видов спорта, размещение серверной части в облачном сервисе Heroku и размещение разработанного программного продукта в магазине приложений Google Play.
Таким образом, поставленная задача по реализации мобильного приложения для управления спортивными мероприятиями была выполнена в полном объеме.
1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. [Электронный ресурс]. - URL:
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 23.03.2020).
2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г.
№ 203 «Стратегия развития информационного общества в Российской
Федерации на 2017 - 2030 годы». [Электронный ресурс]. - URL:
http://zmedu.hostedu.ru/files/ykaz_7668.pdf (дата обращения: 23.03.2020).
3. Власов, А.Е. Развитие массового спорта в современной России. Монография / Власов А.Е., Зеленков Ю.А., Солнцев И.В. - Проспект, 2018. - 127 с.
4. Спорт как инструмент развития личности ребенка [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3645/ (дата обращения: 19.05.2020)
5. Школьный спорт. Как правильно его организовывать? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ug.ru/article/217 (дата обращения: 19.05.2020)
6. Корпоративный спорт на промышленном предприятии [Электронный ресурс]. - URL: https://allrefrs.ru/2-9068.html (дата обращения: 19.05.2020)
7. Распоряжение правительства РФ от 03.06.2019 «Об утверждении
Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года» № 1188
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326728/(дата обращения: 23.03.2020).
8. О состоянии спортивной инфраструктуры в России // Сайт
спортивной направленности [Электронный ресурс]. - URL: http://sportfiction.ru/articles/o-sostoyanii-sportivnoy-infrastruktury-v-rossii/ (дата обращения: 25.03.2020)
9. Значимость спортивных физкультурно-массовых мероприятий в
формировании здорового образа жизни студентов [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachimost-sportivnyh-fizkulturno-
massovyh-meropriyatiy-v-formirovanii-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov (дата обращения: 19.05.2020)
10. Winner-Создание турниров // Магазин приложений PlayMarket
[Электронный ресурс]. - URL:
https://play.google.com/store/apps/details?id=il.talent.winner&hl=ru (дата
обращения: 23.03.2020)
11. Мобильное приложение League App // Магазин приложений
PlayMarket [Электронны ресурс]. - URL:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.mileyenda.manager&hl=ru(дата обращения 20.03.2020)
12. Международный симулятор // Магазин приложений PlayMarket
[Электронный ресурс]. - URL:
https://play.google.com/store/apps/details?id=com.Senapp.FC2018S&hl=ru (дата обращения: 22.03.2020)
13. В каких странах IOs популярнее Android // Новостной сайт о
мобильных разработках [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.iphones.ru/iNotes/v-kakih-stranah-ios-populyarnee-android-09-13-2019 (дата обращения: 27.03.2020)
14. Статистика рынка смартфонов // Новостной сайт об информационных технологиях [Электронный ресурс]. - URL: https: //www.tadviser.ru/index.php/Продукт: Google_Chrome?cache=no&ptype=news (дата обращения: 27.03.2020)
15. Статистика версий Android // Сайт о технике, об информационных технологиях [Электронный ресурс]. - URL: https://4pda.ru/2020/04/11/370395/ (дата обращения: 28.03.2020)
16. Сравниваем цены на устройства IOs и Android // Сайт о мобильных телефонах и мобильной связи [Электронный ресурс]. - URL: http://mobinfo.uz/12834-sravnivaem-srednie-ceny-na-ustrojjstva-pod-2.html (дата обращения: 30.03.2020)
17. Что лучше Android или IOs - ставим точку в извечном вопросе // Портал о технике [Электронный ресурс]. - URL: http://mobinfo.uz/12834-sravnivaem-srednie-ceny-na-ustrojjstva-pod-2.html (дата обращения: 30.03.2020)
18. Арлоу, Д. UML 2 и Унифицированный процесс. Практический объектно-ориентированный анализ и проектирование, 2е издание / Д. Арлоу, И. Нейштадт - СПб: Символ Плюс, 2007. - 624 с.
19. Статья на Wikipedia о UML // Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/UML (дата обращения: 31.03.2020)
20. Основы управления проектами : [учеб. пособие] / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук ; М-во образования и науки рос. Федерации, Урал. Федер. Ун-т. - Екатеринбург : изд-во Урал. ун-та, 2015. — 112 с.
21. Управление проектами и рисками // Ю.Ш. Сиразитдинова, Томский Политехнический Университет - 52 с.
22. Шкрыль А.А. MS Project 2007. Современное управление
проектами. БХВ-Петербург, 2008. - 256 с.
23. Технология RUP // Новостной сайт об информационных системах
[Электронный ресурс]. - URL:
https://wiki.clan.su/publ/primery_ts_po_tekhnologija_rup_rational_unified_process/1-1-0-39 (дата обращения: 30.03.2020)
24. Статья на Wikipedia об архитектуре клиент-сервер // Электронная
энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Клиент_—_сервер (дата обращения: 31.03.2020)
25. Статья на Wikipedia о формате данных JSON // Электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/JSON(дата обращения: 10.04.2020)
26. Сериализация-десериализация JSON в C# // Учебный портал, направленный на обучение языкам программирования [Электронный ресурс]. - URL:ййр8://котодомик.рф/2015/02/18/]8ОП_с8Йагр/ (дата обращения: 12.04.2020)