Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь гендерных характеристик и индивидуально-психологических особенностей личности подростков

Работа №157563

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование гендерных стереотипов и личностных характеристик подростка 6
1.1. Понятия «пол» и «гендер» 6
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 14
1.3. Развитие гендерной идентичности в подростковом возрасте ....21
Глава 2. Эмпирическое исследование связи гендерных характеристик и индивидуально-психологических особенностей личности подростков 29
2.1. Описание методов и процедур исследования 29
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 32
Выводы 42
Заключение 44
Список используемых источников 47

В настоящее время актуальным в психологической науке остается вопрос гендерной составляющей формирования личности. Гендерные стереотипы, существующие на протяжении развития человечества, в современном мире утратили свою однозначность и предопределенность. Поведение в рамках принадлежности к тому или иному биологическому полу стало гораздо более вариативным, благодаря расширяющимся границам гендерных стереотипов. Проблема гендера в психологии получила теоретическое обоснование в работах С. Бэм, З. Фрейда, О. Вейнингера, И.С. Кона и др.[5].
В рамках изучения данной проблемой многими авторами рассматривается система усвоения и принятия определенной гендерной роли в возрастном контексте; ими подчеркивается значимость влияния окружающих агентов на данный процесс [1, 2, 18].
Так же многие исследователи указывают на значение возрастного фактора в процессе гендерной социализации - так, подростковый и юношеский возраст являются наиболее активными периодами самоопределения, формирования мировоззрения, а так же отработки усвоенных раннее и формирования новых гендерных ролей и стереотипов [ 2, 19].
Определенный гендерный стереотип (гендерная роль), принятая индивидом, тесно взаимодействует с его личностными качествами, на что многократно указывают данные последних исследований [12, 14 С. 106-121]. Важно, что процесс полоролевой идентификации, значимый в подростковом возрасте, является существенным фактором формирования направленности личности, а устоявшаяся направленность во многом обуславливает особенности этого процесса [27].
При этом гендерные стереотипы в современном мире приобрели гибкий и неоднозначный характер и в таком новом качестве они реализуются в системе социальных отношений и предстают для усвоения новыми поколениями. Данная неоднозначность и обуславливает актуальность вопроса о влиянии современной гендерной социализации на личность в подростковый и юношеский периоды (наиболее сенситивные к подобным процессам).
Цель исследования: анализ соотношения между индивидуально- психологическими характеристиками личности подростков и имеющимися у них гендерными стереотипами для использования полученных данных в воспитательной работе.
Объект исследования: гендерные стереотипы и индивидуально-психологические характеристики личности подростков.
Предмет исследования: связь между имеющимися гендерными стереотипами и индивидуально-психологическими особенностями личности.
Гипотеза исследования: существует связь между имеющимися гендерными стереотипами и индивидуально-психологическими особенностями личности, проявляющийся уже в период подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
• Проанализировать литературу по проблеме исследования.
• Организовать и подобрать метод исследования.
• Провести эмпирическое исследование индивидуально - психологических характеритсик и гендерных стереотипов подростков.
Выявить связь между имеющимися гендерными стереотипами и индивидуально-психологическими особенностями личности.
Методы и методики исследования:
Для решения поставленных задач и достижения целей работы нами были использованы такие методы исследования, как опрос и тестирование. Так же методы математической обработки данных: критерий ранговой корреляции Спирмена, критерий достоверности различий Крускала-Уоллиса.
Применялись следующие методики:
- опросник «Маскулинность-феминность» (С. Бэм);
- методика многофакторного исследования личности Р. Кеттэлла (14 pf)
Все диагностические методики соответствовали возрастным особенностям испытуемых.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы позволяют прогнозировать поведение подростков в различных ситуациях, а так же исследовать влияние гендерных стереотипов на формирование личности подростка.
В исследовании приняли участие 35 подростков в возрасте 14-15 лет, 18 девушек и 17 юношей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Огромное количество людей уверены, что гендерные различия в поведении и социальных ролях обусловлены именно биологическими отличиями между представителями разных полов. Так же они считают, что гендерные различия это результат природы, а не воспитания. Психологи убеждены в том, что биологическими различиями мужчины и женщины нельзя пояснить гендерные различия, и в том, что биологические отличия полов слабо влияют на поведение, так как в основном гендерными отличиями мы обязаны скорее культуре и социализации, чем врожденным различиям между мужчинами и женщинами, но в тоже время психологи допускают существование ряда биологических отличий между мужчинами и женщинами.
Исследования в данной области психологии (Бендас Т.В., Каган В.Е., Клецина И.С. и др.) в последнее время стали актуальными благодаря быстро изменяющимися социально-экономическими условиями жизни населения, тем более в экономически развитых странах. Т.В. Бендас, И.С. Клецина в своих работах при выявлении психологических различий между полами принимают во внимание процессы трансформации, которые происходят в современном обществе. Социальная ситуация развития детей и взрослых в современных условиях такова, что жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сфера деятельности и общественное производство все меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские. Отечественные авторы, так же, как и их зарубежные коллеги склоняются к точке зрения, что, за исключением параметров обусловленных генетической программой созревания организма, большинство наблюдаемых психологических различий между полам детерминировано влиянием социального контекста.
Полоролевая индентичность и мужчин и женщин формируется и развивается в зависимости от условий воспитания, обучения и силы давления полоролевых традиций, присваиваемых СМИ, окружающих.
На основании проведенного исследования мы можем делать определенные выводы относительного гендерной составляющей в развитии современных юношей и девушек, особенностях ее формирования; также мы можем судить о взаимосвязи гендера с факторными составляющими личностного развития.
Полученные данные из нашего исследования говорят о том, что присутствует определенное смешение ролей и соответственное изменение психологических процессов самоидентификации и самоактуализации формирование гендерной индентичности способствует развитию
определенных личностных особенностей. Феминные и маскулиные свойства личности считаются независимыми характеристиками, формирующими социально ожидаемые модели поведения. Наблюдаемое размывание этих свойств среди школьников можно рассматривать как следствие изменения требований общества к социальным ролям мужчины и женщины.
Изменчивость происходит параллельно по всем, измеряемым нами факторам. Как в приоритетах жизненных ценностей, так и в профиле гендерных особенностей. Что может свидетельствовать о формировании у женщин в современных социально-экономических условиях новых приоритетных гендерных черт. Это в свою очередь ведет за собой расширение поля возможностей современной женщины.
В результате нашего исследования достигнута цель, поставленная перед нами в начале нашего исследования - анализ соотношения между индивидуально-психологическими характеристиками личности подростков и имеющимися у них гендерными стереотипами для использования полученных данных в воспитательной работе.
Гипотеза нашего исследования, что существует связь между имеющимися гендерными стереотипами и индивидуально-психологическими особенностями личности, проявляющийся уже в период подросткового возраста подтвердилась.
Качества, характеризующие юношей и девушек с феминным и маскулинным гендером соответствуют стереотипам маскулинности- феминности, принятым в обществе.
Выделенные качества, зависимые от гендерного пола, характеризуют именно гендерный, а не биологический пол испытуемых: у феминных юношей и девушек показатели тяготеют друг к другу, как и у маскулинных юношей и девушек.



1. Бендас Т. В.Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
2. Берн Ш. Гендерная психология, Олма-Пресс Инвест, 2004 год, 320 с.
3. Бетинский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушко В.А. Наркомания у подростков. Киев: Здоровье, 1989
4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1976
5. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.: Под общ. Ред. И. В. Костиковой — М.: Аспект Пресс, 2005. - 235 с.
6. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Обществ, науки и современность. 2000. №4. С. 9-20.
7. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб.: Речь, 2007. - 224 с.
8. Дружинин В. Н. Психология семьи. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 176 с.http: //polpoz.ru/umot/v-h-druj inin-psihologiya- semei/
9. Дусказиева Ж.Г. Гендерная психология: учебное пособие / Ж.Г. Дусказиева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010. - 108 с.
10. Зинченко В.П. Психологический словарь. М.: ООО «Издательство Астрель»,2004. - 479с.
11. Иванова Е.Г. Гендерная проблематика в психологии // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебн. пособие // Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ.; Спб.: Алетейя, 2001. С. 312-345.
12. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины, СПб.: Питер, 2003 - 544 с.
13. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 2004.-319 с.
14. Коган Б.М., Дроздов А.З., Дмитриева Т.Б. Механизмы развития соматических и психопатологических стрессовых расстройств (половые и гендерные аспекты), «Системная психология и социология» 2010, том 1, № 1, С.106-121.
15. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. - СПб.: Питер, 2003. -480с.: ил. -(Серия «Практикум по психологии»).
16. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.
А. Климов: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. -2-е изд., испр. - М.: издательский центр
«Академия», 2005. - 509с.
17. Кон И.С. Психология ранней юности. -
М.: Просвещение, 1989. - 256с. http://iea-
ras.ru/index.php?go=Files&in=view&id=159
18. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание, М.: "Политиздат", 1984.
19. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
20. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность
личности //Вестник Томского государственног педагогического
университета.- 2009. - №5. - С.129 - 132.
21. Минькова Е.С. Проблемы психологии отрочества и юности: история становления проблемы. - М.: Флинта, 2013. - 294 с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
23. Омельченко Е.Л., Нартовой Н.А. Pro тело. Молодежный контекст. - СПб.: Алетейя, 2013. - 288 с.
24. Обухова Л.. Возрастная психология. Учебное пособие. - 2000, 338 с.
25. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. - 656с.
26. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб.
пособие: В 2 кн. Кн. 1. - М.: Владос, 1999. - 170с.
http://pedlib.rU/Books/1/0469/1-0469-1.shtml
27. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. М.: Талант, 1996.
28. Фернхем, А. Личности и социальное поведение / А. Фернхем. - СПб.: Питер, 2001. - 368 с.
29. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Пер. М. В. Вульф, А. А. Спектор. - М.: АСТ, 2006. - 400 с.
30. Хасанова С.А. Гендерная идентичность личности и динамика ее формирования в юношеском возрасте // Гуманитарные, социально¬экономические и общественные науки. - Краснодар: Наука и образование . - 2014. - №10. - С.34-38.
31. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Юрайт, 2010. - 345 с.
32. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1998
33. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и
возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
http: //www.alleng.ru/d/psy/psy014 .htm
34. Шевандрин Н.И., Коваленко И.В. Мотивация. Детский психолог. - 1995 г. №7
35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ