ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
АГРАММАТИЗМОВ В ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Процесс письма: понимание операции и становление 8
1.2. Этиология и классификация нарушений процесса письма 10
1.3. Характеристика нарушений письма по типу аграмматической
дисграфии у школьников с недоразвитием речи 16
1.4. Методические подходы к преодолению ошибок на письме при
аграмматической дисграфии у младших школьников 22
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ АГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК НА ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация, содержание обследования аграмматизмов в письме
младших школьников 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА III. ПРЕОДОЛЕНИЕ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ НА
ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
3.1. Организация экспериментального обучения 39
3.2. Методика организации коррекционного обучения при
аграмматической дисграфии 41
3.3. Результаты контрольного эксперимента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
В последние годы увеличивается количество детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. В общеобразовательной школе учителя часто сталкиваются с множественными ошибками у детей на письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста.
Несвоевременное выявление ошибок в письменной речи учащихся, а также отсутствие коррекционной помощи может привести к возникновению у детей стойких нарушений письма, т.е. дисграфии и дизорфографии.
За последние 15 лет значительно увеличился процент учащихся с различными формами дисграфии. По данным Корнева А.Н., дисграфия обнаруживается у 25-30% детей младшего школьного возраста. Нарушения письменной речи могут повлечь за собой трудности в школьной адаптации, негативно сказаться на всём процессе обучения ребёнка, на его психическом развитии. Ввиду большой распространённости нарушений письменной речи среди учеников начальной школы изучение и коррекция дисграфии является одной из приоритетных задач логопедии на сегодняшний день.
В работах Лалаевой Р.И., Левиной Р.Е. указывается, что главным механизмом возникновения аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста является недостаточное развитие морфологической системы языка, что приводит к наличию большого количества стойких грамматических ошибок на письме.
Своевременное обнаружение аграмматической дисграфии у школьников поможет предупредить и нивелировать на ранних сроках возникновение психологических и личностных расстройств у ребёнка. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа.
Противоречия состоят между требованиями, предъявляемыми к результату образования школьников, зафиксированному в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в разделе развития устной и письменной речи, и недостаточной изученностью возможностей педагогических средств, условий, обеспечивающих данный процесс в начальной школе; между достаточной теоретической изученностью вопросов, касающихся механизмов возникновения аграмматической дисграфии и недостаточной степенью разработанности эффективных средств преодоления данного нарушения у детей школьного возраста.
Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых насущных для школьного обучения, так как письмо и чтение из задач начального обучения превращаются в средство следующего получения информации учащимися. Расстройства в данной области оказывают негативное воздействие на весь механизм обучения, на школьную адаптацию детей, на развитие индивидуума и характер всего психического развития ребенка.
Нарушения письменной речи изучаются давно, но до настоящего времени они остаются одной из актуальных проблем логопедии.
Из вышесказанного следует, что вопрос аграмматизмов в письме младших школьников является чрезвычайно значимым и актуальным. В силу этого можно считать крайне необходимым проведение коррекционного обучения с учащимися младших классов с аграмматической дисграфией.
Объект: аграмматические (дисграфические) ошибки в письменных работах младших школьников.
Предмет: упражнения и задания, направленные на коррекцию аграмматической дисграфии у младших школьников.
Цель: коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать специальную литературу по проблеме
аграмматизмов в письме младших школьников.
2. Провести экспериментальное изучение уровня
сформированности грамматических закономерностей младших школьников.
3. Провести формирующий эксперимент по коррекции аграмматической дисграфии.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (июнь - август 2021 года) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
II этап (сентябрь 2021 года) предполагал выявление уровня сформированности грамматических закономерностей;
III этап (сентябрь 2021 - апрель 2022 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и реализацию методик коррекции аграмматической дисграфии;
IV этап (май 2022 года) предусматривал повторную диагностику и выявление эффективности использования методики при коррекции аграмматической дисграфии.
Гипотеза исследования: работа по коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- четкое планирование деятельности, определение направлений коррекционной работы;
- проведение коррекционной работы на логопедических занятиях по формированию грамматических представлений.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические методы: анализ психолого-педагогической,
лингвистической, методической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические методы: констатирующий эксперимент, экспериментальное обучение, контрольный эксперимент;
• количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическими основами исследования являются научные труды, посвященные изучению психоречевых особенностей младших школьников с нарушениями речи (Гвоздев А.Н., Корнев А.Н., Левина Р.Е., Прищепова И.В.). О формировании письменной речи и письма в своем труде писал Лурия А.Р. Изучением сущности понятия «дисграфия» занимались такие исследователи, как Ивановская О.Г., Корнев А.Н., Лалаева Р.И., Мазанова Е.В., Парамонова Л.Г., Хватцев М.Е.; методов коррекции «аграмматической дисграфии» (Коваленко О.М., Мазанова Е.В., Парамонова Л.Г., Садовникова И.Н., Чистякова О.В., Ястребова А.В.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса логопедических занятий, которые могут быть использованы в практике учителей-логопедов для коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников.
База исследования: исследование организовано на базе четвёртых классов МБОУ СОШ №14 г. Кузнецка им. 354 стрелковой дивизии.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 45 наименований.
Процесс письма в норме должен осуществляется на базе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слухового различения звуков, их правильного произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Недостаточная сформированность хотя бы одной из этих функций может привести к тому, что произойдет нарушение процесса овладения письмом, т.е. к дисграфии.
В первой главе описали исследование теоретической литературы по данной теме. Проанализировав мы обнаружили, что аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений, проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. У детей с дизартрией, алалией и у умственно-отсталых лексико-грамматическое недоразвитие проявляется наиболее ярко. При письме этот контингент детей не может устанавливать логические и языковые связи между предложениями, нарушает последовательность описываемых событий. Аграмматизмы проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (телята - теленки, захлестнула - нахлестнула), в изменении падежных окончаний (много стулов), местоимений (около меня - около нам), нарушении согласования в роде (синяя море), в синтаксическом оформлении речи: опускаются члены предложения, нарушается последовательность слов. Нарушение письма у ребенка при аграмматической дисграфии носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.
Во второй главе описывается констатирующий эксперимент, на котором проводили исследовали у учеников младших классов уровень владения грамматическими закономерностями. Этот эксперимент включал в себя несколько блоков: беседа с педагогами об успеваемости учащихся по предмету «Русский язык»; «Литература»; «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» Лалаевой Р.И. Анализ результатов исследования позволил сделать следующие обобщающие выводы. Аграмматическая дисграфия наблюдается в 40% случаев от общего числа школьников. У данной категории школьников в анамнезе имеется логопедический диагноз: общее недоразвитие речи. Локальные поражения центральной нервной системы при данном нарушении письменной речи отсутствуют. Таким образом, полученные данные свидетельствовали о необходимости проведения целенаправленной, систематической коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими аграмматическую дисграфию.
Третья глава посвящена описанию экспериментальной работы по коррекции аграмматической дисграфии. Было проведено экспериментальное обучение с учениками 4 класса с низким уровнем сформированности грамматических систем. Обучение проводилось на логопедических индивидуальных и фронтальных занятиях. Также для успешного достижения поставленной цели проводили работу с родителями. Для определения результативности формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента, с целью повторного диагностирования уровня сформированности грамматических систем у младших школьников с аграмматической дисграфией. Анализ результатов обследования показал, что коррекционная работа, запланированная на время экспериментальной работы, дала свои результаты. У учеников повысился уровень владения грамматическими системами с «низкого» до «среднего».
Таким образом, с помощью опытно-экспериментальной деятельности доказали эффективность выбранных методик.
1. Арефьева, Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: методическое пособие / Л.Н. Арефьева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
2. Бекшиева, З.И. Коррекция письменной речи у школьников /
З.И. Бекшиева. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 318 с.
3. Визель, Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие / Т.Г. Визель. - М.: АСТ [и др.], 2007. - 127 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 507 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 470 с.
6. Елецкая, О.В., Горбачевская, Н.Ю. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с.
7. Зегебарг, Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Комплект из 2-х книг / Г.М. Зегебарг. - М.: Генезис, 2016. - 120 с.
8. Ивановская, О.Г. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие / О.Г. Ивановская. - СПб.: КАРО, 2017. - 544 с.
9. Ишимова, О.А., Бондарчук, О.А. Логопедическая работа в школе. Пособие для учителей-логопедов, педагогов дополн. образования. ФГОС / О.А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012. - 116 с.
10. Кобзарева, Л.А., Резунова, М.П. Игры и упражнения для развития речи на I этапе коррекционного обучения детей с ОНР: Практическое пособие для логопедов / Л.А. Кобзарева. - Воронеж: ИП Лакоценина, 2012. - 192 с.
11. Коваленко, О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие / О.М. Коваленко. - М.: Астрель, 2016. - 158 с.
12. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - СПб.: Гиппократ, 2017. - 224 с.
13. Крутецкая, В.А. Обучающие задания и упражнения для преодоления дизорфографии, дисграфии и дислексии. 1 -4 классы / В.А. Крутецкая - СПб.: Издательский Дом Литера, 2022. - 96 с.
14. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования
нарушений устной речи у детей [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева. - М., 2004. - 72 с. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/5/0026/index.shtml?from page=34 свободный (дата обращения: 13.06.2022).
15. Лалаева, Р.И., Венедиктова, Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р.И. Лалаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 224 с.
16. Лалаева, Р.И. Дисграфия [Электронный ресурс] / Р.И. Лалаева //
Хрестоматия по логопедии: В 2 тт. Т. II. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 512 с. - Режим доступа:https://www.studmed.ru/view/volkova-ls-
seliverstov-vihrestomatiya-po-logopediitom-2 eb29a4bf4de.html?page=1свободный (дата обращения: 16.06.2022).
17. Левина, Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 2014. - 335 с.
18. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Е.А. Логинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 208 c.
19. Логопедия: учебник для студентов [Электронный ресурс] / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/2/0049/index.shtmlсвободный (дата обращения: 16.06.2022).
20. Логопедия в школе: Практический опыт/ Под ред.
В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2015. - 368 с.
21. Лурия, А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д. Хомской. - М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 320 с. - Режим доступа:
https: //pedlib .ru/Books/1/017 0/index. shtml свободный (дата обращения:
16.06.2022).
22. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2015. - 472 с.
23. Мазанова, Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2016. - 136 с.
24. Мазанова, Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии/ Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013. - 48 с.
25. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2015. - 240 с.
26. Оглоблина, И.Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников / И.Ю. Оглоблина - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. - 64 с.
27. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2015. - 240 с.
28. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика,
коррекция / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 128с.
29. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Союз, 2014. - 240 с.
30. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. -
Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 445 с.
31. Прищепова, И.В., Прищепова, П.А. Диагностика и коррекция дисграфии у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи / И.В. Прищепова - СПб.: Издательский Дом Литера, 2020. - 128 с.
32. Прищепова, И.В. Речевое развитие младших школьников с
общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие /
И.В. Прищепова. - СПб.: КАРО, 2015. - 144 с.
33. Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей / Е.Н. Российская. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 240 с.
34. Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления / И.Н. Садовникова. - Казань: Парадигма, 2012. - 279 с.
35. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов / И.Н. Садовникова - М.: АРКТИ, 2005. - 400 с.
36. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие / И.Н. Садовникова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 256 с.
37. Свободина, Н.Г. Коррекция нарушений письма: Просто о сложном вопросе дисграфии у детей / Н.Г.Свободина. - М.: ТЦ Сфера, 2018. - 160 с.
38. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи / И.А. Смирнова. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 148 с.
39. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) [Электронный ресурс] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с. - Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/2/0208/index.shtmlсвободный (дата обращения 14.06.2022).
40. Хватцев, М.Е. Аграфия и дисграфия [Электронный ресурс] / М.Е.
Хватцев // Хрестоматия по логопедии: В 2 тт. Т. II. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 512 с. - Режим доступа:
https://www.studmed.ru/view/volkova-ls-seliverstov-vihrestomatiya-po-
logopediitom-2 eb29a4bf4de.html?page=1 свободный (дата обращения:
16.06.2022).
41. Чистякова, О. В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1-4 классов / О.В. Чистякова. - СПб.: Издательский Дом Литера, 2015. — 224 с.
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2015. - 384 с.
43. Яковлева, Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи / Н.Н. Яковлева. - М.: КАРО, 2013. - 826 c.
44. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / А.В. Ястребова. - М.: Просвещение, 1984. - 265 с. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/2/0143/2-0143-1.shtmlсвободный (дата обращения: 15.06.2022).
45. Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова. - М.: АРКТИ, 2016. - 176 с.