Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения электронной торговли 5
1.1 Специфика электронной торговли: сущность и особенности становления
в условиях современной экономики 5
1.2 Бизнес-модели функционирования электронной торговли 10
1.3 Информационно-коммуникационная инфраструктура электронной
торговли 20
Глава 2 Особенности развития электронной торговли в России и за рубежом...,.. 28
2.1 Оценка действующей системы электронной торговли в российской
экономике 28
2.2 Анализ современного состояния мирового рынка электронной
торговли 39
2.3 Проблемы и перспективы развития электронной торговли на мировом
уровне 47
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложение А 62
Приложение Б 64
Приложение В
В современном развитии отечественной экономики и международных экономических отношений важное место занимает электронная торговля с использованием возможностей Интернет, которая способна определять возможность воздействия на процесс глобализации информационных и коммуникационных технологий. Это связано с экономическим воздействием, трансформациями процесса электронной торговли между коммерческими организациями, клиентами, партнерами и поставщиками.
Требуются решительные шаги в расширении и укреплении позиций отечественных компаний на мировом рынке, которые смогли бы конкурировать в более жесткой информационной среде, работать по мировым стандартам, увеличивая объемы внешней торговли, внешние связи, сближая отечественные и зарубежные (международные) технологические стандарты, способы ведения бизнеса, распространяя свою продукцию за рубежом через Интернет.
В развитых странах электронную торговлю принято считать одним из способов повышения эффективности деятельности корпораций, микро-бизнеса, государственных органов.
Электронная торговля дает возможность компаниям быть более эффективными и гибкими в их внутренней деятельности, работать более тесно с их поставщиками и оперативно реагировать на нужды и ожидания клиентов. Причем, она позволяет компаниям выбрать самых лучших поставщиков независимо от их географического расположения и продавать на глобальном рынке.
Электронная торговля также позволяет создавать свои каналы продаж, давая преимущества онлайн-покупателям в виде доступности информации, сравнения ценовых категорий и прочего. В этом видятся для бизнеса неограниченные возможности расширения рынка, в том числе повышение уровня конкурентоспособности при формировании дополнительных направлений в рамках уже существующего бизнеса, гибкость, быстрота реагирования на изменения внешней среды.
Актуальность темы исследования обусловлена бурным прогрессом техники и технологий Интернет в сочетании с интенсивным развитием международных экономических отношений, способствующих широкому распространению электронной торговли.
Объектом исследования является электронная торговля как новый сегмент мировой торговли.
Предметом исследования являются процессы становления и развития рынка электронной торговли на мировом уровне.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение состояния и динамики электронной торговли и выявление тенденций ее развития на мировом уровне.
Цель бакалаврской работы предопределила постановку следующих задач:
- рассмотреть сущность и особенности становления электронной торговли в условиях современной экономики;
- охарактеризовать бизнес-модели и информационно-коммуникационную инфраструктуру электронной торговли;
- проанализировать действующую систему электронной торговли в российской экономике;
- оценить современное состояние мирового рынка электронной торговли;
- выявить проблемы, тормозящие расширение электронной торговли;
- определить перспективы развития электронной торговли на мировом уровне.
Методологической базой исследования послужили выработанные экономической наукой методы и приемы научного исследования: общенаучные - историко-логический метод, метод научных абстракций, анализ и синтез; и частные - статистический метод, наблюдений и сбора фактов.
В современном развитии отечественной экономики и международных экономических отношений важное место занимает электронная торговля с использованием возможностей Интернет, которая способна определять возможность воздействия на процесс глобализации информационных и коммуникационных технологий.
Мировая электронная торговля растет достаточно быстро. Объем продаж товаров через каналы электронной торговли в сегменте В2С в мировой экономике достиг крупных размеров как на внутренних рынках, так и на мировом рынке в целом. По оценкам Глобального института McKinsey- McKinsey Global Institute (MGI),на долю экспортных продаж Интернет-магазинов приходится примерно 12 % мировой торговли физическими товарами.
Среди основных форм организации электронной торговли можно выделить следующие:
1 Предприятие-потребитель (B2C):Интернет-супер и мегамаркеты, сайты- агрегаторы (маркет-плейсы), Интернет-магазины, витрины в социальных сетях.
2 Предприятие-предприятие (B2B): специализированные Интренетмагазины, отраслевые Интернет-порталы.
3 Потребитель-потребитель (C2C): электронные доски объявлений,
электронные аукционы, витрины в социальных сетях.
4 Предприятие-правительство (B2Gили B2A):Интернет-порталы для взаимодействия с юридическими лицами - налоговые сервисы, площадки государственных закупок и др.
5 Потребитель-правительство (C2G или C2A): Интернет-порталы
государственных услуг - специализированные веб-сайты для дистанционного оказания государственных услуг локальному и иностранному населению.
К факторам, способным повысить эффективность электронной торговли можно отнести: рост благосостояния населения, снижения цен, сокращение торговых издержек и повышение юридической значимости электронных сделок, обеспечение безопасности платежных транзакций и информационной безопасности электронной торговли, а также фактор защиты интеллектуальной собственности в Интернете.
Торговля в Интернете постепенно становится неотъемлемой частью мировой экономики. Однако развитие нового направления в макрорегионах происходит разными темпами. Азиатско-Тихоокеанский регион находится в абсолютных лидерах сегмента, почти в два раза обогнав Северную Америку по обороту Интернет-торговли (преимущественно за счет Китая). Подобная тенденция объясняется активным экономическим ростом развивающихся азиатских стран и их информатизацией. Крупнейшим рынком электронной торговли в мире в 2019 г. является Китай. Одним из ключевых факторов роста является многочисленное население страны. В тройку лидеров входят США и Великобритания. Россия также входит в ТОП 10 стран по развитию рынков Интернет-торговли.
Ключевыми игроками рынка розничной Интернет-торговли в мире являются: Alibaba, Amazon, eBay, Walmart, BestBuy, Target.Постепенно их конкурентами становятся технологичные игроки, обладающие массивами клиентских данных (Facebook, Googleи Apple).Развитие и инвестирование непрофильных проектов является для них дополнительным способом монетизации контента или привлечения клиентов в свои основные сервисы. В ближайшие несколько лет данная тенденция сохранится.
Что же касается рынка электронной торговли РФ, то можно говорить о ежегодном его развитии. Так, объём электронной торговли в сегменте B2Cв 2011 г. составлял 240 млрд руб., а к концу 2019 г. объём продаж составил 1600 млрд руб.
При этом в России с каждым годом набирает популярность другая категория электронной торговли - C2C.Общий объём продаж в 2019 г. составил 568 млрд руб. Тем самым уровень продаж по сравнению с 2017 г. был увеличен на 39 %.
В России центром электронной коммерции является Москва, также большую долю оборота имеют Московская область и Санкт-Петербург. В этих регионах Интернет-торговля в денежном выражении составляет половину всего объема рынка страны.
Относительную позитивную динамику можно объяснить: ростом информатизации страны, усилением электронных каналов оффлайн ритейлеров и активным ростом трансграничной Интернет-торговли. Самые популярные товарные категории: бытовая техника и электроника, одежда и обувь. В 2019 г. крупнейшими Интернет-магазинами РФ стали: Wildberries.ru, Citilink.ru, Ozon.ru, Mvideo.ru, Dns- shop.ru.
Российский рынок социальной коммерции, включающий в себя продажу товаров и услуг в социальных сетях, мессенджерах, на сайтах объявлений и других Р2Р-платформах, в 2018 г. оценивается в 591 млрд руб. и 394 млн сделок. В социальной коммерции участвуют 39 млн российских покупателей, а также 22 млн продавцов - компаний (B2C) и частных лиц (C2C).
Немалое значение на рынок мировой электронной торговли оказала пандемия COVID-19. Основными трендами электронного бизнеса на конец 2019 г. - начало 2020 г. под влиянием пандемии COVID-19стали: доставка «быстрой еды», увеличение постаматов, появление новых игроков на электронном рынке, активное развитие маркетплейсов.
Электронной торговле присущ ряд проблем, среди которых: недоверие к электронным операциям, несовершенство законодательства, несформированный организационно-управленческий механизм, неготовность рынков, контрагентов, потребителей перейти на электронный вид деятельности, безопасность платежей, недостаточные возможности идентификации и особенности транспортно-логистического обслуживания сделок, совершаемых в сети Интернет.
Перспективными тенденциями развития электронной торговли являются: мобилизация, нативная реклама и inbound-маркетинг, омниканальность, повышение безопасности транзакций, а также появление новых видов посредников, специфичных для интернет-рынка.
Таким образом, развитие и расширение электронной торговли приводит к более стремительной глобализации и ускорению информационного обмена. Вместе с тем развитие интернет-торговли - одна из основных мировых тенденций развития экономики
1 Об электронной торговле : типовой закон ЮНИСТРАЛ от 12.06.1996. - URL: https://www.uncitral .org/pdf/russian/texts/electcom/05-89452_Ebook.pdf (дата обращения: 19.04.2020).
2 О защите конкуренции : Федеральный закон РФ от 26.07.2006 № 135 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434.
3 Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 28.12.2009 № 381 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 1. - Ст. 1314.
4 Об организованных торгах : Федеральный закон РФ от 21.11.2011 № 325 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 48. - Ст. 6726.
5 Об электронной подписи : Федеральный закон РФ от 06.04.2011 № 63 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 15. - Ст. 2036.
6 Аванесов, А. Г. Интернет-экономика: учеб. пособие для студентов всех форм обучения / А. Г. Авынесов. - СПб. : СПбГУЭФ, 2009. - С. 175-176.
7 Бабкин, А. В. Тенденции развития экономики и промышленности в условиях цифровизации / А. В. Бабкин. - СПб. : Изд-во политехн. ун-та, 2017. - 658 с.
8 Биняминов, Б. А. Тренды и перспективы «ухода» бизнеса в режим
Online: антикризисная мера для российского предпринимательства /
Б. А. Биняминов // Modern Economy Success. - 2020. - № 2. - С. 211-217.
9 Воробьев, К. Ю. Сущность электронной коммерции в системе международных торговых связей / К. Ю. Воробьев // Российский внешнеэкономический вестник. -2015. - № 3. - C. 106-114.
10 Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция: учебник и практикум для вузов / Л. П. Гаврилов. - 3-е изд., доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 477 с.
11 Гасанов, Э. А. Проблемы и фундаментальные принципы институциализации цифровой экономики / Э. А. Гасанов, Т. Г. Красота // Финансовая экономика. Научно аналитический журнал. - 2019. - № 3. - С. 468-472.
12 Давидавичене, В. В. Электронный бизнес / под общей редакцией
B. В. Дика, А. И. Уринцова. - М. : Горячая линия, 2015. - 542 с.
13 Жилина, И. Ю. Искусственный интеллект в электронной торговле / И. Ю. Жилина // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. - 2020. - № 1. - С. 142-148.
14 Епифанов, Е. С. Основные этапы развития электронного бизнеса / Е. С. Епифанов, Н. З. Атаров // Вопросы региональной экономики. - 2016. - № 3. -
C. 106-111.
15 Исследование GfK: Проникновение Интернета в России //
GrowthfromKnowledge. - URL: https://www.gfk.com/ru/insaity/pressrelease/issledovanie gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/ (дата обращения: 25.04.2020).
16 Исследования Яндекс.Маркет // Яндекс.Маркет. - URL: https://market. yandex.ru/partners/analytics(дата обращения: 28.04.2020).
17 Катыхин, А. И. Регулирование интернет-торговли на современном этапе / А. И. Катыхин, В. С. Крыгина // Аллея науки. - 2018. - № 5 (21). - С. 44-47.
18 Козинец, Н. В. Особенности правового регулирования трансграничной электронной торговли : автореф...дисс. канд. юр. наук / Козинец Н. В. - М., 2017. - 209 с.
19 Колесник, И. В. Перспективы развития рынка интернет-технологий в РФ / И. В. Колесник // Томск : Современные технологии в мировом и научном пространстве. - 2018. - С. 21-23.
20 Колонтаевская, И. Ф. Правовое обеспечение электронной торговли / И. Ф. Колонтаевская // Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике : сб. ст. XIV междунар. научн. конф., 2018. - С. 103-110.
21 Курчеева, Г. И. Информационное и программное обеспечение электронного бизнеса: учеб. пособие / Г. И. Курчеева, М. А. Бакаев, В. А. Хворостов. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2018. - 107 с.
22 Левшукова, О. А. Возможные последствия пандемии COVID-19 на развитие экономики России / О. А. Левшукова, А. С. Матвеев, Д. П. Позоян // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29. - С. 191-194.
23 Маргарян, Т. К. Электронный бизнес и перспективы его развития в России / Т. К. Маргарян, М. В. Перова // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. - 2015. - № 3. - С. 18-22.
24 Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010». - URL: http://incoterms. iccwbo.ru/pravila-incoterms-inkoterms(дата обращения: 19.04.2020).
25 Мурзинов, А. Ю. Электронная торговля на территории Российской Федерации / А. Ю. Мурзинов // Эпомен. - 2018. - № 18. - С. 78-85.
26 Мелконян, Г. Г. Состояние трансграничной электронной торговли в Российской Федерации / Г. Г. Мелконян // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - № 63. - С. 99-105.
27 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникацийРоссийской Федерации // Минкомсвязь России. - URL: https://digital.gov.ru/ru/acti vity/programs/1/ (дата обращения: 26.04.2020).
28 Никулин, Э. И. Сравнительный анализ развития интернет-торговли России, Великобритании и США / Э. И. Никулин, К. А. Польщиков, В. В. Ломакин // Научный результат. Экономические исследования. - 2020. - № 1. - С. 35-41.
29 Новек, Б. С. Wiki-правительство. Как технологии могут сделать власть лучше, демократию - сильнее, а граждан - влиятельнее. / Б. С. Новек - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 292 c.
30 Петенева, А. А. Роль электронной торговли в развитии бизнеса / А. А. Петенева // Синергия Наук. - 2016. - № 6. - С. 86-91.
31 Правкин, С. А. Правовое регулирование интернет-торговли / С. А. Правкин // Вестник Юридического института МИИТ. - 2018. - № 1 (21). - С. 46-52.
32 Публичные исследования DATAinsight. - URL: http://www.datainsight.ru/ public (дата обращения: 26.04.2020).
33 Рассолов, И. М. Электронная торговля и электронные платежи в свете нового российского законодательства / И. М. Рассолов // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2014. - №4 (35). - С. 98-99.
34 Ревинова, С. Ю. Перспективы развития электронной коммерции в регионах РФ. Модернизация и инновационное развитие экономических систем: коллективная монография / под ред. В. М. Матюшка. - М. : РУДН, 2014. - С. 455-469.
35 Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России. -
URL: http://www.datainsight.ru/top100/(дата обращения: 28.04.2020).
36 Спартак, А. Н. Последствия цифровой трансформации для международной торговли / А. Н. Спартак // Российский внешнеэкономический вестник. - 2018. - № 5. - С. 7-23.
37 Тарасова, Т. Ф. Проблемы и тенденции развития правового регулирования электронной коммерции / Т. Ф. Тарасова, А. И. Сухареев // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2018. - № 5 (72). - С. 165-173.
38 Технологические тренды в маркетинге и жизни потребителя. - URL: https://www.nielsen.com/ru/ru/(дата обращения: 17.04.2020).
39 Трансграничная торговля в РФ. - URL: https://www.akit.ru/wp-
content/uploads/2019/06/Трансграничная-торговля-2019.pdf (дата обращения:
12.13.2020).
40 Учурова, Е. О. Сущность предпринимательской деятельности в сфере электронного бизнеса / Е. О. Учуров // Проблемы и перспективы современной науки. - 2016. - № 15. - С. 107-114.
41 Электронная коммерция 2019-2020: 15 основных трендов. - URL:
https://e-pepper.ru/news/elektronnaya-kommertsiya-2019-2020- 15-osnovnykh- trendov.html (дата обращения: 20.04.2020).
42 Юрасов, А. В. Основы электронной коммерции. Учебник для вузов. / А. В. Юрасов - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Горячая линия, 2015. - 500 с.
43 Data Insight. - URL: http://www.datainsight.ru/ (дата обращения:
16.04.2020).
44 E-Commerce Statistics and Market Data about E-Commerce. - URL: https://www.statista.com/markets/413/e-commerce/(дата обращения: 17.04.2020).
45 Global Ecommerce 2019. - URL: https://www.emarketer.com/content/global- ecommerce-2019(дата обращения: 03.04.2020).
46 Global ecommerce sales. - URL: https://www.digitalcommerce360.com/arti cle/global-ecommerce-sales/ (дата обращения: 21.04.2020).
47 Growth from Knowledge. - URL: https://www.gfk.com/ru/home(дата обращения: 18.04.2020).