Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Институт защиты прав потребителей: понятие, содержание 9
1.1 Потребитель и его права (гражданско-правовые аспекты) 9
1.2 Правовые механизмы защиты прав потребителей в Российской
Федерации 23
2 Процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел в рамках Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» 35
2.1 Рассмотрение гражданских дел по вопросу обмена товара надлежащего
качества 35
2.2 Процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел о возврате/обмене/устранения недостатков товаров ненадлежащего качества 40
2.3 Процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел, связанных
с ненадлежащим качеством выполненных работ (оказанных услуг) 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Институт защиты прав потребителей: понятие, содержание 9
1.1 Потребитель и его права (гражданско-правовые аспекты) 9
1.2 Правовые механизмы защиты прав потребителей в Российской
Федерации 23
2 Процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел в рамках Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» 35
2.1 Рассмотрение гражданских дел по вопросу обмена товара надлежащего
качества 35
2.2 Процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел о возврате/обмене/устранения недостатков товаров ненадлежащего качества 40
2.3 Процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел, связанных
с ненадлежащим качеством выполненных работ (оказанных услуг) 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего широким спектром применения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) в условиях современного экономического развития нашей страны. Гражданин выполняет роль потребителя практически во всех сферах своей жизнедеятельности, приобретая и заказывая товары/услуги, начиная от продуктов питания и заканчивая платными услугами образования или здравоохранения. Иными словами, в бытовой жизни любого человека, так или иначе, фигурируют его товарно-денежные отношения с другими участниками рынка, что по смыслу Закона делает его участником правоотношений, регулируемых Законом «О защите прав потребителей».
Согласно «Отчету о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции », размещенному на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации , за 2022 г. в суды общей юрисдикции было подано 260 624 исковых заявлений в рамках споров по делам о защите прав потребителей на общую сумму 78 330 866 676 руб. Таким образом, дела по защите прав потребителей занимают третье место по количеству исковых заявлений в суды общей юрисдикции по гражданским делам за 2022 год, уступая спорам по взысканиям сумм по договорам займа и кредитным договорам (11 449 944 шт.) и искам о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей (296 224 шт.). Учитывая данную статистику, можно сделать вывод, что тема исследования «Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей» является достаточно актуальной для современных реалий жизни в нашей стране.
Степень научной разработанности темы исследования. Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей исследовались в работах таких авторов, как Е. Е. Степанова в учебном пособии «Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области)», В. Николайченко в своей работе «Процессуальные особенности рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей финансовых услуг», Т. С. Буянова в работе «Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей в судах общей юрисдикции», Ю .И. Невакшонов в своей статье «Проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров» и другие.
Так же, проблемы в сфере защиты прав потребителей, рассматривались трудами ученых и специалистов в сфере права таких как: В. А. Белов, Е. Е. Степанова, О. В. Николайченко, Т. С. Буянова, Ю. И. Невакшонов, В. В. Богдан, Г. Р. Гафарова, А. Е. Шерстобитов, Е. В. Лунева, И. А. Толстова, В. Ю. Викторов, П. А. Матвеев и другими.
Вместе с тем, не смотря на обилие литературы и специалистов, на сегодняшний день, учитывая динамику развития интернет-технологий, скорость изменений международных политических отношений, развитие внутреннего рынка товаров и услуг, некоторые вопросы в рамках проблемы рассмотрения дел о защите прав потребителей требуют дальнейшего изучения и проработки.
Целью настоящего исследования является выявление и анализ особенностей рассмотрения гражданских дел в рамках законодательства о защите прав потребителей.
Достижение обозначенной цели определило круг задач, подлежащих разрешению:
- изучить гражданско-правовые аспекты понятия «потребитель»,
определить перечень прав потребителей;
- рассмотреть правовые механизмы защиты прав потребителей в Российской Федерации;
- проанализировать особенности рассмотрения гражданских дел по вопросу обмена товара надлежащего качества;
- рассмотреть и выделить процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел о возврате/обмене/устранении недостатков товаров ненадлежащего качества;
- изучить и определить процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел, связанных с ненадлежащим качеством выполненных работ (оказанных услуг).
Объектом исследования выступают общественные отношения в области защиты прав потребителей в Российской Федерации.
Предметом исследования процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел о защите прав потребителей.
Методологическую основу исследования составили общенаучный метод познания, дедукции, индукции, анализа, а также специальные методы научного исследования: статистический, системно-структурный, исторический, формально-юридический и иные методы.
Теоретическая база исследования представлена научной и учебной литературой по теории государства и права, затрагивающей аспекты защиты прав личности, по гражданскому и гражданскому процессуальному праву: учебники и учебные пособия, монографии, научные статьи, комментарии действующего законодательства.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, российское гражданское законодательство и иное федеральное законодательство, материалы судебной практики по делам о защите прав потребителей.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена тематикой, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, состоящих из пяти подразделов, заключения и списка использованных источников.
Согласно «Отчету о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских, административных дел по первой инстанции », размещенному на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации , за 2022 г. в суды общей юрисдикции было подано 260 624 исковых заявлений в рамках споров по делам о защите прав потребителей на общую сумму 78 330 866 676 руб. Таким образом, дела по защите прав потребителей занимают третье место по количеству исковых заявлений в суды общей юрисдикции по гражданским делам за 2022 год, уступая спорам по взысканиям сумм по договорам займа и кредитным договорам (11 449 944 шт.) и искам о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей (296 224 шт.). Учитывая данную статистику, можно сделать вывод, что тема исследования «Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей» является достаточно актуальной для современных реалий жизни в нашей стране.
Степень научной разработанности темы исследования. Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей исследовались в работах таких авторов, как Е. Е. Степанова в учебном пособии «Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области)», В. Николайченко в своей работе «Процессуальные особенности рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей финансовых услуг», Т. С. Буянова в работе «Особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей в судах общей юрисдикции», Ю .И. Невакшонов в своей статье «Проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров» и другие.
Так же, проблемы в сфере защиты прав потребителей, рассматривались трудами ученых и специалистов в сфере права таких как: В. А. Белов, Е. Е. Степанова, О. В. Николайченко, Т. С. Буянова, Ю. И. Невакшонов, В. В. Богдан, Г. Р. Гафарова, А. Е. Шерстобитов, Е. В. Лунева, И. А. Толстова, В. Ю. Викторов, П. А. Матвеев и другими.
Вместе с тем, не смотря на обилие литературы и специалистов, на сегодняшний день, учитывая динамику развития интернет-технологий, скорость изменений международных политических отношений, развитие внутреннего рынка товаров и услуг, некоторые вопросы в рамках проблемы рассмотрения дел о защите прав потребителей требуют дальнейшего изучения и проработки.
Целью настоящего исследования является выявление и анализ особенностей рассмотрения гражданских дел в рамках законодательства о защите прав потребителей.
Достижение обозначенной цели определило круг задач, подлежащих разрешению:
- изучить гражданско-правовые аспекты понятия «потребитель»,
определить перечень прав потребителей;
- рассмотреть правовые механизмы защиты прав потребителей в Российской Федерации;
- проанализировать особенности рассмотрения гражданских дел по вопросу обмена товара надлежащего качества;
- рассмотреть и выделить процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел о возврате/обмене/устранении недостатков товаров ненадлежащего качества;
- изучить и определить процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел, связанных с ненадлежащим качеством выполненных работ (оказанных услуг).
Объектом исследования выступают общественные отношения в области защиты прав потребителей в Российской Федерации.
Предметом исследования процессуальные особенности рассмотрения гражданских дел о защите прав потребителей.
Методологическую основу исследования составили общенаучный метод познания, дедукции, индукции, анализа, а также специальные методы научного исследования: статистический, системно-структурный, исторический, формально-юридический и иные методы.
Теоретическая база исследования представлена научной и учебной литературой по теории государства и права, затрагивающей аспекты защиты прав личности, по гражданскому и гражданскому процессуальному праву: учебники и учебные пособия, монографии, научные статьи, комментарии действующего законодательства.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, российское гражданское законодательство и иное федеральное законодательство, материалы судебной практики по делам о защите прав потребителей.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена тематикой, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, состоящих из пяти подразделов, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, в процессе исследования были выявлены и проанализированы особенности рассмотрений гражданских дел в рамках законодательства о защите прав потребителей на примере трех направлений: обмен товаров надлежащего качества, права потребителя при приобретении товаров ненадлежащего качества и права потребителя при выявлении недостатков выполненной работы/ заказанной услуги.
Для достижения поставленной в начале исследования цели, были реализованы и выполнены задачи, по результатам выполнения которых, были сделаны следующие выводы.
1. Были изучены гражданско-правовые аспекты понятия «потребитель» и определен перечень основных прав потребителей:
- право потребителя на качество товара, работы и услуги
- право на безопасность товара, работы и услуги
- право на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце
- ряд прав (возврат денег, замена товара, ремонт или уменьшение цены) при обнаружении в товаре недостатков в течении гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет со дня передачи товара
- право участия в проверке качества товара и право присутствия при экспертизе товара
- право на возмещение убытков, возникших вследствие продажи товара ненадлежащего качества
- право на возврат денег при нарушении срока передачи полностью или частично предварительно оплаченного товара
- право на обмен товаров надлежащего качества
- право на отказ от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней при дистанционной продаже
- право на получение результата работы или услуги в установленный договором срок
- ряд прав (возврат денег, повторное выполнение работы или оказание услуги, устранение недостатков или уменьшение цены) при обнаружении в работе или услуге недостатков в течении гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет
- право на отказ от исполнения договора выполнения работ, оказания услуг в любое время
- право на возмещение убытков, возникших при выполнении работ, оказании услуг
2. На основании рассмотрения правовых механизмов защиты прав потребителей в Российской Федерации, были выявлены и проанализированы особенности рассмотрения гражданских дел по вопросу обмена товара надлежащего качества. В числе главных особенностей следует назвать следующие:
- дела о защите прав потребителей подведомственны судам общей юрисдикции;
- подсудность дел по спорам о защите прав потребителей определяется исходя из цены иска, либо исходя из основного требования истца.
- субъектами обращения в суд могут являться не только граждане, но и уполномоченные органы в интересах потребителя или неограниченного круга потребителей;
- гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя так же имеет право на обращение в суды общей юрисдикции с иском по делам о защите прав потребителей;
- потребитель вправе обратиться в суд к индивидуальному предпринимателю, юридический статус которого прекращен, с требованиями, связанными с осуществлявшейся им ранее деятельностью по продаже товара;
- дела о защите прав потребителей рассматриваются по альтернативной подсудности;
- в делах о защите прав потребителей обязательный досудебный порядок не предусмотрен;
- дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей, равно как и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду;
- бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце;
- по спорам о защите прав потребителей предусмотрено взыскание штрафа с продавца или исполнителя в пользу потребителя в размере 50% от всех взысканных судом сумм.
Учитывая вышеизложенные факты, проанализировав актуальную судебную практику и изучив различные правовые источники, можно сделать вывод, о том, что Закон «О защите прав потребителей» и его практическое применение мире достаточно проработано законодателем, учтена позиция потребителя как слабой стороны, однако в то же время, предотвращена возможность злоупотреблением права обеими сторонами спора. Законодатель учитывает ограниченные возможности потребителя, предоставляя ему право выбора подсудности, право взыскания компенсаций за нарушение его прав, и иные правовые снисхождения, позволяющие потребителю иметь возможность защиты своих нарушенных прав.
В то же время, по мнению автора настоящей работы, существуют так же и возможности для совершенствования подхода к разрешению споров о защите прав потребителей в судебном порядке.
Для достижения поставленной в начале исследования цели, были реализованы и выполнены задачи, по результатам выполнения которых, были сделаны следующие выводы.
1. Были изучены гражданско-правовые аспекты понятия «потребитель» и определен перечень основных прав потребителей:
- право потребителя на качество товара, работы и услуги
- право на безопасность товара, работы и услуги
- право на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце
- ряд прав (возврат денег, замена товара, ремонт или уменьшение цены) при обнаружении в товаре недостатков в течении гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет со дня передачи товара
- право участия в проверке качества товара и право присутствия при экспертизе товара
- право на возмещение убытков, возникших вследствие продажи товара ненадлежащего качества
- право на возврат денег при нарушении срока передачи полностью или частично предварительно оплаченного товара
- право на обмен товаров надлежащего качества
- право на отказ от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней при дистанционной продаже
- право на получение результата работы или услуги в установленный договором срок
- ряд прав (возврат денег, повторное выполнение работы или оказание услуги, устранение недостатков или уменьшение цены) при обнаружении в работе или услуге недостатков в течении гарантийного срока и при отсутствии гарантии в пределах 2-х лет
- право на отказ от исполнения договора выполнения работ, оказания услуг в любое время
- право на возмещение убытков, возникших при выполнении работ, оказании услуг
2. На основании рассмотрения правовых механизмов защиты прав потребителей в Российской Федерации, были выявлены и проанализированы особенности рассмотрения гражданских дел по вопросу обмена товара надлежащего качества. В числе главных особенностей следует назвать следующие:
- дела о защите прав потребителей подведомственны судам общей юрисдикции;
- подсудность дел по спорам о защите прав потребителей определяется исходя из цены иска, либо исходя из основного требования истца.
- субъектами обращения в суд могут являться не только граждане, но и уполномоченные органы в интересах потребителя или неограниченного круга потребителей;
- гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя так же имеет право на обращение в суды общей юрисдикции с иском по делам о защите прав потребителей;
- потребитель вправе обратиться в суд к индивидуальному предпринимателю, юридический статус которого прекращен, с требованиями, связанными с осуществлявшейся им ранее деятельностью по продаже товара;
- дела о защите прав потребителей рассматриваются по альтернативной подсудности;
- в делах о защите прав потребителей обязательный досудебный порядок не предусмотрен;
- дела по спорам о защите неимущественных прав потребителей, равно как и требование имущественного характера, не подлежащее оценке, а также требование о компенсации морального вреда подсудны районному суду;
- бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце;
- по спорам о защите прав потребителей предусмотрено взыскание штрафа с продавца или исполнителя в пользу потребителя в размере 50% от всех взысканных судом сумм.
Учитывая вышеизложенные факты, проанализировав актуальную судебную практику и изучив различные правовые источники, можно сделать вывод, о том, что Закон «О защите прав потребителей» и его практическое применение мире достаточно проработано законодателем, учтена позиция потребителя как слабой стороны, однако в то же время, предотвращена возможность злоупотреблением права обеими сторонами спора. Законодатель учитывает ограниченные возможности потребителя, предоставляя ему право выбора подсудности, право взыскания компенсаций за нарушение его прав, и иные правовые снисхождения, позволяющие потребителю иметь возможность защиты своих нарушенных прав.
В то же время, по мнению автора настоящей работы, существуют так же и возможности для совершенствования подхода к разрешению споров о защите прав потребителей в судебном порядке.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ СУДОМ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Закон о защите прав потребителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Защита прав потребителей по законодательству Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО ДОГОВОРУ ПОДРЯДА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Защита прав потребителей: гражданско-правовые аспекты (Дальневосточный государственный университет путей сообщения)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Комплексное исследование теоретических и практических вопросов деятельности общественных объединений как субъектов административного права
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



