Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Групповые занятия с детьми и групповые консультации родителей как средство повышения уровня эмоционального благополучие первоклассников

Работа №157519

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы192
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
Введение 12
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 21
1.1 Эмоциональное благополучие первоклассника как психолого­педагогическая проблема 21
1.2 Особенности родительско-детских отношений, стили родительского
отношения и установки как факторы эмоционального благополучия первоклассников 38
1.3 Психологическое консультирование как средство повышения уровня эмоционального благополучия первоклассника и изменения родительского
отношения к нему 43
Выводы по Главе 1 53
Глава II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ
УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ 55
2.1 Методическая организация исследования. Результаты
констатирующего эксперимента и их обсуждение 55
2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента 80
2.3 Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 87
Выводы по Главе II 96
Заключение 99
Список литературы 103
Приложения 109

В современном мире все более актуальной становится проблема эмоционального благополучия личности. Увеличение числа исследований в этой области, свидетельствует о необходимости эмоционального комфорта на всех возрастных этапах развития индивида.
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Эмоциональное благополучие, являясь компонентом психологического здоровья личности, предполагает полное удовлетворение потребности в межличностном общении, формирование благоприятных семейных отношений, доброжелательных отношений в учебном, трудовом коллективах между учащимися и руководителями процесса, а также создание благоприятного эмоционального контекста жизненных обстоятельств[4]. Негативное эмоциональное самочувствие влечет за собой появление эмоциональной отстраненности, а так же разрыв межличностных взаимоотношений и как следствие вызывает одиночество и снижает жизненный тонус личности
Множество отечественных и зарубежных исследователей занимались интерпретацией термина «эмоциональное благополучие».
М. И. Лисина определяет эмоциональное благополучие как стабильное эмоционально-позитивное состояние личности, источником которого считается удовлетворение базовых потребностей данного возраста: как социальных, так и биологических [44]. Такие исследователи, как И. Ю. Ильина, А. Д. Кошелева, Е. П. Арнаутова понимали под эмоциональным благополучием комфортное положительно-эмоциональное самочувствие личности, которое является основой взаимоотношений человека с окружающей действительностью [36].Оно влияет на специфику внутренних переживаний индивида, на эмоционально-волевую и познавательную сферы личности, на способы переживания стрессовых ситуаций и способы взаимоотношения с окружающими. Г. А. Урунтаева определяет феномен эмоционального благополучия как ощущение уверенности, безопасности, которое ведет к гармоничному развитию личности, формированию у него позитивного отношения к предметам окружаю- щей действительности.
В качестве базового, нами было использовано определение Н.В. Дмитриевой [20], в соответствии с которым эмоциональное благополучие может быть определено как интегральная характеристика личности, в которой сфокусировались чувства, обусловленные успешным функционированием всех сторон личности.
В век информационных технологий и быстрого течения жизни в обществе все больше стало появляться детей, испытывающих беспокойство, скованность, напряженность, которые не могут себя реализовать в полной мере, поставить цели или установить контакт с окружающими их людьми. Таким учащимся достаточно трудно психологически находиться в школе, усваивать учебный материал, общаться со сверстниками, жить полной жизнью. В целом, любому эмоционально неуравновешенному человеку психологически сложно воспринимать тяготы современного уклада жизни.
Наиболее сложным и ответственным моментом в жизни любого ребенка является начало обучения в школе, как в социально­психологическом, так и в физиологическом плане. По мнению ряда ученых [9;26;33;54] возраст 7-8 лет является самым сложным в формировании эмоционального благополучия.
Стоит сделать акцент не только на новых условиях жизни и деятельности первоклассника, но и на новых контактах, отношениях, обязанностях, режиме дня, нагрузке, отношении окружающих к учащемуся. Меняется большая часть привычной жизни ребёнка, так как всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Данный период является очень напряжённым, в первую очередь потому, что любое общеобразовательное учреждение с самых первых дней предъявляет учениками целый ряд требований, которые до этого не были связаны с их непосредственным опытом, что, в свою очередь, требует предельной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема эмоционального благополучия первоклассников и влияние на него родительско-детских отношений рассматривается в современной науке, как одна из наиболее острых и востребованных тем.
Возраст 7 лет - решающий, неповторимый этап в процессе онтогенеза. Данный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, в виде потребности любви, уважении, признании. Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность - сочувствовать другим людям. Именно в налаженной системе отношений ребенка с родителями начинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей.
Одной из основных причин нарушения эмоционального благополучия детей, нарастания тревожности является нарушение в сфере родительско- детских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы, стили, установки воспитания своих родителей. Личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
Теоретический анализ позволил нам определить основные критерии оценки эмоционального благополучия ребенка: позитивное отношение к себе; преобладающий положительный эмоциональный фон; направленность на позитивные отношения с другими; отношение ребенка к семье.
В процессе исследования нами был выполнен констатирующий эксперимент. В результате, которого нам удалось установить, что сниженный уровень эмоционального благополучия имеют 16 детей из 40 обследуемых. Именно эти дети вошли в состав контрольной и экспериментальной групп.
Анализ родительского отношения показал, что 13 родителей устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и
100 ребенком, 38 родителей ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, 8 родителей неадекватно относятся к неудачам своего ребенка.
Так же нами было установлено, что эмоциональное благополучие первоклассников зависит от принятия ребенка матерью, от симбиотичности отца, от авторитарности матери и отца и от того как они относятся к неудачам своего ребенка. Отношение ребенка к семье имеет взаимозависимость со всеми компонентами эмоционального благополучия, которые в свою очередь имеют взаимозависимость друг с другом.
В ходе исследования нами была разработана программа формирующего эксперимента, которая состоит из двух направлений работы:
-Работа с детьми, которая заключается в повышении уровня эмоционального благополучия первоклассников;
-Работа с родителями, которая направлена на изменение родительского отношения к первоклассникам.
Для реализации программы работы с детьми нами было разработано 13 консультаций - занятий и определен основной способ проведения занятий - игровой т.к. игровая деятельность является естественной средой общения для ребенка, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями.
Для реализации проведения программы по работе с родителями нами было разработано 6 занятий.
Так же мы определили ожидаемый результат после проведения данных программ:
...


1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. / Л.М. Аболин; - Казань: Изд-во Казанского ун-та, - 1987.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология // Учебное пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия»,
2000.
3. Айнсворт М. Привязанность за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее / Под ред. Е.Р. Слободской. Новосибирск, 1994.
4. Александрова Т.И. Эмоциональное благополучие личности ученика.
Теория и практика: учебное пособие / Т.И. Александрова. - Хабаровск: Изд-во Дальневост. госуд. гуманит. уни-та, 2014. - 72 с.
5. Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е издание. — М.: Независимая фирма «Класс», 2007.
6. Бадулина, О. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников. Дисс. кандидата пед. наук. - М, 1998.
7. Берне Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. М.:Смысл, 2000.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды // Проблемы формирования личности: под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1995.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Наука, 1968.
10. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно­психологическое консультирование. М., 1990.
11. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.
12. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. -М.: Педагогика, 1995.
13. Ветрова, В. В. Уроки психологического здоровья/ В. В. Ветрова. - М.: Академия, 2000.
14. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1998.
15. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. - М.: 1988.
16. Воробьева, О. А. Психолого - педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа. Дисс. канд. психологич. наук. - Коломна, 2000.
... всего 72 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ