Введение 4
Глава I. О различных подходах к рассмотрению эпитета как тропа
1. Из истории вопроса об эпитете 9
1.1. Представления античных ученых об эпитете 9
1.2. Взгляды отечественных ученых на вопрос об эпитете 10
2. Проблема определения понятия «эпитет» 13
3. Виды эпитета и его классификации 19
4. Функции и структура эпитетов в художественной речи 23
Глава II. Комплексный анализ эпитета в русской народной сказке
1. Изучение фольклорных особенностей 25
1.1. Русская народная сказка: исторические данные 27
1.2. О возникновении сборников русских народных сказок 29
1.2.1. А.Н. Афанасьев 31
1.2.2. А.И. Никифоров 34
2. Основные функции сказочных произведений и изобразительных средств в текстах народных сказок
2.1. Рассмотрение функций русских народных сказок 36
2.2. Роль постоянного эпитета в русских народных сказках 39
3. Отражение русской ментальности через изобразительные средства в
произведениях фольклора 44
3.1. Соотношение понятий «менталитет» и «ментальность» 44
3.2. Взаимосвязь ментальности и культуры 50
3.3. Картина мира с точки зрения лингвофольклорного подхода 51
3.4. Изучение специфики ментальных установок в русскоязычных сказках ...54
Глава III. Практическое применение исследовательских данных 56
1. Классификация эпитетов по отношению к определяемому слову 57
1.1. Артефактные эпитеты 58
1.2. Антропоморфные эпитеты 62
1.3. Абстрактные эпитеты 68
1.4. Зооморфные эпитеты 70
1.5. Эпитеты, относящиеся к природе 72
1.6. Номинативные эпитеты 76
1.7. Выводы, полученные в результате исследования эпитетов 77
2. Практическое применение исследовательских данных в профессиональной деятельности
2.1. Пояснительная записка о содержании факультативной программы 81
2.2. Экспериментальная работа 86
2.2.1. Порядок проведения экспериментальной работы 87
2.2.2. Выводы, установленные в ходе экспериментальной работы 91
Заключение 93
Список использованных источников и литературы 97
Каждый из нас знаком со сказочными героями и сюжетами с самого раннего детства. Сказки обладают той неповторимой духовной ценностью народа, о котором они повествуют. В них заложены вековые традиции и культура нации; через сказки мы познаем мир и постигаем моральнонравственные понятия; сказки не только рассказывают и приукрашивают, но и учат и воспитывают нас.
Исследование народной сказки раскрывает представление о культуре, охватывает комплексное изучение коренных ценностей и менталитета нации и поэтому имеет особое значение для носителя данного языка и культуры.
Не зная свои истоков, невозможно строить будущее, и только русская народная сказка позволяет окунуться в мир наших предков и с помощью изобразительно-выразительных средств языка представить неповторимое своеобразие нашего народа.
Выбор темы магистерской диссертации обусловлен наличием проблемы изучения изобразительных языковых средств в русских народных сказках, так как, на наш взгляд, данный аспект исследован не в полном объеме.
Тесному взаимодействию языка и культуры уделяется все большее внимание культурологов и лингвистов, чем и определяется актуальность нашего исследования.
В своей работе мы использовали многообразие фактического материала, представляющего научную ценность. Следует отметить, что из всего числа сказок, составляющих сборники, нас больше интересовали волшебные, чем бытовые и про животных. Такой выбор определенного типа сказок обусловлен наибольшим содержанием в них художественно-изобразительных средств, в частности, эпитетов.
Таким образом, научная новизна нашего исследования состоит в комплексном изучении и последовательном сопоставлении типичных языковых средств, в частности эпитетов, в русской народной сказке. В ходе работы были рассмотрены классификации эпитетов в языке художественной литературы и составлена собственная классификация эпитетов по различным критериям.
В качестве объекта исследования выступают языковые изобразительные средства в русских народных сказках разных периодов.
Предметом исследования является эпитет в русских народных сказках.
Основной целью магистерской диссертации явилось комплексное исследование эпитетов, их классификаций, функций и способов проявления в русских народных сказках разных периодов.
Для достижения названной цели предполагалось выполнить поставленные задачи:
1) Знакомство со специальной литературой, необходимой для построения теоретического фундамента работы.
2) Сбор фактического материала, для чего были использованы следующие источники: хрестоматии, сборники, специальные издания и выпуски периодических изданий. Естественные предпочтения вызывали издания, осуществленные под наблюдением ученых и специалистов, их комментарии.
3) Классификация изученного материала, фактологическая работа в соответствии с основной целью исследования.
4) Анализ фактического материала для получения верифицированных выводов.
В ходе нашего исследования были применены следующие методы: описательный, сравнительно-сопоставительный, лингвокультурологический и лингвостатистический методы.
...
В исследовательской работе предполагалось расширить теоретическую базу по теме изучения изобразительных средств в фольклорных произведениях на основе уже имеющихся данных. После проведения теоретического анализа и синтеза собранных материалов, мы пришли к выводу о том, что нынешние классификации устарели ввиду появления нового взгляда на проблему. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему эпитетов в русских народных сказках, которая отвечала бы требованиям собранного и проработанного материала.
Мы считаем, что новая, предложенная нами классификация эпитетов в произведениях фольклора является актуальной ввиду ее уникального деления на категории: эпитеты распределены в соответствии с тем или иным их употреблением по отношению к определяемому слову на различные темы.
При работе с категориями классификации были рассмотрены различные социальные сферы жизни общества (семейная, политическая, общественная). Более того, отдельно были проанализированы узкие направления в каждой категории, затем производилось её дробление на мелкие пункты, соответствующие общей тематике группы.
Так, например, эпитеты, относящиеся к человеку, собирают в себе несколько узких направлений:
а) эпитеты, описывающие семью, родственные связи и отношения;
б) эпитеты, описывающие части тела;
в) эпитеты, описывающие характер героя.
Из всего вышесказанного следует заключить, что предложенная нами классификация эпитетов из текстов русских народных сказок является результатом их комплексного анализа с подробным делением на категории в зависимости от тематики направления.
Составлению классификации предшествовало изучение теоретической базы по эпитетам и русским народным сказкам соответственно. Так, анализируя различные подходы к рассмотрению эпитета как тропа, мы условно выделили две группы таких представлений:
а) античных ученых;
б) отечественных исследователей.
По изученным источникам мы заключили, что именно с античности начинается история эпитета, так как в эту эпоху известные мыслители уже говорили в своих трудах о таком изобразительном средстве речи.
Взгляды современных ученых отличаются многообразием и различными подходами к определению и понятию эпитета, поскольку, как было нами отмечено, представление о данном тропе непосредственно связано с определенным периодом времени, и, соответственно, с конкретными научными и культурными взглядами исследователей.
Рассматривая проблему определения термина «эпитет», мы пришли к выводу о том, что целесообразно применять широкое понимание при изучении этого тропа, так как именно таким способом устанавливается художественное проявление свойств изобразительного средства, независимо от его индивидуальных характеристик.
В связи с этим, принимая во внимание ряд классификаций эпитетов, мы полагаем, что при попытке их систематизировать следует учитывать существование узкого и широкого понимания, от чего зависят такие критерии для классификации, как частота использования тропа в речи, отношение к определяемому слову, структура и происхождение эпитета.
Исходя из того обстоятельства, что роль эпитета в различных жанрах устной поэзии не однозначна, мы выделили основные характеризующие функции тропа, при этом было отмечено, что грамматическое определение, выраженное именем прилагательным, позволяет раскрыть уникальные признаки определяемого слова, одновременно выделяя общие и индивидуальные черты.
...
1. Адрианова - Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л.: Изд-во «Наука», 1974. - С. 157 - 162.
2. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,
пословицах, загадках, народном языке: Очерки / М.: Детская
Литература, 1988. - 176с., ил.
3. Аникин В. П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. — М., 1987.
4. Аникин В.П. Русское устное творчество. М., 2004.
5. Аристотель. Об искусстве поэзии. - М., 2000. С. 116-118.
6. Астахова А.М. Народные сказки о богатырях русского эпоса. М., 1962. - 292с.
7. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / А.Н. Афанасьев. - М.: Современник, 1983.
8. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988.
9. Афанасьев А.Н. Предисловие ко второму изданию // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. М., 1985. -T.I. - С. 5-10.
10. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. -М.: Советская энциклопедия, 2002. -607с.
11. Бараг Л.Г., Новиков Н.В. А.Н. Афанасьев и его собрание народных сказок // Народные русские сказки А.Н. Афанасьева в трех томах. — Т. 1. - М., 1984. - С. 381-428.
12. Бахтина В.А. Русское народное поэтическое творчество. М., Высшая школа, 1983. - 208с.
13. Бахтина В. А. Эстетическая функция сказочной фантастики. Наблюдения над русскими народными сказками о животных. — Саратов, 1972.
14. Бахтин В.С. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. Л., Детская Литература, 1982.
15. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
16. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М., 2006.
... всего 108 источников