Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСОВ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Работа №157509

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Геоэкологическая характеристика Красноярского края
1.1 Географические особенности Красноярского края6
1.2 Современное экологическое состояние Красноярского края 20
1.3 Медико-географические условия края
37
Глава 2. Геоэкологические особенности Красноярского края, как факторы заболеваемости детей
2.1 Влияние состояния окружающей среды на состояние здоровья детского населения Красноярского края46
2.2 Рекреационные условия Красноярского края для восстановления здоровья детей
60
2. 3 Изучение вопросов медицинской географии в предметной области 65
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложение 75


Как известно, условия окружающей среды существенным образом влияют на организм человека. Воздействие природных факторов на здоровье людей может быть положительным и отрицательным, нарушать его нормальное функционирование и нередко вызывать те или иные заболевания. Благотворное влияние на организм человека оказывает солнечная радиация, морская вода, воздух высокогорий, хвойных лесов и т.п. Сочетание этих факторов - идеальный вариант жизнедеятельности человека, но не везде все эти факторы встречаются вместе.
За последнее столетие сфера человеческой деятельности достигла огромных масштабов. Так, человек, улучшая себе жизнь, создавая материальные блага, воздвигает предприятия-гиганты, плотины, искусственные моря, сводит леса, оставляет глубокие карьеры и высокие терриконы. Кроме того, в атмосфере и почве накапливаются несвойственные природе компоненты. Всё это изменяет качество внешней среды, а следовательно, является факторами, влияющими на здоровье людей, к которым должен приспособиться организм, что чаще всего происходит через различного рода заболевания.
Сейчас человек сталкивается с воздействием комплекса факторов природного и техногенного характера, которые оказывают влияние на возникновение и географию ряда заболеваний. Наиболее подвержен воздействию окружающей среды детский организм. За последние тридцать лет отмечается ухудшение состояние здоровья детей, о чём свидетельствует медицинская и демографическая статистика.
Красноярский край представляет собой уникальную в географическом отношении, территорию России. Особенности его природы в значительной степени связаны с экстремальностью условий климата. Большая часть его территории расположена в зонах неблагоприятных природных условий и лишь южная часть - в благоприятных. Кроме того, значительная часть края находится в пределах ультрафиолетового дефицита (севернее 57-й параллели).
Экологическая обстановка в крае, на обжитых территориях, также тревожна, поскольку там размещены крупнейшие предприятия цветной металлургии, топливно-энергетического и лесного комплексов.
Статистика органов управления образования и здравоохранения свидетельствует, что с каждым годом увеличивается число детей, освобождённых от занятий физической культурой, выпускных экзаменов (ЕГЭ и ОГЭ) в школе.
Вопросы медицинской географии в программах основных курсов практически не рассматриваются, только лишь факторы загрязнения окружающей среды и рекреационные ресурсы России. Между тем, проблемы здоровья населения и детей, в особенности, связанные с геоэкологическими факторами следует рассматривать в связи с содержанием курсов физической и социально-экономической географии. А в теме, посвящённой географии Красноярского края, эти вопросы становятся актуальными. В более развёрнутом виде, эти вопросы можно изучить в рамках элективного или факультативного курса. Для разработки его содержания следует изучить особенности природных условий и экологического состояния Красноярского края, оказывающих влияние на состояние здоровья людей.
Актуальность данной работы заключается в том, что учителю необходимо знать не только состояние здоровья детей, но и причины их болезненности, чтобы правильно организовать учебный процесс и иметь индивидуальный подход к ученикам, а также вооружить учащихся знаниями основ медицинской географии, развивая их познавательные универсальные учебные действия и интересы.
В работе была поставлена цель: выявить географическую закономерность влияния комплекса факторов внешней среды, как природного, так и антропогенного характера, на здоровье детского населения Красноярского края. На примере краеведческого материала дать основы знаний по медицинской географии, как одного из направлений географической науки.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа выполнена на основе изучения и обобщения литературных картографических, в том числе интернет-источников по географии Красноярского края, материалов экологического содержания и статистических данных ежегодных отчётов «О состоянии здоровья населения Красноярского края» и «О состоянии здоровья окружающей среды в Красноярском крае». А также статистических ежегодников Крайстатуправления. Их анализ позволил выделить территории Красноярского края, где природные и экологические условия являются причиной заболевания детей.
Составлена картодиаграмма характеристики климата зон суровости Красноярского края. На основе статистических материалов все регионы края ранжированы по уровню заболеваемости и выделены благополучные и неблагополучные по состоянию здоровья детского населения. Составлена таблица совмещённых показателей «индекса здоровья» населения с показателям рангов районов по заболеваемости детей в крае.
Материалы магистерской диссертации могут быть использованы в школьном географическом образовании в следующих вариантах применения.
1. Привлекать отдельные фрагменты материалов фактических сведений, карт, статистических таблиц в курсах географии России.
2. В курсе «Медицинской географии» в специализированных классах.
3. В элективных курсах профильной (10 и 11 классы) и предпрофильной (9 класс) подготовки.
За основу вариантов разработки программ использования материалов магистерской диссертации, предлагается разработанная программа-матрица.
Данную тему исследования следует считать как первое приближение к системному анализу медико-географического районирования Красноярского края с учётом экологической обстановки и состояния здоровья населения. В работе рассмотрены вопросы рекреационной географии, а также влияния социальных условий на состояние здоровья детей по регионам края. Для полной характеристики картины здоровья детей необходимо учитывать весь спектр факторов природного и социально-экономического характера.


1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. - Л.: Гидрометеоиздат. 1989.
2. Атлас Красноярского края и Республики Хакасия. - Роскартография. 1994.
3. Буслов С.П., Шапельский Ю.Б. Медико-географическая характеристика Красноярского края в связи с формированием на его территории ТПК. - Иркутск, ИГС и ДВ СО АН СССР. 1991.
4. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Красноярского края в 2015 году [Электронный ресурс]. www.kraszdrav.ru (дата обращения 10.09.2018).
5. Государственный доклад «О состоянии окружающей среды в Красноярском крае в 2016 году» - Красноярск, 2017.
6. Каминский А.Ю. Атомный ад бушевал в недрах Красноярья /Сегодняшняя газета, 30 мая, 1996.
7. Кириллов М.В. Природа Красноярска и его окрестностей. - Красноярск, 1988.
8. Кириллов М.В. Природа Красноярского края и его охрана. - Красноярск, 1983.
9. Кириллов М.В., Безруких В.А. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасии. Хрестоматия. - Красноярск, 1995.
10. Климат Красноярска. Под ред Ц.А. Швер и А.С. Герасимовой. - Л.: Гидрометеоиздат, 1982. С. 156.
11. Красноярский край в цифрах 2015: Стат.сб./Красноярскстат. -
Красноярск, 2016. - С.59. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.krastat. gks.ru.
12. Кучер Т.В., Беляева Т.К. Программа курса медицинская география//География в школе - 1994, № 2. С.31.
13. Кучер Т.В., Колпащикова И.Ф. Медицинская география. Учебник для 10­11 классов профильных школ. - М.: Просвещение, 1996.
14. Лобжанидзе А.А. География России: эколого-экономические аспекты. Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: просвещение, 1996.
15. Ларионова М.В., Ларионова Л.Ю. Природные условия и экологическая обстановка Красноярского края как факторы здоровья детей. /Материалы республиканской школы-конференции «Молодёжь и пути России к устойчивому развитию». Красноярск, 1999.
... всего 23 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ