Введение 3
Глава 1. Дискуссионный клуб как форма обучения 6
1.1 Понятие дискуссионного клуба 6
1.2 Методика организации дискуссионных клубов по географии 12
Глава 2. Характеристика влияния коронавирусной инфекции на развитие регионов России ....15
2.1 Понятие о коронавирусной инфекции и его распространение на территории России 15
2.2 Влияние COVID-19 на отрасли экономики 18
2.3 Региональная политика по социально-экономической поддержке в условиях пандемии 23
Глава 3. Разработка программы дискуссионного клуба по географии 34
3.1 Методические рекомендации по организации дискуссионного клуба по изучению влияния
коронавирусной инфекции на развитие регионов 34
3.2 Программа дискуссионного клуба по географии 37
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложение 1. Оценка участников дискуссии 54
В современных мире, когда перед Россией стоит острая проблема модернизации страны и перехода экономики на инновационный путь, все больше возникает потребность во всесторонне развитых, целеустремленных людях, которые стремятся к самореализации, самообразованию и саморазвитию. Немаловажным остается и воспитание высоких гражданских чувств, любви к своей Родине. Именно такие молодые люди смогут разрабатывать и внедрять новейшие технологии, находить креативные пути решения из сложных ситуаций, смогут сохранять и развивать уникальное культурное наследие нашей страны.
Формирование таких знаний по географии, как культурно-исторические и этнографические традиции и особенности России и зарубежных стран, бережного отношения к родной природе, способствует воспитанию творчески мыслящих молодых людей. Именно на это направлена сейчас государственная политика .
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) ориентирован на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Объектом стандартизации стала система требований к образовательным результатам -предметным, метапредметным, личностным.
Предметные результаты формируются путем освоение школьных дисциплин. Достижение личностных результатов, таких как формирование ценностей, интересов человека, мировоззрения достигается в результате участия во внеурочной деятельности, так как обучающийся самостоятельно выбирает ее, исходя из собственных мотивов и интересов.
Подготовиться к полноценной жизни возможно, имея опыт активных, самостоятельных, социально значимых действий. Именно поэтому важно не только формировать у обучающихся конкретные знания и навыки по предмету, но и формировать общие социальные умения и качества, которые нужны для становления личности и этому способствует внеурочная деятельность.
К примеру, в рамках внеурочной деятельности возможно проведение дискуссионного клуба по изучению влияния коронавирусной инфекции на развитие регионов России. В связи с последними событиями это тема остается важной для обсуждения. Обучающиеся смогут оценить экономическую обстановку в стране и отдельно в регионах, в том числе, в родном Красноярском крае, смогут оценить влияние пандемии на отрасли экономики и то, как это отразилось на определенном субъекте РФ, смогут проанализировать действенность мер, которые предлагало Правительство РФ и региональные власти. Ведь несмотря на многочисленные указы Президента РФ о помощи пострадавшим отраслям в связи с введением ограничений, многие регионы сами формировали «пакет» мер и внедряли те или иные ограничения, и выводили их в разный период времени.
Обучающимся интересно обсуждать существующие, насущные проблемы, высказывать свое мнение, дискутировать по поводу общегосударственных вопросов.
Дискуссия занимает особое место в организации учебного процесса по географии, обладает значительным образовательным потенциалом и в полной мере отвечает предъявляемым требованиям стандартами.
Объект исследования: процесс изучения географии во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: дискуссионный клуб как форма изучения влияния коронавирусной инфекции на развитие регионов России обучающимися 9 класса
Цель исследования: разработка программы дискуссионного клуба для обучающихся 9 класса по изучению влияния коронавирусной инфекции на развитие регионов России.
Задачи исследования:
1. Изучить применение дискуссионного клуба как формы образовательного процесса.
2. Охарактеризовать влияния коронавирусной инфекции на развитие регионов России.
3. Разработать методические рекомендации по организации дискуссионного клуба по изучению влияния коронавирусной инфекции на развитие регионов России
Методы исследования: теоретические: анализ источников информации, сравнение понятий; эмпирические: педагогическое проектирование.
1. Анализ методической литературы определил возможность организации дискуссионного клуба как групповой формы внеурочной деятельности, которая позволяет обучающимся высказать свою точку зрения и выслушивать мнения своих коллег. Организация дискуссионного клуба по географии связано с обширным перечнем вопросом географического содержания, которые вызывают интерес у школьников и связаны с их жизнью. В ходе проведения дискуссий обучающиеся готовятся к самостоятельной взрослой жизни, где они должны уметь смело отстаивать свою точку зрения. В результате внеурочной деятельности обучающиеся создают новые для себя ценности, которые важны для формирования личности.
2. Важной остается проблема влияния коронавирусной инфекции как на регионы, так и на всю страну в целом. Эта проблема затронула жизни каждого человека любого возраста. Необходимо разобраться как происходит распространение заболевания, как оно повлияет на экономику страны и отразится на дальнейшем ее развитии. В ходе данной работы было выявлена, что пандемия негативно отразилась на экономике страны, отдельных ее регионах и отраслях специализации этих регионов, об этом говорит сокращение производства в таких отраслях, как ювелирное производство, автомобилестроение, уменьшение доходов в гостиничном бизнесе, уменьшение доходов малого и среднего бизнеса, неспособность граждан своевременно погасить кредиты, падание рубля и ВВП страны. Несмотря на меры, принятые властями РФ и местного самоуправления, ситуация плохо отразилась на экономике регионов и до сих пор восстанавливается.
3. Подходящей формой для изучения влияния коронавирусной инфекции на развитие регионов России является форма внеурочной деятельности - дискуссионный клуб. Данный вид деятельности позволяет обсуждать вопросы влияния данного заболевания на каждого школьника и на всю страну в целом. Обсуждение насущных вопросов об эффективности ввода QR- кодов, как малый бизнес справляется с вызовами и ограничениями - пример тех, вопросов, которые интересны подросткам. Организация дискуссионного клуба позволить обучающимся высказаться на злободневные темы, сформировать свою точку зрения, углубить знания. Занятия клуба могут проходить на стыке наук: географии, биологии, экономики, социологии и т.д., что углубляет понимание взаимосвязанности разных процессов.
1. Абсалямова С.Г., Мухаметгалиева Ч.Ф. Влияние эпидемии коронавируса на мировую экономику // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: сборник трудов конференций. Симферополь: Типография «Ариал», 2020. С. 61-63
2. Академик словарь, дискуссия. // Режим доступа: http://dic.academic.ru,
свободный. - (дата обращения 06.05.2020.)
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., - 2011. - 320 с.
4. Байбаква Т.В., Головин Р.С. Влияние вспышки коронавируса (COVID-19) н экономический рост России // Российская экономика: взгляд в будущее: сборник трудов конференции. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2020. С. 34-38
5. Выступление С.К. Шойгу на всероссийском съезде учителей географии // Режим
доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru, свободный. - (дата
обращения: 14.05.2022)
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя /.М.: Просвещение, 2010
7. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития воспитании личности гражданина России: Учебное издание. М., 2009
8. Дерябина Н.П. Дискуссия как метод обучения, способствующий развитию критического мышления, сознательности и ответственности: М., 2011. - 113 с.
9. Душина И.В. Методика преподавание географии / И.В. Душина, Г.А. Понурова.
- М., 1996. - С. 174-176
10. Енин А.В. Внеурочная деятельность. Теория и практика / Сост..М.:ВАКО, 2015
11. Жукова Л.А. Анализ распространения коронавируса SARS-COV-2 по
федеральным округам и субъектам Российской Федерации // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2020. С. 85-88
12.Засеев Давид._Меры поддержки бизнеса, предпринятые государством в связи с COVID-19 // Режим доступа: https://vc.ru/legal/117154-mery-podderzhki-biznesa- predprinyatye-gosudarstvom-v-svyazi-s-covid-19, свободный. - (дата обращения: 07.12.2020)
13.Земцов С.П. Коронавирус в регионах России: особенности и последствия распространения // Государственная служба. 2020. №2. С. 48-55
14.Земцов С.П., Царева Ю.В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Экономическое развитие России. 2020. №5. С. 71-82
15. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - С. 339 - 340
... всего 38 источников