ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1 Общая характеристика гибкости как физического качества и
факторы, влияющие на воспитание гибкости 5
1.2 Особенности воспитания гибкости детей 9-10 лет 8
1.3 Средства и методы воспитания гибкости на уроках физической
культуры 11
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1 Задачи исследования 15
2.2 Методы исследования 15
2.3 Организация исследования 19
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ
ГИБКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 21
3.1 Уровень гибкости школьников на констатирующем эксперименте.. 21
3.2 Использование комплекса упражнений стретчинг для воспитания
гибкости у школьников 9-10 лет на уроках физической культуры 25
3.3 Контрольный эксперимент, определяющий эффективность
комплекса упражнений стретчинг для воспитания гибкости у школьников 9-10 лет на уроках физической культуры 32
ВЫВОДЫ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Среди основных физических качеств любого человека есть и такое качество как гибкость. Физиологически опорно-двигательный аппарат может характеризоваться подвижностью звеньев, именно степень этой подвижности и влияет на уровень гибкости человека. Характеристикой гибкости человека также выступает амплитуда его движений.
Гибкость является таким физическим качеством, воспитание которого необходимо начинать с ранних лет.
Кроме того, гибкость человека напрямую связана и оказывает влияние и на другие физические качества организма. Подвижность суставов, а также растяжка детей и подростков, занимающихся спортом, способствует снижению травматизма во время занятий спорта . Гибкость также необходима для выполнения множества технических элементов в разных видах спорта (например, в фигурном катании, гимнастике, восточных единоборствах и др.), поэтому высокий уровень воспитания гибкости у спортсмена позволит получить высший балл за выполнение технических элементов своей конкурсной спортивной программы или одержать победу на соревнованиях.
Однако влияние компьютерных игр, сидячего образа жизни, высокой загруженности школьников негативно влияет на показатели гибкости детей. Такой малоподвижный образ жизни вызывает проблемы со здоровьем, например, у ребенка нарушается осанка, не растет мышечная масса, портятся суставы уже с младшего школьного возраста.
В тоже время, несмотря на высокую и обоснованную значимость воспитания гибкости у современных детей младшего школьного возраста в образовательных программах по уроку «Физическая культура» уделяется недостаточно внимания данному направлению тренировочного процесса. В большей степени такое положение вещей в образовательной программе средне образовательной школы может быть обосновано низкой заинтересованностью детей в тренировке и воспитании гибкости во время уроков физической культуры.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что именно гибкость, как одно из физических качеств человека влияет на результаты спортивной деятельности младшего школьника, снижает уровень травматизма во время соревнований или занятий спортивной деятельностью, воздействует на физическое развитие опорно-двигательного аппарата ребенка. Одновременно с этим гибкость должна быть воспитана еще с ранних лет. Младший школьный возраст является как раз наиболее благоприятным периодом для воспитания гибкости. Кроме того, гибкость является одним тестов, сдаваемых для ВФСК «ГТО».
Объект исследования - воспитание гибкости у школьников 9-10 лет на уроках физической культуры.
Предмет исследования - специальные упражнения воспитания гибкости у школьников 9-10 лет на уроках физической культуры.
Цель исследования - разработать методику воспитания гибкости у школьников 9-10 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение специального комплекса упражнений стретчинг на уроках физической культуры позволит повысить уровень гибкости у школьников 9-10.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе педагогического эксперимента был разработан комплекс упражнений стретчинг для воспитания гибкости у школьников 9 -10 лет на уроках физической культуры. Упражнения, вошедшие в предлагаемую методику воспитания гибкости, направлены на растяжку разных групп мышц.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс упражнений, может быть использован в процессе воспитания гибкости у школьников 9-10 лет на уроках физической культуры в любой общеобразовательной школе на начальном этапе образования.
1. Проведенный анализ литературы позволит определить понятие гибкости как физического качества следующим образом: система морфологических качеств опорно-двигательного аппарата организма человека, которая влияет на подвижность и амплитуду отдельных элементов (звеньев) тела человека.
Большая подвижность позвоночного столба, высокая растяжимость связочного аппарата в 6-10 лет благоприятствуют воспитанию гибкости. Основными средствами воспитания гибкости являются упражнения на растягивание, которые могут быть динамического и статического характера.
2. Педагогический эксперимент проводился с учащимися 3 -го класса МБОУ гимназия № 44 г. Пензы.
Констатирующий этап исследования показал, что в контрольной и экспериментальной группах дети младшего школьного возраста занимаются по одной и той же образовательной программе и имеют одинаковый уровень воспитания показателей гибкости.
Во время педагогического эксперимента работа с детьми велась дифференцировано в экспериментальной и контрольной группах. Специальный комплекс упражнений стретчинг разработан для того, чтобы с помощью растяжки мышц улучшить гибкость тела младших школьников.
3. После педагогического эксперимента проведен контрольный эксперимент, в результате которого определена эффективность предложенного комплекса упражнений стретчинг для воспитания гибкости у школьников 9-10 лет на уроках физической культуры. Применение специального комплекса упражнений стретчинг на уроках физической культуры позволит повысить уровень гибкости у школьников 9-10. Таким образом, полученные результаты тестирования младших школьников доказывают верность выдвинутой во введении гипотезы.
1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо, 2018. 250 с.
2. Александрова А.А., Русинова М.П. Методика развития гибкости у младших школьников // Актуальные проблемы науки и образования: материалы Международного форума, посвященного 300-летиюм Российской академии наук. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. С. 311-318.
3. Антонова С. Секреты гибкости. М.: Терра, 2019. 313 c.
4. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 2021. 285 с.
5. Бакшеева М.К., Карась Т.Ю. Методические аспекты развития гибкости во внеурочной деятельности (на примере танцев) у младших школьников // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2021. № 2. С. 10-15.
6. Белоножкин Р.В., Маслова И.Н. Развите гибкости у младших школьников // Перспективы развития студенческого спорта и Олимпизма: сборник статей Всероссийской с международным участием научно - практической конференции студентов. Воронеж: Научная книга, 2019. С. 262¬266.
7. Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М.: Медицина, 2024. 224 c.
8. Врублевский Ю.Д., Шаврина И.С., Марьясов Д.И. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры // Актуальные вопросы науки и образования: сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2022. С. 185-190.
9. Галеева М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена. Киев: Слово, 2007. 256 с.
10. Галиева Д. Стретчинг дома: сесть на шпагат легко. М.: АСТ, 2020. 224 с.
11. Губайдуллин Д.Ш., Пушкарева И.Н. Методика развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры // Актуальные проблемы науки и образования: материалы Международного форума, посвященного 300-летиюм Российской академии наук. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. С. 338-345.
12. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник для вузов. М.: Владос, 2021. 431 c.
13. Дулуб Н.Н., Изосимов А.Н. Гибкость и факторы, влияющие на ее развитие // Теоретические и прикладные аспекты в области гуманитарных наук: Материалы V Международной научно-практической конференции. Ростов-на- Дону: Издательство «Манускрипт», 2023. С. 261-264.
14. Катанаева Ю.А., Минка И.Н. Стретчинг как средство воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста на секционных занятиях // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018. № 4. С. 213-217.
15. Левченко А.В., Невзорова А.С. Развитие гибкости на занятиях
стретчингом // Актуальные проблемы теории и практики спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: материалы
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Самара: Научно-технический центр, 2021. С. 135-140.
16. Лизенко К.В. Развитие гибкости обучающихся начальных классов на уроках физической культуры с использованием элементов гимнастики // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т. 17, № 2-2(20). С. 221-223.
17. Лях В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методики развития физических качеств. М.: Терраспорт, 2020. 192 с.
18. Манкиева Е.Р. Развитие активной гибкости у обучающихся 3 класса с применением метода стретчинга на уроках физической культуры специальной
медицинской группы // Педагогические науки: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей VI Международной научно-практической
конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2023. С. 79-82.
19. Морозова Л.В., Мельникова Т.И., Виноградова О.П. Стретчинг: учебно-методическое пособие. Казань: Бук, 2018. 56 с.
20. Направленное развитие гибкости на уроках физической культуры в
начальной школе средствами игрового стретчинга / Т.Б. Горбатенко [и др.] // Современные проблемы и потенциал научных исследований в физической культуре и спорте: материалы всероссийской научно-практической
конференции. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2019. С. 121-127.
21. Нельсон А., Кокконен Ю. Анатомия упражнений на растяжку / пер. с англ. С. Э. Борич. Минск: Попурри, 2024. 224 с.
22. Нестеренко А.А. Методика развития гибкости обучающихся // Актуальные проблемы науки и образования: материалы Международного форума, посвященного 300-летиюм Российской академии наук. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. С. 208 -214.
23. Осьмак К. Растяжка, шпагат и гибкость в любом возрасте. М.: Издательские решения, 2019. 639 с.
24. Петрова А.С. Средства для развития гибкости у младших школьников
// Научные исследования и современное образование: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Центр
научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. С. 107-108.
25. Платонов В.Н., Булатов М.М. Гибкость спортсмена и методика ее совершенствования. М.: Советский спорт, 2020. 364 с.
26. Прописнова Е.П., Дегтярева Д.И., Терехова М.А. Развитие гибкости у девочек 8-10 лет, занимающихся эстетической гимнастикой // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 2(168). С. 292-294.
27. Степук Н.Г. Анатомия стретчинга. М.: АСТ, 2020. 160 с.
28. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., исир. И доп. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 480 с.
29. Шайдуллин Б.Р. Развитие гибкости средствами стретчинга // NovaInfo.Ru. 2019. № 110. С. 87-88.
30. Шампарова Ю.К., Пушкарева И.Н. Методика развития гибкости (на примере разных возрастных групп) // Актуальные проблемы науки и образования: материалы Международного форума, посвященного 300-летиюм Российской академии наук. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2023. С. 292-297.
31. Шулбаев В.В. Изучение методики развития гибкости у школьников в
возрастном аспекте // Образование и педагогические науки в XXI веке:
актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III
Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и
Просвещение, 2018. С. 210-213.